Образ рассказчика в литературном произведении
Теория части B по литературе
o Роды литературы
o Жанры
o Литературные направления и течения
o Тематика лирических произведений
o Структура художественного текста
o Конфликт в художественном произведении
o Система образов в художественном произведении
o Художественный характер
o Средства создания и раскрытия литературного героя
o Роль писателя в произведении
o Сатира и юмор
o Название художественного произведения
o Роль пейзажа в произведении
o Художественное пространство и время
o Художественная деталь
o Эпизод
o Стихосложение
1. Стихотворные размеры
2. Рифма, строфа
3. Как определить стихотворный размер?
4. Про мужскую и женскую рифмы
o Тропы и их функции
o Поэтический синтаксис
o Поэтическая фонетика
o Лексические средства выразительности
Письменная Часть ЕГЭ по литературе. Полезные материалы
o Отчет о работе предметной комиссии ЕГЭ по литературе (типичные ошибки)
o Схема анализа лирического произведения
o Методические рекомендации
o Грамотный план как залог успешного сочинения
o Контекст
o Анализ литературного образа
o Построчный пересказ лирического произведения
o Этапы работы над сочинением
o Простой рецепт: как укладываться в необходимый объем (200 слов)
o Характерные черты в творчестве поэтов. Задание 16
o Распределение заданий по прозаическим произведениям (Задания 8-15-17)
o Распределение заданий по лирическим произведениям (Задания 9-16)
o Сопоставление тем прозы ЕГЭ по литературе. Задание 9
o Сопоставление тем лирики ЕГЭ по литературе. Задание 16
o Развернутый ответ на проблемный вопрос. Методические комментарии
o Общие требования к сочинениям
o Цитаты из книг для подготовки к ЕГЭ
Критерии письменной части: (обновлены в соответствии с кодификатором за 2015 год)
o Задания 8,15
o Задания 9,16
o Задание 17
Теория литературы
Роды литературы
Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.
Предмет изображения:
Эпос↔ Драма
↓
События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.
Лирика
↓
Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.
Отношение к предмету изображения речевой структуры:
Эпос
▼
Повествование
о событиях
| Драма
▼
Разговор дей-
ствующих лиц
(диалог, монолог)
| Лирика
▼
Выражение
чувств, эмоций
| Способы организации художественного времени и пространства:
Эпос ↔ Драма
События, происходящие
во времени и пространстве
| Лирика
Вне времени
и пространства
| Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем. Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни. Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.
Ли́роэ́пика — один из четырех родов литературы в традиционной классификации. В лироэпических произведениях художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.
Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Жанры устного народного творчества (фольклора)
| Название
| Краткая характеристика
| Пример
| Сказка
| Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов
| "Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка"
| Былина
| Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы
| "Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович"
| Песнь
| Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека
| Песни о С. Разине, Е. Пугачеве
| Малые жанры фольклора
| Загадка
| Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью
| "Висит сито, не руками свито" (паутина)
| Пословица
| Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии
| "Семеро одного не ждут"
| Поговорка
| Выражение, образно определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли
| "Легок на помине"
| Скороговорка
| Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов
| "Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку: рак за руку Грека цап"
| Частушка
| Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера
| "Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".
|
Жанры древнерусской литературы
| Название
| Краткая характеристика
| Пример
художественного
произведения
| Житие
| Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью
| "Житие Александра Невского"
| Хожение (хождение
оба варианта верны)
| Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие
| "Хождение за три моря" Афанасия Никитина
| Поучение
| Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление
| "Поучение Владимира Мономаха"
| Воинская повесть
| Повествование о военном походе
| "Сказание о Мамаевом побоище"
| Летопись
| Историческое произведение, в котором повествование велось по годам
| "Повесть временных лет"
| Слово
| Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера
| "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона
|
Эпические жанры
| Роман
| Определение
Разновидности
| Повесть
| Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. – средний объем – одна сюжетная линия – судьба одного героя, одной семьи – ощутимость голоса повествователя – преобладание хроникального начала в сюжете
| Рассказ
| Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя
| Новелла
| Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)
| Очерк
| Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.
| Басня
| Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
| Лирические жанры
| Стихотворение
| Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
| Элегия
| Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
| Эпиграмма
| Небольшое по объёму сатирическое стихотворение
| Сонет
| Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три
| Эпитафия
| Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему
| Песня
| Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок
| Гимн
| Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные
| Ода
| Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная
| Послание
| Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
| Романс
| Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку
| Лиро-эпические жанры
| Баллада
| Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания
| Поэма
| Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя
| Драматические жанры
| Трагедия
| Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель
| Комедия
| Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни Разновидности комедии по характеру содержания: – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига); – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев); – комедия идей (источник смешного – идея писателя); – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); – фарс (западноевропейская народная комедия XIV – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)
| Драма
| Литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами
| Водевиль
| Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами
| Интермедия
| Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: 1) самостоятельный жанр народного театра в Испании; 2) галантно-пасторальные сцены в Италии; 3) вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле в России
|
Художественный метод = литературное направление = литературное течение
?
Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни
|
Основные признаки
литературного направления
| Представители
литературы
| Классицизм - XVIII - начало XIX века
| 1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.
7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс.
| П. Корнель, Ж. Расин,
Ж. Б. Мольер,
Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков,
Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия)
| Сентиментализм - XVIII - начало XIX века
| 1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
3) Ведущая тема - тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
| Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
| Романтизм - конец XVIII - XIX век
| 1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир)
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.
| Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);
В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
| Реализм - XIX - XX век
| 1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
| Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
Стендаль, О. Бальзак (Франция);
А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
| Натурализм- последняя треть XIX века
| 1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера.
3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.
| Э. Золя, А. Хольц (Франция);
Н. А. Некрасов "Петербургские углы",
В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки
Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
| Модернизм.Основные направления:
• Символизм
• Акмеизм
• Имажинизм
Авангардизм.
• Футуризм
| Символизм - 1870 - 1910 годы
| 1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
| Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,
А. А. Блок, А. Белый (Россия)
| Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии
| 1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты.
| Н. С. Гумилев,
С. М. Городецкий,
О. Э. Мандельштам,
А. А. Ахматова (раннее тв-во),
М. А. Кузмин (Россия)
| Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия)
| 1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
7) Установка на произносимый текст (декламация)
| И. Северянин, В. Хлебников
(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский
(Россия)
| Имажинизм - 1920-е годы
| 1) Победа образа над смыслом и идеей.
2) Насыщенность словесных образов.
3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания
| Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин
| В таблице представлены основные литературные направления, которые чаще всего встречаются в школьном курсе и на ЕГЭ по литературе.
Тематика лирических произведений
Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.
(Творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова)
Мотив - мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении "опорные" художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.
(Уход человека от привычного ему образа жизни - мотив в творчестве А. П. Чехова; переодевания - в комедиях, и фарсах; узнавание героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий.)
Лейтмотив - ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение.
(Грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".)
Тема лирического произведения
| Краткая характеристика
| Пример
| Тема любви(любовная лирика)
| Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства.
| А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."
| Тема природы(пейзажная лирика)
| Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы
| С. А. Есенин "Береза"
| Тема назначения поэта и поэзии(гражданская лирика)
| Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта
| М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"
| Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)
| Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти
| Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."
| Тема свободы(вольнолюбивая лирика)
| Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности
| А. Н. Радищев ода "Вольность"
| Тема дружбы
| Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение
| А. С. Пушкин "К Чаадаеву"
| Тема одиночества
| Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми
| М. Ю. Лермонтов "Парус"
| Тема родины(патриотическая лирика)
| Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества
| А. А. Блок "Россия"
| Тема народа
| Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа
| Н. А. Некрасов "Железная дорога"
| Структура художественного текста
Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей. Сюжет - последовательность событий в художественном произведении. Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения. Этапы сюжета:
Этапы развития сюжета
| Название этапа сюжета
| Краткая характеристика
| Пример
| Экспозиция(пролог)
| Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении) - прямая; - задержанная; - обратная.
| В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви
| Завязка
| Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения. Типы завязок: - мотивированная; - немотивированная (неожиданная, придающая остроту). Место завязки в литературном произведении: - в начале; - в конце.
| Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души"
| Развитие действия
| События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.
| Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим
| Кульминация
| Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций.
| Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала"
| Развязка
| Положение действующих лиц, которое сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц. Виды развязки: - естественная (логичное выражение завязки); - ложная. Виды развязки (в зависимости от развития сюжета): - внезапная; - логически вытекающая из развития действия. Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя): - единая с кульминацией; - отдельная от кульминации
| Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
| Послесловие(эпилог)
| Заключительная часть произведения. Типы эпилогов: - непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности); - развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событий).
| Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года.
|
Конфликт в художественном произведении
Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.
Характерконфликта
| Краткая характеристика
| Пример
| Любовный
| Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных коллизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа.
| У. Шекспир "Ромео и Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский"
| Социально-бытовой(общественный)
| Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений.
| А. С. Пушкин "Евгений Онегин"
| Философский
| Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека.
| Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот"
| Идейный
| Столкновение различных идей, имеющих право на существование.
| И. С. Тургенев "Отцы и дети"
| Психологический
| Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений.
| Д. Г. Байрон "Дон Жуан"
| Символический
| Противоборство, столкновение реальности с ее символическим перевоплощением; характерен для произведений символизма.
| М. Метерлинк "Синяя птица"
| Система образов в художественном произведении
Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.
Название литературного образа
| Краткая характеристика
| Художественный образ (общее понятие)
| Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала
| Литературный персонаж
| Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
| Образ автора
| Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
| Образ рассказчика, образ повествователя
| Персонифицированный герой, повествующий о событиях
| Образ лирического героя
| Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
| Эпический герой
| Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
| Драматический герой
| Действующее лицо драматического произведения
| Главный герой
| Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
| Второстепенный персонаж
| Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
| Внесценический персонаж
| Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц
|
Образ рассказчика в литературном произведении
Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь.
Тип рассказчика
| Краткая характеристика данного типа
| Пример
| "Обрамляющий" условный рассказчик
| Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна
| И. С. Тургенев "Записки охотника"
| Бесстрастный повествователь
| Изображает события как сторонний наблюдатель
| А. С. Пушкин "Повести Белкина"
| Главный герой произведения
| Повествование в произведении ведется от лица главного героя
| Ф. М. Достоевский "Подросток"
| Рассказчик - словесная маска
| Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт
| Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя
| Рассказчик - участник событий
| Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собственную интерпретацию увиденного
| Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
| Система рассказчиков
| Художественное произведение имеет форму:
- "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие;
- связанных между собой повествований нескольких рассказчиков
| Л. Н. Толстой "После бала"
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
|
Характер в художественном произведении
Художественный характер - образ человека в художественном произведении, представленный с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного.
Средства создания литературного героя
Средство создания литературного героя
| Краткая характеристика
| Пример
| Название произведения
| Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов
| "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
| Эпиграф к литературному произведению
| Может указывать на основную черту характера героя
| "Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина
| Прямая авторская характеристика
| Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку
| "Онегин - добрый мой приятель..." (А. С. Пушкин)
| Речь героя
| Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия
| Монологи и диалоги Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова
| Поступки, действия героя
| Основа повествования художественного произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя
| Письмо Онегина из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова
| Психологический анализ
| Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя
| "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского
| Другие герои произведения
| Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми
| Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
| Портрет героя
| Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами)
| 1) Мастер в "Мастере и Маргарите" М. А. Булгакова
2)Печорин в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
3) Полячка в повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
| Социальная среда, общество
| Общественные условия, в которых живет и действует персонаж
| "Гранатовый браслет" А. И. Куприна
| Пейзаж
| Раскрывает внутренние переживания героя
| Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
| Художественная деталь
| Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая художественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа
| Халат Обломова в романе "Обломов" И. А. Гончарова
| Предыстория жизни героя (если есть)
| Описание детства, юности, становления героя как личности, помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа
| "Обломов" И. А. Гончаров
| Роль писателя в художественном произведении
Образ автора - Художественный образ, носитель авторской речи, наделенный миропониманием писателя, но в то же время передающий долю авторского смысла.
Сатира и юмор
Осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными.
Осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека.
Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...
|
Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...
|
Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...
|
Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...
|
ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ
Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...
Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ
Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...
Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...
|
Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...
Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...
Виды и жанры театрализованных представлений
Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...
|
|