Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Специфика эстетического




Те формы чувственного и рационального познания, о которых мы говорили ранее, не исчерпывают всего многообразия доступного человеку опыта. Наряду с ощущениями, восприятиями, понятиями, суждениями и умозаключениями можно выделить класс особых психически переживаемых феноменов, которые принято называть «эстетическими».

Для того чтобы понять, что это такое, рассмотрим следующий пример. Предположим, что мы смотрим на какой-нибудь ландшафт. Пусть это будет равнинная местность, через которую протекает река. Мы стоим на некотором возвышении и смотрим на открывающийся вид как бы немного сверху. Вдали видна сплошная линия горизонта, который разделяет небо и землю. Вечер. Небо достаточно ясное и поэтому мы хорошо видим Солнце, которое уже наполовину село за горизонт. Его яркие лучи освещают все вокруг и хорошо видно, как они отражаются в водах реки.

То, что мы видим, можно воспринимать с разных точек зрения. Во-первых, с эмпирической. В этом случае увиденное нами будет множеством отдельных восприятий. Солнце, река, ровная земная поверхность, горизонт – это некоторые из них. Во-вторых, с теоретической. Допустим, мы хотим начертить план местности. В этом случае нас интересует конкретное взаиморасположение объектов, их форма, размер и расстояние между ними. Наконец, то, что мы видим, можно воспринимать и эстетически, переживая соответствующие чувства. Возможно, чувство красоты, которое возникает, допустим, от вида того, как последние лучи Солнца, озаряя равнину и отражаясь в реке, играют в ней своими красками.

Данный пример потребовался для того, чтобы наглядно продемонстрировать, что эстетически значимые переживания действительно существуют и их нетрудно отличить от других форм опыта. Такого рода человеческие переживания и являются предметом изучения эстетики, как раздела философского знания. Философию как форму рационального знания интересует анализ таких переживаний. В том числе то, на основании чего их можно выделить из других форм человеческого опыта, что они собой представляют и почему они вообще есть?

С точки зрения общих принципов подхода к своему предмету эстетика не отличается от других разделов философского знания. В том числе, от логики. Как логику интересует выделение, описание и классификация форм теоретического знания, так и эстетику интересует то же самое. Естественно, относительно своего предмета.

Существенная проблема методологического характера, которая стоит перед эстетикой как формой рационального познания, состоит в том, что содержание эстетического опыта не может быть представлено в виде понятий. Следствием этого являются трудности, которые возникают всякий раз, когда предпринимается попытка эксплицировать эстетически значимое содержание в виде объективного знания.

Философию как эстетику следует отличать от целенаправленной деятельности по созданию чего-либо, что может создавать эстетические переживания. Такая деятельность протекает в сфере искусства и ее субъектами являются соответствующие авторы как творцы произведений живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, художественной литературы и т.д. Философия как эстетика – это не искусство[238] и философ, соответственно, это не художник, скульптор, музыкант и т.п., т.е. не тот, кто сознательно создает соответствующие произведения искусства, а тот, кто изучает общие моменты, связанные с эстетическим. Причем, как таким, которое возникает в случае восприятия чего-либо естественно существующего, так и таким, которое возникает при восприятии чего-либо, что искусственно создается людьми.

В связи с тем, что эстетически значимые феномены обладают чрезвычайно сложной природой, существуя как бы на грани чувственных и интеллектуальных форм познания, они долгое время не осознавались как особая сфера, которая специально может быть проанализирована в рамках отдельной области философского знания. В частности, только в XVIII в. немецкий философ Александр Баумгартен (1714 – 1762) в работе «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» впервые ввел термин «эстетика», которым он обозначил науку о чувственном познании прекрасного, которое выражается в образах искусства.

Как мы уже сказали, предметом эстетики является анализ эстетически значимого переживания. Особенность этого переживания состоит в том, что оно имеет неутилитарный характер и связано с чувством нефизиологического удовольствия. Эстетическое переживание носит субъективный характер и его следствием является оценка чего-либо, что «нравится» или «не нравится». Эти оценки применяются, прежде всего, к тому, что принято называть «прекрасным» и «красотой».

Прекрасное доставляет наслаждение особого рода, которое непосредственно не связанно с практическим интересом. В частности, переживание и осознание чего-либо как «прекрасного» отличается от другого переживания, когда нечто осознается и оценивается как «полезное». Объект, который оценивается как прекрасный, может быть и полезным, но может и не быть им. Даже если речь об объекте, который оценивается как прекрасный и полезный, все равно это две разные оценки, которым соответствуют две различные установки сознания, которые не могут существовать одномоментно и сразу в рамках одного сознания. Если, например, сначала подумать о чем-то как о прекрасном, переживая это соответствующим образом, наслаждаясь, допустим, красотой как соразмерностью и гармонией, а затем вспомнить и о полезных свойствах соответствующего объекта, то эта новая мысль сразу же прекратит существование первого состояния.

Эстетическое переживание включает в себя элементы чувственного и рационального познания, однако оно не является их простым агрегатом. С одной стороны, оно, как правило, предполагает созерцание чувственно воспринимаемого объекта. С другой стороны, здесь есть интеллектуальный момент, связываемый с определенным смыслом. Чувство удовольствия от красоты как упорядоченности и относительной простоты какого-либо обоснования или доказательства явный пример наличия интеллектуального момента в эстетическом переживании. Эстетические переживания присущи исключительно человеку, и они находятся в связи с уровнем его интеллектуального развития, а также зависят от конкретно-исторических и культурных факторов.

Изначально в эстетике сформировались две проблемы: проблема эстетического как такого и анализ и оценка искусства как специфической деятельности, которая связана с созданием эстетически значимого.

Что касается первой проблемы, то здесь речь шла о природе эстетического и о выделении его возможных видов. В частности, из первоначально недифференцированной сферы того, что «нравиться» или «не нравится» был выделен ряд смысловых элементов, которые выражают такие философские категории, как категории «прекрасного», «возвышенного», «трагического», «комического», «прелестного», «безобразного» и др. Говоря о категориях эстетики, необходимо подчеркнуть, что основной категорией является категория «прекрасного», а все остальные категории являются производными, так как выражают какие-либо дополнительные и смешенные оттенки чувств. В частности, в оценке чего-либо как «возвышенного», «трагического» и «комического» явно прослеживается присутствие морально значимого смысла, который трудно обнаружить в случае только «прекрасного». Все перечисленные категории служат для того, чтобы охватить как можно полнее сферу эстетического, обозначив разные его оттенки.

Хотя универсальных и всеми признанных определений основных категорий эстетики не существует, тем не менее, некоторые из них могут быть определены следующим образом:

Прекрасное – это нечто лучшее, образец красоты и совершенства, вызывающий чувство удовольствия от факта чистого созерцания, который при этом не основан на каком-либо ином интересе или привходящем желании. Примером прекрасного является нечто естественное и совершенное. Лучший образец какого-либо предмета или существа.

Возвышенное – это определенное настроение, связанное с переживанием какого-либо стремления, которое утвердилось под знаком вечности и в борьбе с враждебными и превосходящими его силами. Примером, который может вызвать чувство возвышенного является судьба человека, который пожертвовал собой ради какой-либо высшей идеи. Как правило, истины или справедливости.

Прелестное противоположно возвышенному и несовместимо с ним. Переживание чего-либо как прелестного сопровождается определенными желаниями физиологического характера и часто существует как предвкушение удовлетворения их. Примером прелестного являются картины нидерландских художников, изображающие съедобные вещи. Подобные изображения могут вызывать аппетит и желание его удовлетворить.

Безобразное – это то, что вызывает чувство отвращения. Примером безобразного может служить гниющее, лишенное листьев, разрушающееся дерево.

Произведение искусства представляет собой выражение эстетического посредством комбинации пространственных или временных форм материи. Живопись, скульптура и архитектура используют исключительно пространственные формы. Музыка – это скорее временная форма, так как в ее основе лежит ритм (длительность звучания). Художественная литература, видимо, наиболее свободна от форм материального. Каждое произведение искусства представляет собой результат чувственного познания эстетического и его выражение при помощи различных изобразительных средств. Знакомство с произведением искусства способствует пониманию того, что вкладывалось в представление о красоте в тот или иной период истории.

Существуют различные теории, авторы которых стараются описать и понять специфику творчества в области искусства, указывая, в частности, на роль социальных, политических и экономических факторов.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 431. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия