Интеллигенция и власть.
1.1. Изменения в культурной политике СССР. Попытки преодоления сталинизма в культуре были предприняты раньше, чем в политической сфере. Новое поколение – «шестидесятники" (А.Т. Твардовский, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко и др.) - пыталось изменить положение интеллигенции в стране. Большой резонанс получили встречи руководителей государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг. 1.2. Однако культура оставалась под жестким партийно-государственным контролем. На рубеже 50-60-х гг. произошел поворот от оттепели к жесткой политике в области культуры. Своеобразным рубежом стало дело Б.П. Пастернака, вынужденного под давлением власти отказаться от Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго». С уходом Хрущева курс на десталинизацию был окончательно свернут. Усилилось идеологическое воздействие на художественную интеллигенцию (дело А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля (1965) и др.)В условиях ужесточения цензуры СССР покинули добровольно, а также были фактически изгнаны из страны десятки деятелей культуры.
Научно-техническая революция в СССР 2.1. Ускорение темпов научно-технического прогресса. В 1950-е гг. была выдвинута задача ускорения научно-технического прогресса. Основные направления изысканий были сосредоточены в области физики, химии, в освоении космоса, создании квантовой электроники. В период застоя отечественная наука сохраняла жизнестойкость и эффективность. По доле затрат на научные исследования и конструкторские разработки СССР превосходил даже США. Однако общий объем инвестиций в науку отставал от зарубежного. 2.2. Изменения периода «оттепели» оказали влияние на развитие гуманитарного знания. Обновление коснулось философии, истории, экономики. При этом в гуманитарных и общественных наукахв большей степенисохранялась идеологизированность. Советская система образования 3.1. Реформирование начальной и средней школы. На основании закона о средней школыбыл завершен переход от 7-летнего к 8-летнему образованию с обязательным обучением на производстве. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. В1966 г. вернулись к 10-летнему сроку обучения при сохранении обязательной восьмилетки. 3.2. Значительное развитие получила высшая школа. В 1989 г.29 % занятых в народном хозяйстве имели высшее образование. Литература и искусство 4.1. Новые тенденции в художественной жизни страны. В период «оттепели» наметилось раскрепощение художественной жизни, были реабилитированы многие деятели литературы (А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и др.). 4.2. В литературе углублялась стараятематикаиразвивалась новая.В 1950-е гг. были опубликованы произведения, посвященные проблеме незаконных репрессий («Не хлебом единым» В.Д. Дудинцева, «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына и др.). В конце 1950-х гг. получил распространение «самиздат» (бесцензурная литература). Первый «самиздатовский» журнал «Синтаксис» был основан поэтом А.И. Гинзбургом. В 1970-80-х гг. получила развитие тема Великой Отечественной войны (А.В. Быков, Ю.В. Бондарев, Б.Л. Васильев и др.), «деревенская проза» (Ф.А. Абрамов, Б.А. Можаев, В.Г. Распутин, В.П. Астафьев), «городская проза» (Ю.В. Трифонов, А.Г. Битов и др.) 4.3. В изобразительном искусстве основной направленностью стало изображение современника в творчестве художников - М.С. Сарьяна, П.Д. Корина; скульпторов — Е.В. Вучетича, С.Т. Коненкова и др. Живопись этих лет обогатили И.С. Глазунов, А.М. Шилов, Т.Н. Яблонская. Продолжало существовать «неформальное» искусство. В 1960–70-е гг. были созданы монументальные эпические произведения (Мамаев курган в Волгограде, скульптурный ансамбль защитникам Брестской крепости и др.). 4.4. Архитектура. В1950-60-е гг. изменилась практика градостроительства и архитектуры зданий. В Москве было построено несколько высотных зданий (здание МГУ на Ленинских горах, Кремлевский Дворец съездов и др.). В 1960–70-е гг. развивался новый стиль архитектуры – экономный, использующий возможности современной техники и материалов (здание СЭВ, Останкинская телебашня). 4.5. В театре чрезвычайно популярными были герои «производственных» пьес («Сталевары» Г. Бочкарева, «Премия» А.И. Гельмана и др.). Ряд театров не вписывался в «партийную» драматургию (Театр им. А.С. Пушкина, реж. А.В. Эфрос; Театр на Таганке, гл. реж. Ю.П. Любимов; ленинградский БДТ, гл. реж. Г.А. Товстоногов). 4.6. В кинематографе выдающиеся фильмы различных жанров создали М.М. Хуциев; М.К. Калатозов, Г.Н. Чухрай, С.А. Герасимов, Л.П. Гайдай и др. Однако из-за цензуры некоторые фильмы К.Г. Муратовой, А.Ю. Германа не вышли в прокат. 4.7. Музыка. Тема современности и героико-патриотическая тематика нашли свое отражение в произведениях Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова и др. Вклад в развитие симфонической музыки внесли А.Г. Шнитке, Э.В. Денисов. Мировую известность получили советские пианисты - С.Т. Рихтер, Э.Г. Гилельс, скрипач Д.Ф. Ойстрах и др. Большой вклад в развитие песенного эстрадного жанра внесли М.Г. Фрадкин, Я.И. Френкель, А.Н. Пахмутова и др. Одной из форм неофициальной культуры стала авторская песня. Возникли неформальные молодежные группы (металлисты, рок-музыканты и др.).
Итоги. Советская культура 1950-х - начала 80-х гг. характеризовалась: - быстрым развитием системы образования, высоким научно-техническим потенциалом (второе место после США); - ростом творческой активности советских людей, пиком популярности театров, музеев, выставок, кинематографа, самодеятельной песни; и в то же время - идеологизированностью, цензурой, ограничением самостоятельности в творчестве.
|