Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Кто же пользуется этим языком?





Во-первых, в основном это творцы художественной культуры — поэты, писатели, режиссеры театральные и кинорежиссеры, живописцы, скульпторы, композиторы, архитекторы.

Представители художественной деятельности обладают особым характером мышления, они озабочены нахождением связи всего со всем не только по сходству, но и по контрасту, они удовлетворяют первую функцию общей потребности и формируют единство человеческой культуры.

Во-вторых, к ассоциативному языку прибегают те, кто занимается теорией и историей культуры, реальной критикой видов искусства. Например, У. Эко в работе «Поэтики Джойса»[6] передает простейшую схему романа «Поминки по Финнегану» и по мере возможности толкует его аллюзии, философские основы, влияния и общее стремление автора проникнуться «единым умственным языком» и рассказать свою историю самого этого языка. В итоге возникает перетасованный космос каламбуров, циклов и метаморфоз.

Из близких и смежных областей культуры ассоциативный язык, в-третьих, используют как прием, как дополнение, как толкование деятели культуры, осмысляющие и вербализующие свои представления о мере и обществе. Наиболее открыты поэтическому языку философы со времен Древней Греции (употреблявшие для лучшего понимания своих постулатов сравнения, метафоры, антропоморфизмы, например знаменитая пара «Ахиллес и черепаха») до сегодняшнего дня (примером может служить крылатая фраза американского философа Р. Рорти о победе художественного вымысла над рациональным дискурсом).

В-четвертых, многозначным поэтическим языком пользуются ученые — физики-теоретики, специалисты в области высшей математики, программисты. Язык культуры, как и язык науки, представляет собой универсальную структуру, пронизывающую бытие. Формулы, например, линейной математики, приложимы и к теории шахмат, и к моделированию схемы транспортировки продуктов в единой сети магазинов. И наконец, в живом разговорном языке рождаются новые лексические пласты (в том числе и сленговые: «крутой», «мышь» и проч.).

Что же формализуется с помощью ассоциативного языка?

Очень многие из нас не подозревают (как персонаж Мольера), что говорят «прозой», т. е. мыслят и содержательно материализуют свою мысль в ассоциативной форме. Способность эта возникла у человека давно, когда он строил гигантские геометрической формы пирамиды, которые становились символами земной и божественной власти, когда устами Гомера сравнивал и ахейских воинов с бессмертными богами.

Ассоциативный способ творчества породил в литературе лирическую прозу. В мировой литературе ее представляют П. Абеляр, Ж.-Ж. Руссо, Э. Гофман, М. Пруст, И. Бунин. Используя ассоциативные приемы, писатель формулирует субъективное выражение философских мыслей о мире, сугубо интимное переживание действительности, как, например, Пруст, который в своем художественном мире «объединяет в высшем единстве утраченное воспоминание и настоящее ощущение»[7]. Сближение разных культурных систем, приобщение современного человека к общекультурным ценностям — это действительная проблема наших дней и активное противоядие варварскому отрицанию всеобщности культуры и современной цивилизации.

Мировой кинематограф в творчестве И. Бергмана, А. Тарковского, С. Параджанова, О. Иоселиани обнаруживает тяготение к метафорическим формам. М. Хуциев в фильме «Бесконечность» перемешивает эпохи, вещные знаки времени, бывшее и небывшее, реальное и сюрреальное, быт и метафизику, метафорику и мистику, привычные реалии культуры и точнейший документализм обыденной жизни, цитаты из собственных фильмов.

В морфологической структуре культуры у ассоциативности особое положение, обусловленное природой фрагментарного построения образа. Документальный образ уподобляется реальности, достоверный — изображает реальность, ассоциативный — над реальностью.

Вербально выраженная поэтическая основа аллегорических образов связана в свою очередь с интеллектуальным потенциалом самого слова, многозначность которого раскрывается в контексте. Сравнение по сходству: «Блестит на исходе месяц серебряный долькой чесночной» у Гарсия Лорки тоже понятное, но его более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд, содержится в образной системе испанского мировосприятия.

