Студопедия — Значение принятия христианства. 5. 1.Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу русской государственности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Значение принятия христианства. 5. 1.Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу русской государственности






5. 1. Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал ощущать себя только частью какого-либо коллектива (семьи, общины), он все более осознавал себя русским и православным.

5. 2. В целом христианство, резко противопоставляя идеальное и материальное, вело к духовному развитию человека. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространилась письменность, летописание. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Зародилось каменное зодчество, возникло изобразительное искусство. В монастырях велось летописание. Крупные храмы становились центрами духовной жизни.

5.3. Православная Церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Она смягчала нравы, боролась против многоженства и других языческих пережитков. Стремясь к воплощению христианских заповедей, Церковь осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, насилие со стороны его верхов. Тем самым она способствовала формированию терпимости к ближнему, уважения к власти, так как «несть власти не от Бога». ПринятиеРусью православной формы христианства влияло на ее цивилизационный выбор, предопределило многие особенности ее исторического развития.

 

Тема 2. Культура Руси XIV–XVI вв.

 

Особенности русской культуры.

С конца XIV в. начинается возрождениерусской культуры. Победы над Золотой Ордой способствовали подъему национального самосознания и сыграли важную роль в восстановлении прерванных связей с Византией и южнославянскими странами. Всенародная борьба с иноземными завоевателями обусловила доминирующую роль патриотической тематики в культурной традиции Руси этого периода.

Возвышение Москвы исобирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей, к концу XV в. усилилась тенденция к формированию единой общенациональной культуры.

После завоевания в 1453 г. турками Константинополя Русь стала оплотом мирового православия, что способствовало росту ее международного авторитета и дало новый импульс культурному развитию.

Формирование единого государства в ХVI в.явились мощным стимулом для развития культуры. Необходимость укрепления внутреннего и внешнеполитического положения России обусловила невиданный прежде рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры.

Образование единого государства, языковая и этническая консолидация не привели к уничтожению культурной самобытности многочисленных народностей Руси. Культура нового государства носила явно выраженный многонациональный характер.

 

Литература и устное народное творчество.

Борьба с иноземными завоевателями вызвала подъем устного народного творчества. Созданные народом сказания звали русских людей к борьбе за независимость. Одно из самых известных произведений этого периода — «Сказание о невидимом граде Китеже» — легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

В начале XIV в. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва). Патриотизм и идея единстварусских земель являлись отличительной чертой всего русского летописания. Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания.После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства земель под главенством Москвы. Эта идея лежит в основе Троицкой летописинач. XV в., а также Московского летописного свода конца XV в.

В XVI в. летописание достигло своего расцвета. Его основной идеей становится укрепление государства и авторитета царской власти. Так, «Лицевой летописный свод» обосновывал мысль о том, что Русь является наследницей древних монархий.

Наиболее распространенным литературным жанром становятся исторические повести. Борьбе с иноземными завоевателями были посвящены «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».

Расцвет житийной литературы (агиографии)того времени также был связан с процессом объединения земель и необходимостью обосновать богоизбранность Москвы как центра Русского государства. Пахомий Логофет и Епифаний Премудрыйсоставили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра; Сергия Радонежского,поддержавшего московского князя в борьбе с Ордой.

Дальнейшее развитие получили «хождения».В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра — светские хождения (записки о путешествии в Индию тверского купца Афанасия Никитина («Хождение за три моря»).

Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. является составленный при участии протопопа Сильвестра «Домострой»— учебник, определявший поведение человека, его обязанности в семье и обществе. Среди литературных памятников XVI в. необходимо упомянуть 13-томный свод церковной литературы «Четьи-Минеи»(«Чтения ежемесячные») — составленный митрополитом Макарием и его учениками свод всей житийной литературы.

Важной вехой в развитии культуры стало появление книгопечатания. В 1563 г.в Москве на средства казны была создана типография. Ее возглавили Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. была издана первая русская датированная книга «Апостол». Но ведущее место по-прежнему занимала рукописная книга.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 327. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия