Выбор: освобождаться от симптома или нет
Клиенту зачастую кажется, что симптомы патологии находятся за рамками их контроля, что он беспомощен перед лицом столь ужасного положения вещей настолько, что у него даже нет сил, чтобы все-таки принять решение: действительно ли он (она, семья в целом) готов избавиться от своего страдания. Когда дело доходит до выбора, избавляться от симптома или нет, клиенты оказываются беспомощными. Патологические симптомы особенно часто могут появляться в семейных системах, где для взаимоотношений характерна осложненная противоречиями коммуникация. Схемы общения, отягченные внутренними противоречиями, создают ощущение безысходности и отсутствия выбора. Независимо от того, делает член системы какие-то шаги или нет, его клеймят позором. Осложненная внутренними противоречиями схема общения приглашает сделать два несовместимых действия: «Подойди ко мне как можно ближе, но не касайся меня!». Такие схемы часто вызывают симптомы душевного смятения или заболевания, потому что ставят реципиента в условия, когда он должен (принимать парадоксальное решение. Терапевту, занимающемуся коммуникативной и стратегической терапией, приходится проявлять недюжинную изобретательность в «вызволении» клиентов из ловушек «двойной связи» путем создания «терапевтической двойной связи» - в согласии с принципом гомеопатической медицины лечить подобное подобным. Если терапевтическая ловушка сконструирована правильно, она ставит клиента перед выбором: подчиниться указаниям врача или отвергнуть их. Работа клиента весьма несложная: выбирай, будешь ли ты подчиняться инструкциям терапевта или восстанешь против них. А вот I перед терапевтом стоит задача значительнее. Ему надо найти такой парадокс, чтобы излечить клиента независимо от того, подчиняется ли последний указаниям или же бунтует. Директивы структурируются таким образом, чтобы: 1) клиент продолжал вести себя согласно уже избранной им ли 2) клиенту было дано понять, что выплескивание симптомов 3) клиент, таким образом, попадал в парадоксальную ситуацию, Совершенно очевидно, что пациент поставлен в ситуацию, в которой невозможно находиться. Если пациент выбирает сотрудничество с врачом и действует так, как того требуют симптомы, то в их действиях исчезает подоплека - «Больше ничего не могу с этим поделать». Поведение теперь диктуется выбором, а не бессилием. Если клиенты отвергают директивы врача, то им остается только одно - не действовать в соответствии с диктатом симптоматики, что и является целью терапии. Терапевтическая двойная связь (или терапевтический капкан) предполагает интенсивное взаимодействие на поприще терапий, пациент в большей степени связывает с ним свое выживание и надежды на будущее (П. Вацлавик и др., 1967, 1974; в русском переводе - 2000 г,). В довершение ко всему, директивы должны быть даны клиенту так убедительно, чтобы он не мог рассеять парадоксальность предлагаемого каким-либо простым комментарием. Если клиент заявляет что-нибудь вроде: «То, что вы предлагаете, трюкачество», парадоксальность рассеивается. Когда у Д. Джексона проходила лечение все время ссорившаяся супружеская пара, он придавал их спорам иную интерпретацию. Он сказал им, что споры свидетельствуют об их эмоциональной сопричастности друг с другом и что они на самом деле показывают, насколько супруги любят друг друга. Им было рекомендовано ссориться, чтобы продолжать показывать друг другу свою любовь. Нет сомнений, юмористичность подобной рекомендации «дошла» до супругов, и они вознамерились доказать психотерапевту, насколько он был не прав. Самым лучшим способом сделать это было просто прекратить ссориться. Чтобы доказать терапевту отсутствие любви между ними, супруги прекратили ссориться. После этого они убедились, насколько лучше стали ладить друг с другом (П. Вацлавик и др., 1967). В другом случае Д.Джексон пытался протестировать одного молодого человека, верившего, что он Бог и державшегося в отдалении от других пациентов и персонала клиники. Пациент все время оставался по другую сторону комнаты от стола терапевта и игнорировал все вопросы и замечания. Убежденность в своей божественной сущности, сказал ему Джексон, крайне опасна, потому что он может потерять контроль над ситуацией вокруг. Но если молодой Бог хочет воспользоваться таким шансом, Джексон поверит. Во время структурирования этого терапевтического противоречия пациент начал сильно нервничать, но в то же время и интересоваться происходящим вокруг. Следует ли ему воспользоваться шансом, чтобы к нему относились как к Богу? Затем терапевт встал перед пациентом на колени и протянул ему ключ от больницы, говоря, что, будучи Богом, тот, конечно, не нуждается ни в каких ключах; но если он действительно Бог, то он гораздо больше, чем врач, заслуживает того, чтобы быть держателем ключа. После таких слов пациент сбросил с себя образ каменного истукана и сказал: «Мужик, у кого-то из нас с головой не в порядке!»
|