Студопедия — Приложение 10
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Приложение 10






(СНОСКА: В подготовке Приложения использованы материалы книги: Они пишут для детей / Ред.-сост. Т. Карышева. — М., 1975)

Они творили для детей (отечественные композиторы).

Александров Анатолий Николаевич — композитор, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, педагог, доктор искусствоведения, профессор. Основоположник отечественной музыки для детей.

Родился А. Н. Александров в интеллигентной семье, его отец был ученым-химиком, а мать — профессиональной пианисткой, ученицей самого П. И. Чайковского, который с детских лет стал его кумиром.

Сочинять музыку Анатолий Николаевич начал с восьми лет, неоценимую роль в развитии его одаренности сыграла мать — Анна Яковлевна Александрова. Гимназические годы Александрова прошли в Томске, а студенческие — в Московском университете, на философском отделении филологического факультета. Музыкальным наставником композитора становится С. И. Танеев. Именно ему обязан А. Н. Александров поступлением в Московскую консерваторию сразу на два факультета: композиторский и фортепианный, — которую окончил с золотой медалью.

А. Н. Александров пережил все военные потрясения века: в годы Первой мировой войны, как нестроевой, он работал плотником, сколачивал ящики для патронов, в Гражданскую войну пошел добровольцем в Красную Армию, был в эвакуации во время Второй мировой войны, но никогда не оставлял занятия музыкой, был активным творцом новой отечественной музыкальной культуры, сочинял музыку для детей пред-дошкольного и дошкольного возраста, школьников. Является автором музыки к мультфильмам «Остров ошибок», «Красная шапочка», «Левша», «Девочка и слон», «Пойди туда, не знаю куда» и др.

Музыку А. Н. Александрова отличает выразительность и изобразительность мелодии, ее гибкость и яркость, красочность гармонии, отточенность формы, вступление, погружающее в настроение песни, пьесы, игровой характер произведений. Именно блестящие знание детской психологии и его отражение в детской музыке позволяют творчеству композитора быть всегда привлекательным для детей всех поколений и всех возрастов. Круг общения: В. Булгаков, Л. Н. Толстой, С. И. Танеев, В. И. Танеев, B. Брюсов, А. Белый, К. Бальмонт, К. Н. Игумнов, В. Д. Поленов, C. В. Рахманинов, Н. К. Метнер, А. Барто, С. Маршак, О. Высогская и др.

Основные произведения для дошкольников: сборники «Мы любим музыку — песни, игры и фортепианные пьесы для самых маленьких (детей ясельного возраста)», «Наша песенка простая: избранные песни для хорового и сольного пения», «Наши песенки», «Новогодние подарки», «Шесть легких пьес для фортепиано», «Избранные детские пьесы для фортепиано», «Всегда найдется дело» и др.

Ученики: С. Агабабов, М. Иорданский, А. Мазаев, А. Лепин, К. Молчанов, Я. Солодухо, Е. Тиличеева, Н. Чемберджи и др.

Витлин Виктор Львович — композитор. После окончания школы переезжает из Днепропетровска в Ленинград, где поступает в музыкальный техникум, а затем на теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории в класс профессора В. В. Щербачева.

В этот период жизни композитор обращается к созданию музыки для детей, которая и становится ведущей в его творчестве. В. Витлин сочиняет музыку к детскому спектаклю «Приключения Егорки», музыкальное сопровождение радиопередачи «Два хитреца», музыку к кинофильмам по сценарию В. Бианки «Джабжа», «Утенок», «Первая охота», сотрудничает с детскими самодеятельными коллективами.

В 1934 г. В. Витлин получил из рук Наркома обороны К. Е. Ворошилова именные часы за песню «Балтийская походная».

В дни ленинградской блокады композитор продолжает писать музыку для детей, выступает перед ними с новыми песнями. Именно в этот тяжелый для страны период В. Витлин создает цикл песен для самых маленьких «Игрушки», пишет новогоднюю песню «Елочка». Сочиняет композитор и для взрослых, его песни звучат по радио в блокадном городе.

