Студопедия — Книга пятая
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Книга пятая






 

 

Это показало, что пустой человек тот, кто считает смешным не дурное, а

что-либо иное; и когда он пытается что-либо осмеять, он усматривает

проявление смешного не в глупости и пороке, а в чем-то другом, а когда он

усердствует в стремлении к прекрасному, он опять-таки ставит себе целью не

благо, а что-то иное.

Так духовно праздные люди тешат сами себя тешат во время одиноких

прогулок: они еще не нашли, каким образом осуществится то, чего они

вожделеют, но, минуя это, чтобы не мучить себя раздумьями о возможности и

невозможности, полагают, будто уже налицо то, чего они хотят: и вот они уже

распоряжаются дальнейшим, с радостью перебирают, что они будут делать, когда

это свершится; и их без того праздная душа становится еще более праздной.

Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые

нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать

и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не

будут в обязательном порядке отстранены те люди - их много, - которые ныне

порознь стремятся либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой

Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для

рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное

устройство, которое мы только что описали словесно.

Тут Главкон сказал:

- Сократ, ты метнул в нас такие слово и мысль, что теперь, того и жди,

на тебя набросятся очень многие, и причем неплохие, люди... -

Сократ: Кто ценит красивые вещи, но не ценит красоту

самое по се- бе и не способен следовать за тем, кто повел бы его к ее

познанию, - живет такой человек наяву или во сне, как ты думаешь? Суди сам:

грезить - во сне или на яву - не значит ли считать подобие вещи не подобием,

а самой вещью, на которую оно походит?

- Конечно, я сказал бы, что такой человек грезит.

- Далее, Кто в противоположность этому считает что-нибудь красотой

самой по себе и способен созерцать как ее, так и все причастное к ней, не

принимая одно за другое, - такой человек, по твоему, живет во сне или наяву?

- Конечно, наяву.

- Его состояние мышления мы правильно назвали бы познаванием, потому

что он познает, а у того, первого, мы назвали бы это мнением, потому что он

только мнит.

Так вот, с нас достаточно того, что, с какой бы стороны мы что-либо не

рассматривали, вполне существующее вполне познаваемо, а совсем не

существующее совсем и не познаваемо.

Так как познание направлено на существующее, а незнание неизбежно

направлено на несуществующее, то для того, что направлено на среднее между

ними обоими, надо искать нечто среднее между незнанием и знанием, если

только встречается что-либо подобное....

Значит, знание по своей природе направлено на бытие с целью постичь,

каково оно?

Между тем небытие с полным правом можно назвать не одним чем-то, а

вовсе ничем....

Поэтому к небытию мы с необходимостью отнесли незнание, а к бытию -

познание....

Значит, выходит, что мнение - это не знание, ни незнание....

Итак, не совпадая с ними, превосходит ли оно отчетливостью знание, а

неотчетливостью - незнание?

- Нет, ни в том, ни в другом случае.

- Значит, на твой взгляд, мнение более смутно, чем знание, но яснее,

чем незнание?

- И во много раз.

- Но оно не выходит за их пределы?

- Да.

- Значит, оно нечто среднее между ними?

- Вот именно.

- Как мы уже говорили раньше, если обнаружится нечто существующее и

вместе с тем несуществующее, место ему будет посредине между чистым бытием и

полнейшим небытием и направлено на него будет не знание, а также и не

незнание, но опять-таки нечто такое, что окажется посредине между незнанием

и знанием.

- Это верно.

- А теперь посредине между ними оказалось то, что мы называем мнением.

...

Нам осталось, видимо, найти нечто такое, что причастно им обоим - бытию

и небытию, но что нельзя назвать ни тем, ни другим в чистом виде.

Значит, мы, очевидно, нашли, что общепринятые суждения большинства

относительно прекрасного и ему подобного большей частью колеблются где-то

между небытием и чистым бытием. -

Следовательно, о тех, кто замечает много прекрасного, но не видит

прекрасного самого по себе и не может следовать за тем, кто к нему ведет, а

также о тех, кто замечает много справедливых поступков, но не справедливость

самое по себе и так далее, мы скажем, что обо всем этом у них имеется

мнение, но они не знают ничего из того, что мнят....

А что же мы скажем о тех, кто созерцает сами эти сущности, вечно

тождественные самим себе? Ведь они познают их, а не только мнят?

- И это необходимо.

- И мы скажем, что эти уважают и любят то, что они познают, а те - то,

что они мнят. Ведь мы помним, что они любят и замечают, как мы говорили,

звуки, красивые цвета и тому подобное, но они даже не допускают

существования прекрасного самого по себе.

- Да, мы это помним.

- Так что мы не ошибемся, если назовем их скорее любителями мнений, чем

любителями мудрости?...

А тех, кто ценит все существующее само по себе, должно называть

любителями мудрости, а не любителями мнений.

- Безусловно.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 324. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия