Парадигмы
Комментарий к парадигмам. 1) Ряд перечисленных выше слов образует также формы мн. ч. от основы, не осложненной |j|: камень – камн - и, клок – клок - и, кол (школьная оценка) (разг.) – кол - ы, крюк – крюк - и, лоскут – лоскут - ы, муж (мужчина) – муж - и (высок.), сук – сук - и, сын (в сочетаниях типа сын Родины, сын народа, сын гор) – сын - ы (высок.): По всем путям своей страны, Вдоль городов и пашен Идут крестьянские сыны, Идут ребята наши (Твард.); шурин – шурин - ы, дядя – дяд - и, гроздь – грозд - и. 2) Слово холоп имеет устаревшие вариантные формы мн. ч. – холопья, холопьев, холопьям и холопи, холопей, холопям (см. § 1209). Формы мн. ч. с |j| в конце основы от слова граф – графья, графьев – ненормативные (прост.). 3) Слово уголь в знач. (кусок обгоревшего дерева) наряду с нормативными угли, углей имеет во мн. ч. вариантные устаревшие и просторечные формы с |j| в конце основы: уголья, угольев, угольям: Остывающие уголья, подергивающиеся тонким слоем пепла (Тендр.). 4) Слово дно в знач. (верхняя или нижняя часть какого-н. вместилища) во мн. ч. в формах косв. пад. имеет редко употребляющиеся формы мн. ч. без |j|: днам, днами. § 1212. Несколько слов сред. р.: древо (устар.), небо и чудо имеют во мн. ч. основу на - ес -: древес -, небес -, чудес -. Основная сфера употребления форм древес и небес – поэтическая речь. Формы мн. ч. слова древо в употреблении редки. Из двух слов – небо и чудо – только у слова чудо словоформы чудо – чудеса выражают противопоставление по числу: Я живу в постоянном предчувствии чуда, И со мной происходят иногда чудеса (Тушн.). Словоформы небо – небеса противопоставления по числу не выражают: небеса, небес, небесам и т. п. выступают как самостоятельное слово pluralia tantum, которое употребляется в стихотворной речи в том же значении, что и слово небо: Благословляю я свободу И голубые небеса! (А. К. Толст.); Синевой бездонны небеса (Анн.). Примечание. Слово чудо в знач. (сказочное существо, диво) может образовать формы мн. ч. от той же основы, что и формы ед. ч.: чуда, чуд, чудам и т. д. Словоформы телеса и словеса (устар. формы мн. ч. слов тело и слово), в современном языке не являющиеся формами мн. ч. слов тело и слово и стилистически характеризующиеся как книжные и устаревшие, употребляются как синонимы существительных тело (применительно к телу толстого человека) и слово (обычно с отрицательной оценкой или в иронических контекстах): Меж пухлых телес застревает нога (Асеев); Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь – до дна, Но их подмена словесами Измене может быть равна (Твард.). Примечание. Форма мн. ч. очеса – старая; нормативна форма мн. ч. очи. Форма очеса может быть употреблена только в стилизованных контекстах: Где же пафос достать? Может быть, объявленье в газету? Где простертые длани? Где молний удар из очес? (Винокур.). § 1213. Четвертый тип соотношения основ. Все существительные на - анин (орфогр. также - янин), кроме слова семьянин, а также слова барин, боярин, болгарин, господин и татарин образуют формы мн. ч. от основы, равной основе ед. ч. с отсечением финали - ин. При этом слова на - анин, - янин образуют все формы косвенных падежей мн. ч. от основы на |н| и форму им. п. мн. ч. от основы на |н'|: армян - ам, армян - ами, но армян - е. Слова барин, болгарин, господин и татарин образуют формы мн. ч. от основы на твердую согласную, парную мягкой согласной основы ед. ч. перед финалью - ин: господ - а, господ - ам (господ - ин), бары, болгары, татары; существительное барин имеет в им. п. мн. ч. вариантные формы бар - ы и бар - е. В им. п. мн. ч. существительные на - анин, - янин (кроме слова семьянин) имеют флексию - е (фонемат. |a1|): армянин – армяне, молдаванин – молдаване, крестьянин – крестьяне, аналогично земляне, инопланетяне, марсиане. Ту же флексию имеют в им. п. мн. ч. барин и боярин: баре (и бары), бояре, а также цыган: цыгане. Существительные болгарин и татарин имеют в им. п. флексию - ы (фонемат. -|и|): болгары, татары; существительное господин имеет флексию - а: господа. Все перечисленные слова с отсекаемой в основе мн. ч. финалью - ин имеют в род. п. нулевую флексию: армян, молдаван, крестьян, болгар, бояр, господ. Примечание. Усечение основы ед. ч. за счет финали - ин, имеет место также в формах мн. ч. сущ. шурин (см. § 1211).
От усеченной основы ед. ч. образуют формы мн. ч. сущ. муж. р. цветок (мн. ч. – цветы), сред. р. судно (корабль) (мн. ч. – суда) и жен. р. курица (мн. ч. куры; в том случае, если подчеркивается, что речь идет о самках, усечения может не происходить: Петух прыгнул с плетня и удалился к своим курицам. Шукш.; во фразеологизме: как мокрые курицы, разг.). В род. п. слова судно и цветок имеют флексию - ов (судов, цветов), слово курица – нулевую флексию (кур). § 1214. Пятый тип соотношения основ. Слова ребенок и человек образуют формы мн. ч. от супплетивных основ де |т'|- и лю |д'|-: дети, люди. В род. п. слова дети, люди имеют флексию - ей: детей, людей; в тв. п. – флексию - ми:
Примечание. Форма человеки употребляется только шутливо или иронически, например, в выражении: все мы люди, все человеки; нормальны также образования: получеловеки (наряду с полулюди), недочеловеки от обычно употребляемых в ед. ч. слов получеловек, недочеловек в знач. (неполноценный, ненастоящий человек). Формы косв. пад., образованные не от супплетивной основы, нормально употребляются в количественных сочетаниях: двух человек, трем человекам, с пятью человеками, о пяти человеках. В контекстах, подчеркивающих принадлежность человека к миру животных, иногда встречается ненормативная форма род. п. мн. ч. человеков: Особняком стояли фантастические фигуры полузверей, полубогов и человеков, изогнутых, с переплетенными руками, оскаленных, искаженных гримасами (Песк.). В литературе XIX в. форма род. п. человеков как стилистически нейтральная встречается в языке поэзии: День – сей блистательный покров – День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! (Тютч.).
|