Студопедия — Искусство итальянского Возрождения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искусство итальянского Возрождения






Классическим выражением ренессансной культуры было искусство итальян­ских мастеров. Искусство итальянского Возрождения проходит в своем развитии несколько этапов:

I этап – Проторенессанс кон. XIII – нач. XIV – вв. связан с именами Данте Алигьери (1265–1–321)и Джотто де Бондоне (1266–1337). Данте по праву называют «последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени». В своей «Божественной комедии», ставшей поэтической энциклопедией Средних веков и Возрождения, автор утверждает идею ренессансного мышления, призывает своих современников к возвышению мудрой, достойной жизни на земле, к истинной человечности.

Джотто – друг и соратник великого Данте – сумел в страдающем человеке увидеть и изобразить человека прекрасного и гордого («Распятие Христа», «Оплакивание Христа»). Художник в своих произведениях стремился к правдивому отображению движений человеческого тела, выраженных в них чувств («Поцелуй Иуды»). Джотто видел в искусстве то, что другим не доступно. Он принес естественное искусство, основанное на изображении окружающего нас мира таким, каким видит наш глаз, – так отзывался о живописце спустя сто лет прославленный флорентийский ваятель Гиберти[46]. Джотто настолько опередил свое время, что ещё долго после него флорентийские художники только подражали его манере письма.

II Этап – Раннее Возрождение – XV в. Происходит новый взлет в искусстве в направлении утверждения реализма и преодолении средневековой традиции. Это было уже искусство новой эры – эпохи Возрождения. Всех знаменитых мастеров Раннего Возрождения трудно перечислить. «Отцами» нового искусства считают скульптора Донателло, архитектора и скульптора Брунеллески, художника Мазаччо. Идею красоты и гармонии стремились они воплотить в своих произведениях. В эпоху гуманизма мир представлялся человеку прекрасным, и он стремился видеть красоту во всем, что его окружало в этом мире. Зодчество становится «частью самой жизни». На смену грозных, мрачных феодальных замков приходят удобные, красивые и открытые для внешнего мира дома – дворцы (например, Палаццо Питти), удивительные по красоте здания общественного назначения (Воспитательный дом во Флоренции), восхитительные часовни (капелла Паццы во Флоренции).

Художник Мазаччо (1401–1428) не только стал последователем Великого Джотто, но и намного превзошел его в умении распределять свет и тени, в созда­нии четкой пространственной композиции, в силе, с которой он передает объем­ность. Мазаччо первый в живописи изображает обнаженное тело («Изгнание из рая») и придает человеку героические черты, прославляя его человеческое достоин­ство[47].

В литературе ближайшими преемниками Данте стали Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо (1313–1375). В Петрарке его современники видели не только писателя Нового времени, но и новый тип человека, в котором воплощались жиз­ненные стремления и идеалы передовой части общества.

III Этап – Высокое Возрождение – конец XV–1 половина XVI вв., золотой век Ренессанса. Несмотря на крат­кость этого периода, именно в это время были созданы замечательнейшие творе­ния титанов Возрождения, людей поистине титанического духа, мысли, талантов: Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэля Санти (14S3–1520), Микеланджело (1475–1564), Джорджоне (1476–1510), Тициана (1477–1576). Для этого периода характерны не только поиск, но и достижения гармонии: человека и мира, души и тела, чувства и разума в самом человеке, правды и красоты, реального и идеального. Наибольшая выразительность социально-нравственных идеалов эпохи была достигнута именно средствами изобретательного искусства. Мир чудесной гармонии был создан в произведениях Леонардо («Мадонна Бенуа», «Джоконда», «Мадонна Лита», «Дама с горностаем»), Рафаэля («Мадонна Коне-стабиле», «Мадонна в зелени», «Сикстинская мадонна»), Тициана («Любовь зем­ная и любовь небесная», «Венера Урбинская»).

Мир Микеланджело – противоречив, разнообразен, трагичен. В его творчест­ве соединены трагическое осознание несовершенства бытия и веры в гармонию мироздания, одиночества человека и радость его победы в борьбе со стихиями («Давид», «Моисей», «Фрески Сикстинской капеллы», «Изгнание из рая», «Страш­ный суд», «Всемирный потоп»). Микеланджело было суждено пережить начало заката большой культурной эпохи и крушение ренессансных идеалов.

Титаны Великой эпохи Возрождения далеко опередили свое время. Их искус­ством стало мерилом прекрасного и символом творческих дерзаний человечества, ориентиром для всех последующих поколений.

IV этап – Позднее Возрождение – II половина XVI в. В это время начинают проявляться первые признаки кризиса гар­моничного миросозерцания эпохи Возрождения. В искусстве все чаще и сильнее ощущается драматическая напряженность. Она присутствует, в частности, в про­изведениях позднего Тициана («Положение во гроб»).

Венеция, где во II половине XVI в. ещё сохранилась республиканская форма правления, оставалась в Италии последним очагом гуманизма, и ее искусство – это все ещё великое искусство золотого века. Позднее Возрождение представлено именами Паоло Веронезе (1528–1588) и Якопо Тинторетто (1518–1591) – послед­них из титанов великой эпохи. И если Веронезе, создатель красочных картин, еще и не знал трагического разлада идеалов и действительности, то в творчестве Тинто­ретто усиливавшийся кризис ренессансных идеалов остро дает о себе знать. Его искусство полно драматизма, эмоциональной силы («Битва на заре», «Распятие»).







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 333. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия