Направленность личности педагога
В процессе профессиональной подготовки на базе ценностных ориентации формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в педагогической направленности личности. Педагогическая направленность личности характеризуется наличием у субъекта педагогической деятельности интереса и потребности в осуществлении этой деятельности, интереса к личности самих учащихся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач и — в случае осуществления педагогической деятельности как профессиональной — в заинтересованности в самой педагогической профессии, склонности ею заниматься, уровне профессионального самосознания. Процесс развития профессионального самосознания включает осознание норм, правил, моделей педагогического поведения, формирование педагогической позиции, осознание и принятие неких профессиональных эталонов и соотнесение себя с ними на основе самооценки и оценки другими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, знаний и умений, характера и эффективности собственной профессионально-педагогической деятельности, профессионально значимых качеств личности. Н.В.Кузмина выделяет три основных типа направленности, определяющих характер педагогической деятельности учителя: истинно педагогическую, формально педагогическую, ложно педагогическую. Причем истинно педагогическая направленность личности состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета. Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности. Высшим уровнем педагогической направленности личности является призвание, когда одним из важнейших жизненных смыслов человека является его профессионально-педагогическая деятельность. Личностная направленность педагога ярко проявляется в его социально-профессиональной позиции. Мы понимаем позицию педагога как систему тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, в частности, которые являются источником его активности. С одной стороны, позиция определяется теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляют и предоставляют педагогу общество и государство. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности — влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы. В позиции педагога проявляются его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Здесь мы различаем в качестве составных частей социальную и профессиональную позиции. Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности педагога. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако иногда педагог, четко осознавая, что он делает, не может объяснить, почему он поступает именно так, а не иначе. Никакой анализ не поможет выявить до конца, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. Остановимся на том, что на выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы, однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер. Л.Б. Ительсон приводит перечень типичных ролевых педагогических позиций, согласно которым педагог может выступать в качестве: ♦ информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным); ♦ друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка; ♦ диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников; ♦ советчика, если использует осторожное уговаривание; ♦ просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести; ♦ вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами (рис. 1). Каждая из этих позиций, разумеется, может давать положительный или отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п. Необходимо отметить, что педагогическая направленность личности может проявляться по-разному. Педагог может быть ориентирован: на профессиональное самоутверждение, на средства педагогического воздействия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогической деятельности. И только направленность на достижение главной цели педагогической деятельности - создание условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — может быть признана гуманистической. Гуманистический идеал человека — понятие, возникшее в античной Греции, а затем неоднократно возрождавшееся в общественном сознании на протяжении человеческой истории, представление о совершенном человеке как всесторонне образованном и развитом, осознающем свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие собственных способностей. Современные педагогические подходы возвращаются к этим представлениям, придавая большое значение нравственному воздействию на ум учащихся, на их сердце, чувства, волю. В самом широком смысле гуманизм (от латинского humanus — человеческий, человечный) понимается нами как система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости — нормой отношений между людьми. Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Это одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у любого современного человека в процессе воспитания и обучения, а у будущего педагога — в первую очередь. Следовательно, для современного общества и школы как неотъемлемой части этого общества становится естественным признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека должно на деле стать критерием оценки уровня общественного развития. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование. Таким образом, гуманизм мы рассматриваем не как абсолютизированное всепрощение и скорбную покорность несовершенства человека, а как активное позитивно-конструктивное отношение к нему, к его безусловному праву свободно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению. Гуманизм как определенная система ценностных ориентации и установок получает значение общечеловеческого идеала и, с этой точки зрения, стратегическая цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т.е. свободным и самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в мире. Гуманистическая направленность личности предполагает создание благоприятных педагогических условий для каждого человека в развитии всех без исключения его личностных сфер, предостерегает от односторонней направленности воспитания и тем самым служит гарантией неотъемлемого права человека на полноценное развитие, исходя из его реальных индивидуальных возможностей и потребностей. Однако при этом следует помнить, что гуманизм не означает поощрение индивидуализма, он, напротив, противоречит ему в силу того, что предполагает признание каждой личностью ценности личности других людей. Гуманизм — это не «себялюбие», а «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, взаимодействие с ними. В общественном сознании народов России такое понимание гуманизма традиционно. Идея соборности, например, является одной из ведущих идей русского национального самосознания. Гуманистическая направленность личности педагога ориентирует все его действия на подчинение их реальным интересам обучающегося, будь то ребенок или взрослый человек. В этом смысле гуманистическая направленность деятельности педагога вполне отвечает задачам личност-но ориентированной педагогики — оказать содействие человеку в установлении определенного отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, а также к своей профессиональной деятельности. Таким образом, гуманистическая направленность личности педагога является ведущим типом направленности, которая предопределяет специфический характер профессиональной деятельности, выражающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей — специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное). В современной педагогической культуре, являющейся частью общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие уважительное отношение к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования. Будущему учителю необходимо с самых первых шагов в овладении профессией активно включаться в процесс формирования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.
|