Иорданский Михаил Вячеславович — композитор, заслуженный деятель искусств РФ, автор многих произведений для детей: оперы «Чудесная ночь», «Колобок», музыкальная сказка «Как попугай Лори стал разноцветным», написанная для ТВ; множество песен (около 300): «Как на тоненький ледок...», «Голубые санки», «У дороги чибис», «Про жука», «Дождик, дождик, веселей!». Около 20 лет являлся директором государственного музыкального издательства («Музгиза»), членом редакционного совета издательства «Музыка».

Круг общения: А. Н. Александров, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников, М. Р. Раухвергер, Н. А. Ветлугина и др.

Красев Михаил Иванович — композитор, фольклорист. Придерживался принципа лиричности и поэтичности в детской музыке. Один из родоначальников детской оперы, основатель жанра — детская эстрадная песня.

С трех лет будущий композитор регулярно посещал Большой театр, накапливая яркие музыкальные впечатления. К девяти годам он прекрасно владел игрой на фортепиано, с десятилетнего возраста начал сочинять музыку. Его учителями становятся Ю. Энгель и А. Гречанинов, но специального музыкального образования М. И. Красеву получить так и не удалось.

Всю свою жизнь М. И. Красев работал с детьми, был музыкальным руководителем в Юношеском доме в 1920-е гг., детской колонии в годы Великой Отечественной войны, обогащая собственными произведениями детский музыкальный репертуар, музыкальную культуру своих воспитанников. Его произведения отличают высокая образная выразительность, четкие музыкальные характеристики, зрелищность, побуждение к активным действиям — танцу, движению, эмоциональным реакциям, легкость в восприятии, юмор.

Круг общения: Н. А. Метлов, Н. И. Сац, В. П. Герчик и др.

Основные произведения для детей: оперы-сказки «Петушок», «Маша и Медведь», «Морозко», «Муха-Цокотуха», «Терем-Теремок» и др., сборники «Детские песни», «Песни для детей младшего возраста», «Детские эстрадные песни».

Ученики: И. Егиков, И. Шахов и др.

Левина Зара Александровна — композитор, пианистка, заслуженная деятель искусств РФ, автор ряда крупных сочинений инструментального жанра, музыки к спектаклям драмтеатра, романсов. Популярные детские песни, которые отличает необычайная выразительность мелодии, нестандартность формы, красочный колорит фортепианного сопровождения. Среди песен «Белочки», «Слоненок», «Митя», «Тик-Так» и многие другие.

Круг общения: Н. К. Чемберджи, Т. Н. Хренников, Е. Э. Жарковский и др.

Попатенко Тамара Александровна — композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Ее первым учителем был отец, юрист по образованию, любивший музыку и считавший ее истинным призванием дочери. Профессиональные занятия музыкой начались поздно, Тамаре исполнилось 15 лет. Ее учителями стали А. М. Листопадов — известный знаток и собиратель народного творчества, пианистка Ю. Н. Попова.

В 1938 г. Т. А. Попатенко успешно заканчивает отделение композиции (класс профессора Р. М. Глиэра) Московской консерватории. Ее наставниками были замечательные педагоги Г. И. Литинский и В. Я. Шебалин.

Т. А. Попатенко автор струнных квартетов, сюит для симфонического оркестра, фортепианных и инструментальных пьес, романсов. Профессиональная деятельность композитора в большей мере связана с творчеством для детей.

Композитором написано более шестисот песен для детей разного возраста сочинена музыка к спектаклям и мультфильмам, детским радио-и телепередачам.

Характерными для произведений Тамары Александровны Попатенко становятся такие черты, как намеренная скупость и сжатость вокальной линии, остроумная гармонизация, отделка деталей сопровождения, изобразительность музыки, позволяющая дошкольникам создавать в воображении зримые образы, разнообразие музыкальных образов.

Круг общения: Р. М. Глиэр, детские поэты О. Высотская, Н. Найденова, В. Викторова, М. Ивенсен, И. Лешкевич и др.

Основные произведения для дошкольников: «Самолет», «Курочка», «Машина», «Точка», «Бобик», «Птичка», «Все ребята любят мыться», «Мой огород», «На даче» и др.; одноактный балет «Репка»; детские сюиты «Новогодняя», «Игрушки», «Гуси-лебеди»; оперы-сказки «Голубой конверт», «Снегурочка», «На лесной опушке» и др.

Раухвергер Михаил Рафаилович — пианист, композитор, педагог, профессор Московской консерватории, народный артист Киргизской ССР, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Заниматься музыкой начал в семилетнем возрасте, а вскоре и сам стал сочинять ее. Интерес к музыке М. Р. Раухвергер совмещал с политехническим образованием. Его учителем в Одесской консерватории становится профессор Р. Бибер, а в Москве — выдающийся педагог и пианист Ф. М. Блуменфельд.

Композитор внес огромный вклад в развитие национальной музыкальной культуры Киргизии, становление Киргизского музыкального театра (оперы «Золотой чуб», «Джамиля»).

М. Р. Раухвергер является автором музыки к фильмам «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Военная тайна», «Мальчиш-Кибальчиш», «Просто девочка» и др.

Характерные черты творчества композитора: выразительность музыки, насыщенность и рельефность тем, богатство гармонии, эмоциональность, простота и доходчивость музыкального восприятия, органичность сочетания поэтических текстов и музыки.

Круг общения: Т. С. Бабаджан (жена композитора), композиторы — Н. Я. Мясковский, А. Ф. Гедике, А. Н. Александров, А. С. Жиляев, дирижеры — Г. Себастьян, Ф. Штидри, детская поэтесса А. Барто, руководитель музыкального театра Н. И. Сац, драматург Е. Шварц.

Основные произведения для дошкольников: сборники «Рабочие песенки», «Солнышко», «Игрушки», «От весны до весны», «Про птиц и животных», «Игры-загадки», «Пять ритмических игр», опера «Красная шапочка», опера-балет «Снежная королева», балеты «Колобок», «Синяя птица» с использованием музыки И. Саца, музыка к радиопостановке «Двенадцать месяцев».

Много лет М. Р. Раухвергер возглавлял редакционно-издательский совет редакции музыкальной литературы для детей и юношества Государственного музыкального издательства «Музыка».

Музыкальные произведения написаны композитором с учетом особенностей психологии дошкольника: музыкальные образы песен просты и ясны, четки и несложны по форме, удобны для запоминания и воспроизведения. Песня «Серенькая кошечка» включена в антологию лучших песен для детей и остается любимой современными дошкольниками до сих пор.

Круг общения: И. Дунаевский, С. Я. Маршак и многие другие.

Основные произведения для дошкольников: «Идет коза рогатая», «Сели гуси», «Петухи и курицы», «Воробышек», «Серенькая кошечка», «Хвостик», «Скворушка», сборники «Игрушки», «Рассыпушки», «Идет коза рогатая», «Песни для самых маленьких», «И весело и серьезно», «Музыкальные игры-сказки для детей младшего возраста», «Пойте, малыши», опера «Царевна-Лягушка».

Тиличеева Елена Николаевна — композитор, член Союза композиторов СССР.

Родители маленькой Лёли были музыкантами: мама — пианисткой, а отец солистом хора им. Пятницкого.

Музыкальным образованием юной Елены Николаевны в техникуме им. Ярошевского занимались З. В. Григорьева и В. А. Невежина (педагоги по фортепиано), А. Ф. Мутли (педагог по композиции). В Московской консерватории учителями Тиличеевой были Р. М. Глиэр и А. Н. Александров.

Во время войны Тиличеева оказалась в эвакуации в Томске, где преподавала в музыкальном училище, сочиняла музыку. После эвакуации еще некоторое время она продолжает работу в Московском училище им. Ипполитова-Иванова, ведет класс юных композиторов.

Профессиональные интересы Е. Н. Тиличеевой концентрируются вокруг сочинения музыки для детей. Так, в 1946 г. появилось первое произведение о детях и для детей «Мишин день на даче», исполняемое взрослыми. Затем появляются произведения для исполнения самими детьми. Их характеризует: точность и яркость музыкального образа, увлекательность, звукоизобразительность, доступные детскому голосу средства выразительности.

Встреча Е. Н. Тиличеевой с талантливым музыкальным руководителем детского сада В. К. Колосовой позволила композитору создать сборники песен для самых маленьких. Результатом сотрудничества композитора и методиста становятся циклы музыкальных игр для дошкольников, широко применяемые в практике современных ДОУ.

Е. Н. Тиличеева — автор детских радиопередач «Ясочкина книжка», «Знаменитый утенок Тим», «Пойте вместе с нами». Соавтор уникального «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной — первого отечественного пособия по обучению дошкольников музыкальной грамоте.

Песни для детей, написанные Е. Н. Тиличеевой, находят отражение в детской музыкальной субкультуре современного ребенка, любимы дошкольниками.

Круг общения: А. Александров, Д. Кабалевский, М. Раухвергер, М. Старокадомский, В. К. Колосова, Н. А. Ветлугина и др.

Основные произведения для дошкольников: «Мишин день на даче», цикл песен «Круглый год» на стихи С.Я.Маршака; сборники «Радуга», «Наш день», «Маленькие песенки», «Пойте, малыши», «Песенки-загадки», «Пришла весна»; музыкальные игры «Скворцы и воробей», «Пастух, козы и волк», «Непослушный рыжик», «Котята-поварята», «Снегурочка», «Хрустальный шарик», «Зайцы и лиса», «Яблонька», «Заинька, выходи», «Репка», «Ребята и медведь», «Гуси-лебеди и волк», «Рыбаки и рыбки», «Строим дом», «Игрушечный магазин» и др.

Филиппенко Аркадий Дмитриевич— композитор, лауреат Государственной премии СССР, народный артист Украины.

Детские годы композитора сложились нелегко, он рано остался сиротой, недетским трудом зарабатывал себе кусок хлеба. Но музыкальная одаренность проявлялась сама по себе, девятилетний мальчик самостоятельно научился играть на сопилке, затем на балалайке. Случайная встреча с пианистом В. Гладковым позволила ребенку овладеть мандолиной и гитарой, обогатить слушательский опыт яркими музыкальными впечатлениями.

Долгим был путь молодого токаря судостроительного-судоремонтного завода, кочегара и смазчика на пароходе к профессиональным занятиям музыкой. В 1939 г. А. Д. Филиппенко успешно завершает обучение на композиторском факультете (класс Л. Н. Ревуцкого) в Киевской консерватории.

После Великой Отечественной войны, которую до конца прошел А. Д. Филиппенко, обратился к детской песне. Он захотел создать для детей мир музыки, который стал бы их собственным миром, захотел подарить детям радость от встречи с музыкальным искусством и сделать его средством познания окружающего мира.

Для музыки А. Д. Филиппенко характерна яркая образность, простой и доступный детям язык изложения, танцевально-игровой элемент в восприятии и исполнении, она интересна детям каждого поколения.

Начав писать песни для школьников, изучив при этом подготовленность детей к их исполнению и посетив детские сады Киева, композитор приходит к выводу о необходимости обновления музыкального песенного репертуара для дошкольников.

Так появились песни, которые и поныне пользуются большой любовью у маленьких.

Композитор является создателем музыки к детским фильмам «Королевство кривых зеркал», «Варвара Краса, длинная коса» и др.

Круг общения: Н. С. Лубенский, А. П. Шиденко, А. Роу и др.

Основные произведения для дошкольников: «Ох и танец гопачок», «По малину в сад пойдем», «Машенька», «Сапожки», «Паровоз», «Праздничный вальс», «Козлик по полю гулял», «Веселая праздничная», «Вот какие чудеса», «Урожай собирай», «Дед Мороз», «Лошадка», «Мы на луг ходили», «Трубы весело трубят», «Веселый марш», «Становитесь в хоровод», музыкально-танцевальные игры «Веселые космонавты», «С днем рождения», детская опера «В зеленом саду»; сборник «Ясленята-весельчата» (для самых маленьких).

ЛИТЕРАТУРА

Для детей, педагогов, родителей

Березовчук Л. Музыка и мы. Самоучитель элементарной теории музыки. — СПб., 1996.

Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. — М., 1976.

Викторов В. Наталия Сац и Детский музыкальный театр. — М., 1993.

ГаккельЛ. В концертном зале. — СПб., 1997.

Гаккель Л. Девяностые. Конец века глазами петербургского музыканта. — СПб., 1999.

Гаккель Л. Исполнителю, педагогу, слушателю. — Л., 1988.

Гаккель Л. Я не боюсь, я музыкант. — СПб., 1993.

Галеев Б. Содружество чувств и синтез искусств. — М., 1982.

Ершова А. Искусство в жизни детей. — М., 1994.

Кац Б. Времена—люди —музыка. — Л., 1988.

Кленов А. Там, где музыка живет. — М., 1994.

Кленов А. Симфония с сюрпризом (Юному любителю музыки). — Л., 1975.

Книга о музыке / Сост. О. Очаковская. — М., 1971.

Королева Е. Музыка в стихах и картинках. — М., 1994.

Левашова Г. Музыка и музыканты. — Л., 1969.

Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах. — М., 1973 — 1982.

Музыкальный энциклопедический словарь / Под ред. Д. В. Кельдыша. — М., 1991.

Осовицкая 3., Казаринова А. В мире музыки. — М.; СПб., 1996.

Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах: первый год обучения. — СПб., 1998.

Сац Н. Новеллы моей жизни. — М.,1979.

Торшилова Е. Эстетическое воспитание в семье. — М., 1989.

Чередниченко Т. Музыка в истории культуры. — М., 1994. — Т. 1, 2.

Энциклопедический словарь юного музыканта. — М., 1985.

Эстетическое воспитание в семье / Под ред. В. А. Разумного. — М., 1973.

Для воспитателей и музыкальных руководителей

Музыка

Парциальные программы

Арзямова Г., Морозова 3. Эстетическое обучение и воспитание детей. - М., 1996

Буренина А. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — СПб., 1997.

Воробьева Д. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. — СПб., 2003.

Кожохина С. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. — М., 2002.

Костина Э. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. — М., 2004.

Манакова И., Салмина А. Дети. Мир звуков. Музыка. — Свердловск, 1993.

Петрова В. Музыкальные занятия с малышами (Программа «Малыш»). — М., 1993.

Программа «Музыка, движение, здоровье» / Под ред. Т. Ф. Кореневой. - М., 1995.

Радынова О. Музыкальные шедевры: программа и методические рекомендации. — М., 2000.

Программа «Синтез»: развитие музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (4-й год жизни) / Под ред. К. В. Тарасовой. — М., 1998.

Программа «Синтез»: развитие музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (5-й год жизни) / Под ред. К. В. Тарасовой. — М., 1999.

Программа «Синтез»: развитие музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / Под ред. К. В. Тарасовой. — М., 2000.

Тарасова К. Программа «Синтез». Программа «Гармония» // Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике дошкольных учреждений Москвы. — М., 1994.

Фольклор—музыка—театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / Под ред. С. И. Мерзляковой. — М., 1999.

Шумакова А. Программа «Мир музыки и ребенок в нем» // Ребенок в мире культуры. — Ставрополь, 1998.

Методические пособия

Алиев Ю. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, 1998.

Андреева М., Пушкина 3. Первые шаги в музыке. — М., 1993.

Арисменди А. Дошкольное музыкальное воспитание. — М., 1989.

Бабаджан Т. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.

Белова Е. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М., 1998.

Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 2000.

Буренина А. От игры до спектакля. — СПб., 1996.

Бьёркволл Ю. Р. С Музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни. — СПб., 2001.

Вершинина Г. Вольна о музыке глаголить. Музыка на уроках развития речи: Пособие для учителя. — М., 1996.

Ветлугина Н. Детский оркестр. — М., 1976.

Ветлугина Н. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 1981.

Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. — М., 1989.

Ветлугина Н. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. — М., 1958.

Ветлугина Н. Художественное творчество в детском саду. — М., 1974.

Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Музыкальные занятия в детском саду. — М., 1984.

Ветлугина Н., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.

Ворожцова О. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004.

Воспитатель. Дети. Музыка каждый день / Сост. Е. Ф. Герасименко и др. - СПб., 1997.

Горшкова Е. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М., 1993.

Гульянц Е. Музыкальная азбука для детей. — М., 1997.

Дзержинская И. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.

Дзержинская И. Особенность восприятия музыки у дошкольников. - М., 1959.

Доровской А. Сто советов по развитию одаренности детей. — М., 1997.

