Историческое формирование континентальной системы
Континентальная или романо-германская система сложилась в странах континентальной Европы - Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Германия, Австрия, Швейцария, Голландия, Венгрия и др. Она оказала огромное влияние на развитие права стран Латинской Америки, Азии и Африки, в которых происходило заимствование западных кодексов. Континентальная правовая система сложилась под влиянием римского права, канонического права римской католической церкви и обычного права германских (европейских) народов. Партикулярное обычное право в средние века ограничивалось, вытеснялось каноническим правом, рецепцией римского права и законом. Формирование континентальной системы права интенсивно происходило в XII-первой половине XIX веков. Исторические корни континентальной системы права находятся в римском праве. Формирование романо-германской системы права началось с XI-XIII веков, когда возродилось изучение римского права в университетах. Романо-германская система сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах. Европейские ученые - глоссаторы, постглоссаторы и гуманисты в XII - XVI веках на базе Свода гражданского права императора Юстиниана создали общую для многих европейских стран юридическую науку. Римское право легло в основу гражданского, а частично уголовного и государственного права многих западных стран. Каноническое право оказало огромное влияние на брачно - семейное право, частично - на гражданское, уголовное и государственное право. В XVI - XVIII вв. основным источником права признается закон, исходящий от короля. Обычное право должно применяться только, если допускалось законодателем. Роль судебного прецедента в качестве источника права была ограничена. Признание закона в качестве основного источника права обусловило возможность и необходимость кодификации права. Во второй половине XVIII - первой половине XIX веков в странах континентальной Европы происходила кодификация права. Кодификация права означала завершение формирования континентальной системы права, которая тем самым достигла зрелости. Кодификация права позволила упорядочить действующее законодательство, избавиться от устаревших норм, способствовала преодолению раздробленности права, множественности правовых обычаев. На кодификацию права конца XVIII и начала XIX веков оказала сильное влияние школа естественного права, которая пришла на смену гуманистам в середине XVII в. По мнению представителей школы естественного права, наряду с позитивным правом или над ним существует ещё высшее, долженствующее быть естественное право. Право позитивное - это то право, которое действует официально в пределах данного государства; это то право, которое выражено в законах или обычаях, применяется судами и поддерживается государственным авторитетом. Естественное право - это те нормы, которые вытекают из человеческого разума, из природы людей. Это идеальное право, авторитет которого основывается исключительно на присущей ему внутренней справедливости, определяемой требованиями совести и разума. Естественное право лежит в основе позитивного права. Но позитивное право может не совпадать с нормами естественного права. Естественное право служит критерием для оценки позитивного права и ориентиром для его совершенствования. Естественное право выше позитивного права, имеет преимущество перед последним. В позитивном праве могут быть несправедливые, неправильные законы, законы же естественного права воплощают в себе вечные начала справедливости. Естественное право воплощает в себе ценности добра, справедливости, разума, мудрости Бога. Необходимо создать новое законодательство, основанное непосредственное на началах разума. Школа естественного права оказала огромное влияние на позитивное европейское право. Она критиковала положительное право и указывала пути для преобразования последнего. Естественное право противопоставлялось действующему, устаревшему праву феодального государства. Например, если все люди равны по природе, в чём смысл и оправдание сословных привилегий дворянства и духовенства. Отмена личной зависимости крестьян от феодалов, освобождение земельной собственности от феодальных ограничений, свобода вероисповедания, свобода науки и просвещения, постепенное введение свободы промышленной деятельности, отмена пытки и смягчение слишком суровых наказаний уголовных законов, постепенное установление правового равенства сословий, принятие конституций с закреплением принципа разделения властей - все эти меры в значительной мере являются осуществлением идей естественного права. Представители школы естественного права критически оценивали существующее положительное право и высказывались за систематизацию, обобщение, кодификацию права. Они считали, что устаревшее, раздробленное и ставшее трудным для понимания действующее право может быть заменено единым и всеобъемлющим, цельным кодексом, построенном на принципах права естественного, на общих началах разума и справедливости.
|