Положение ассоциативных артефактов в отношении с другими явлениями культуры (морфологически) несколько «отличное», надмирное, сверхреальное. Они взаимодействуют с реалиями художественными и другими отраслями культуры на условиях заданной первичности, смысловой и образной отвлеченности от достоверного события и интеллектуального переноса на уровень философского бытия.

Непрерывные метонимические (пограничные) соотношения разных отраслей культуры и возникающий при этом результат формируют особый процесс однородного и однокачественного взаимовлияния. Выигрышное соседство музыки и литературы порождает, например, музыкальность прозы Х. Мураками, что неоднократно отмечалось критиками, а его романы сравниваются с джазовыми импровизациями. Его герои постоянно слушают рок или джаз. В «Моем любимом sputnik’е» постоянно упоминаются Бах и Брамс, а весь роман строится как развитие нескольких тем — любовь, литература, самоопределение.

Реальное функционирование ассоциативности всегда граничило с андеграундом. Ассоциативная образность может быть недоступна для адекватного истолкования в рамках своей эпохи, так как обычно тонок слой истинных потребителей культуры.

Ассоциативность плодотворно реализует напряженную и слаженную жизнь сознания — разнообразный комплекс ассоциаций, воспоминаний, эмоций творца и воспринимающего. Последние часто оказываются в условиях социальной дезориентации и неясного понимания своего места в мире, в состоянии социального одиночества, в разомкнутости связей и отношений. И тогда многослойные культурные образы служат духовной поддержкой и опорой, объяснением и ориентиром.

В годы художественной несвободы, невозможности прямого высказывания при наличии запретных тем (а они были и будут всегда) ассоциативность помогала человеку высказываться. Идеологизированная и назидательная культура тоже была постоянным явлением, которое используется тоталитарными государственными системами. И тогда произведения искусства, эмоционально и интеллектуально многозначные, поддерживали человека в его стремлении быть самодостаточным и независимым в суждениях и в поступках.

 

Условный образный язык культуры

Условный образный язык — это совокупность сознательно применяемых образных приемов и способов, основанных на пересоздании явлений действительности. Условная образность контролируется такими способами художественной организации, как трансформация формы, игра средствами, гротеск, гипербола и другие приемы экстраординарной перестройки действительности.

Условные формы используются мировой культурой от Эзопа через Данте до телевизионных «Кукол» В. Шендеровича и «Пластилиновой вороны» Г. Гладкова и Э. Успенского. Что объединяет этих авторов, условным языком формирующих культуру, что для них наиболее характерно?

Главное, что объединяет и выделяет этих художников, — это стремление в определенный период их деятельности отойти от реального, конкретного, частного и создать с помощью условных приемов выразительное художественное обобщение. Известно утверждение Канта о том, что для эстетического наслаждения необходимо определенное несовпадение между художественным изображением и изображаемым предметом. Вторая особенность, объединяющая создателей условных форм, — это их умение формировать игровые ситуации, выходя за рамки обычного. Эта способность свойственна и определенной части публики. Дело в том, что у людей часто возникает желание играть, театрализовать жизнь, вносить в нее элементы праздника и карнавала. Подобная ситуация, воспроизведенная профессиональным условным языком, позволяет автору проигрывать на нескольких уровнях реальные события, приближаясь к ним или отдаляясь с большей или меньшей долей условности. Особое место здесь принадлежит философам, писателям, режиссерам, отдавшим дань условному жанру фантастики, которая позволяет создавать модели социально-психологической динамики человеческого развития. Писатели А. и Б. Стругацкие в своих лучших повестях («Трудно быть богом», «Гадкие лебеди», «Улитка на склоне») показали конкретный результат, к которому придет советское общество.

Третья общая качественная черта у творящих условные формы — это наличие протестной энергии, социальная или эстетическая оппозиционность. Эзоп, Данте и Свифт — величайшие «протестанты» в истории мировой культуры.

Босх, Пикассо и Малевич (ныне признанные классики, чьи картины оцениваются десятками миллионов долларов) были решительными противниками традиционных живописных форм и сторонниками условных изобразительных средств. Использование условных форм ломает стереотипы эстетического восприятия. Когда герой Булгакова Жорж Милославский («Иван Васильевич») говорит управдому Бунше, изображающему царя: «Правь страной, бери палку!», возникает переосмысление обыденного высказывания.

В морфологической структуре культуры, в иерархии ее видов и жанров произведения, созданные условным языков, занимали и продолжают занимать место культурных «изгоев» и «пасынков». Хотя элитарная массовая культура всегда относилась к ним снисходительно, даже доброжелательно, расширяя их культурные права и повышая культурную значимость. Положение аутсайдеров побудило их к творческому сближению на разных уровнях: влияние, взаимодействие, сосуществование.

В наше время более или менее синкретичное смешение условных приемов различных сфер культуры обнаруживается повсеместно: в кукольных спектаклях, мюзиклах, телевизионных шоу, многочисленных выступлениях юмористов, иронистов и пародистов. Среди последних примечателен филолог и бодисингер Псой Короленко, известный своими философскими частушками, в которых он выступал в роли поэта, композитора и исполнителя.

Функционирование условных форм — в силу их экспериментальной специфики — отличается, во-первых, особыми условиями. Главным среди этих условий является наличие определенной интеллектуальной атмосферы, в которой образованная и информированная публика органично воспринимает условные формы. Интеллектуальность общественной и индивидуальной психологии приводит к интеллектуализации и концептуализации явлений культуры, в которых «приключения» абстрактной мысли приобретают с помощью условной стилистики художественную фактуру.

Тяготение языка к обнаженной условности объясняется также процессами, происходящими в художественной культуре и определяющими эстетические условия функционирования условных форм. Среди них важнейшими являются использование забытых условных приемов и способов, заимствование этих средств из других культур, признание теорией культуры и эстетикой равноправия языков (в том числе и условного).

Так, например, в 70-е г. прошлого века была реабилитирована и узаконена художественная фантастика. Элементами фантастики стали пользоваться В. Каверин («Верлиока»), Ч. Айтматов («Буранный полустанок»), Вен. Ерофеев («Вальпургиева ночь»), В. Аксенов («Остров Крым»). Широко известными стали имена писателей-фантастов К. Булычева и братьев А. и Б. Стругацких, фильмы с фантастическим сюжетом А. Тарковского и А. Сокурова, Дж. Лукаса и С. Спилберга.

Возникают эти функциональные последствия благодаря тому, что условный язык вводит человека в ситуацию осмысленного и «экспериментального» общения с действительностью, что ведет к обострению интеллектуального восприятия, побуждает потребителя как бы по собственному разумению завершать сюжетные коллизии, делать самостоятельные выводы и т. д. Таким образом, условность повышает не только познавательную, но и оценочную, целеполагающую, в конечном счете преобразующую активность аудитории.

Современная информационная эпоха — с Интернетом и его условными знаковыми системами — способствует усилению функциональной роли условного языка в разных сферах культуры, в языковой структуре которых он начинает заметно доминировать.

 

 

Литература

 

1. Бежин Е. Письма без конвертов // Знамя. 2002. № 10.

2. Бобков В. В поисках успеха // Арт-менеджер. 2004. № 4.

3. Генис А. Сладкая жизнь. М., 2004.

4. Давыдов Ю. В. Зоровавель // Давыдов Ю. В. Заговор, родивший мысль. М.,

2001.

5. Долин А. Ларс фон Триер: Контрольные работы. М., 2004.

6. Кончаловский А. Мои шестидесятые // Искусство кино. 2004. № 5.

7. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996.

8. Ямпольский М. Язык — тело — случай: кинематограф в поисках смысла. М.,

2004.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 392. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия