Письменность и образование
2.1. Появление письменности на Руси связано с деятельностью во второй половине IX в. на Балканах и в Центральной Европе братьев Константина (принявшего перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия. Они создали первую славянскую азбуку – глаголицу — для распространения христианских священных текстов. Договор 911 г. между Олегом и греками был написан на двух языках — греческом и славянском. Принятие христианства способствовало распространению письменности и грамотности. Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками — глаголицей и кириллицей. В итоге утвердилась кириллица,на основе которой путем упрощений, осуществленных в разные периоды, возник современный русский алфавит. 2.2. В период правления Ярослава Мудрого на Руси появились переводы книгцерковного и светского содержания. При монастырях открывались школы, где формировались кадры первых русских грамотеев. В целом культура раннего Средневековья оставалась элитарной, например, в силу того, что исключительно дорог был материал для книг – пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Вместе с тем грамотность получила широкое распространение и среди городского населения, о чем свидетельствуют найденные в Новгороде берестяные грамоты. Древнерусская литература Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества.Особенно широко были распространены былины, пословицы, поговорки, отражавшие не только духовные ценности народа, но и реальные исторические события. Древнерусская письменная литератураделится на переводную и оригинальную. Книги были рукописными («Остромирово Евангелие» XI в. и др.). 3.1. Переводзанимал важное место в литературе Древней Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений обусловливался влиянием Церкви. Формировались сборники извлечений из произведений Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других Отцов Церкви («Изборник», 1076 г. и др.). 3.2. Оригинальная древнерусская литературапредставлена такими жанрами как летописание (погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и официальных источников), житие, слово (поучение), хождения и исторические повести. Древнейшая русская летопись, известная нам, — «Повесть временных лет», составленная на основе более ранних, не дошедших до нас летописей, и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют нач. XI в. Основная идея произведения — единство и величие Русской земли. Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) Православной Церковью («Чтение о житии и погублении кн. Бориса и Глеба» того же Нестора и др.). Слово (поучение, речи) — произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра — торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия — «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона (вторая четверть XI в.). «Слово» — первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором, — представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей. Яркий образец нравоучительного красноречия — «Поучение Владимира Мономаха», представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии. Хождения (хожения) — разновидность литературы о путешествиях - рассказывали о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержались и сведения о природе, климате, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила» в Палестину). Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества — мир и войну. «Слово» называют эпической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом.
|