Дубровская Е. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях. — М., 1988.

Дубровская Е. Теория и методика музыкального воспитания. — М., 1991.

Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М., 2003.

Дыкман Л. Гармоничный ребенок. Как этого достичь?: Труд, игры, творчество, праздник года. — СПб., 2003.

Зимина А. Большой хоровод: Музыкально-дидактические игры. — М., 1993.

Зимина А. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М., 2000.

3имина А. Первые шаги в творчестве. — М., 1997.

Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. — М., 1977.

Каплунова И., Новоскольцева И. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии: Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. — СПб., 2003.

Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (младшая группа). — СПб., 2003.

Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (средняя группа). — СПб., 2003

Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа). — СПб., 2003.

Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (подготовительная группа). — СПб., 2003.

Каплунова И., Новоскольцева И. Мы играем, рисуем, поем. Комплексные занятия в детском саду: Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. — СПб., 2004.

Комиссарова Л., Костина Э. Наглядные средства музыкального воспитания дошкольников. — М, 1986.

Кононова Н. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М., 1990.

Критская Е. и др. Музыка: Учебник для учащихся первых классов трехлетней начальной школы. — М., 1998.

Критская Е. и др. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка. 1 класс». — М., 1998.

Метлов Н. Музыка — детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. — М., 1985.

Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М, 1989.

Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль, 1997.

Морева Н. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении: Методическое пособие для воспитателя и музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения. — М., 2004.

Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М., 1991.

Науменко Г. Русское народное музыкальное творчество. — М., 1988.

Новикова Г. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. — М., 2000.

Петрова В. Музыка — малышам. — М., 2001.

Радынова О.и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.

Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

Радынова О. Слушаем музыку (Книга для воспитателя и музыкального руководителя). — М., 1990.

Радынова О., Груздова И., Комиссарова Л. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. — М., 1999.

Радынова О., Катинене А., Палавандшвили М. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1994.

Ребенок в мире культуры / Под общ. ред. Р. М. Чумичевой. — Ставрополь, 1998.

Савенков А. Детская одаренность: развитие средствами искусства. — М., 1999.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1980.

Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1972.

Стулова Г. Дидактические основы обучения пению. — М., 1988.

Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.

Тарасова К., Рубан Т. Дети слушают музыку: Методические рс комендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. — М., 2001.

Теория и методика музыкального образования детей / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. — М., 1999.

Терентьева Н. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. — М., 1990.

Урунтаева Г., Афонькина Ю. Практикум по детской психологии. — М., 1995.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3—5 лет / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. — М., 1986.

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. — М., 1990.

Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1974.

Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1972.

Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем. - СПб., 1998.

Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975.

Шоломович С. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду. — Киев, 1985.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — М., 2002.

Юдина Е. Педагогическая диагностика в детском саду. — М., 2003.

Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. — М., 1997.

Педагогика и психология

Абраменкова В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М., 2000.

Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995.

Ананьев Б. Человек как предмет познания. — СПб., 2001.

Анисимов В. Диагностика музыкальных способностей детей. — М., 2004.

Арнаутова Е. Педагог и семья. — М., 2002.

Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л., 1973.

Барышева Т. Диагностика эстетического развитии личности. — СПб., 1999.

Батракова И. Изменение профессиональной деятельности учителя современной школы // Модернизация общего образования на рубеже веков. - СПб., 2001.

Бахтин М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. — СПб., 2000.

Бахтин М. Эстетика словесного творчества. — М., 197')

Велик А. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 1998.

Бердяев Н. О назначении человека. — М., 1993.

Библер В. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах). — М., 1990.

Бондаревская Е., Кульневич С. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 1999.

Братченко С. Введение в гуманитарную экспертизу образования. — М., 1999.

БрушлинскийА. Психология субъекта. — М., 2003.

Венгер Л. Педагогика способностей. — М., 1973.

Вера Иосифовна Логинова. Наследие педагога и ученого. — СПб., 2002.

Воспитываем дошкольников самостоятельными. — СПб., 2000.

Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.

Выготский Л. Психология искусства. — М., 1997.

Герасимова Е. Образовательный процесс в разновозрастной группе детского сада: сущносгь, специфика, основы построения. — Елец, 2001.

Гершунский Б. Философия образования для XXI века. — М., 1998.

Гозман Л. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.

Голубев Н., Бигинас Б. Введение в диагностику воспитания. — М., 1989.

Гончаренко Н. Гений в искусстве и науке. — М., 1991.

Готовимся к аттестации!: Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб., 2000.

Готсдинер А. Музыкальная психология. — М., 1993.

Гусинский Э., Турчанинова Ю. Введение в философию образования. — М., 2000.

Гутник И. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика). — СПб., 2000.

Дранков В. Психология художественного творчества. — Л., 1991.

Егорова М. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. — СПб., 2001.

Зеньковский В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.

Змеев С. Основы андрагогики. — М, 1999.

Иванов С. Психология художественного действия субъекта. — М., 2003.

Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т. И. Бабаевой и др. — СПб., 2004.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М., 1991.

Исаев И. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М., 2002.

Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. — М., 1981.

Каган М. Музыка в мире искусств. — СПб., 1996.

Каган М. Системный подход и гуманитарное знание. — Л., 1991.

Кадцын Л. Музыкальное искусство и творчество слушателя. — М., 1990.

Казакова Е., Тряпицы на А. Диалог на лестнице успеха. — СПб., 1997.

Корепанова М. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: Монография. — Волгоград, 2001.

Корчак Я. Как любить ребенка. — Калининград, 2002.

Кошелева А. и др. Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 2003.

Куликовская И. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. — М., 2002.

Кривцун О. Искусство и мир человека. — М., 1986.

Крулехт М. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. - СПб., 2001.

Крулехт М. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности: Учебное пособие к спецкурсу. — СПб., 1995.

Крылова Н. Культурология образования. — М., 2000.

Кудрявцев В. Психология развития человека. Основание культурно-исторического подхода. Часть 1. — Рига, 1999.

Кульневич С. Педагогика личности от концепций до технологий. — Ростов н/Д, 2001.

Кулюткин Ю. Психология обучения взрослых. — М., 1985.

Левин В. Воспитание творчества. — М., 1977.

Лейтес Н. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избр. тр. - М., 1997.

Лейтес Н. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984.

Леонтьев А. Некоторые проблемы психологии искусства. — М., 1983.

Лободина С. Как развивать способности ребенка. — СПб., 1997.

Логинова В. Воспитатель детского сада и учитель школы. — Л., 1973.

Лук А. Психология творчества. — М., 1978.

Люблинская А., Кулачковская С. Современный воспитатель. Какой он? — Киев, 1981.

Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.

Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступеньки к творчеству.— М., 1987.

Михайлова Н., Юсфин С. Педагогика поддержки. — М., 2002.

Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. — М., 1988.

Назайкинский Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. — М., 1980.

Неменский Б. Мудрость красоты. — М., 1981.

Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / Под ред. С.Г. Вершловского. — СПб., 1998.

Образовательные результаты / Под ред. О. Е. Лебедева. — СПб., 1999.

Орлов А. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. — М., 2002.

Орлов Г. Древо музыки. — Вашингтон; СПб., 1992.

Петровский В. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов н/Д, 199

Петрушин В. Музыкальная психология. — М, 1997.

Поддъяков Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. — Волгоград, 1994.

Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. - М., 2003.

Рубинштейн С. Человек и мир. — М., 1997.

Сериков В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М., 1999.

Симонов В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. — М, 1995.

Слободчиков В., Исаев Е. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М., 2000.

Смирнов М. Эмоциональный мир музыки. — М., 1990.

Столович Л. Жизнь. Творчество. Человек. Функции художественной деятельности. — М., 1985.

Теплов Б. Психология музыкальных способностей. — М., 2003.

Фельдштейн Д. Социальное развитие в пространстве-времени детства. — М., 1997.

Холопова В. Музыка как вид искусства. — М., 1994.

Чумичева Р. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. — Ростов н/Д, 1995.

Шадриков В. Способности человека. — М., 1997.

Эльконин Д. Психология игры. — М., 1999.

Юсов Б. Когда все искусства вместе. — Мурманск, 1995.

Якобсон П. Психология художественного восприятия. — М., 1964.

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия