Малый город и стихийная социализация
Влияние малого города на социализацию,определяемое его историей, функциями и социально-психологическим климатом, отличается от влияний деревни и более крупных городов. И.З.Заринский называет образ жизни малого города «полугородской» культурой и определяет специфику его влияния на жителей противоречивым пониманием пространства и времени. Он считает, что в условиях «полугородской» культуры появляется особое маргинальное сознание, в котором сосуществуют атрибуты сознания горожанина и сельского жителя. В этом сознании время тяготеет к цикличности, поскольку распорядок жизни существенно зависит от циклов работ, например на приусадебном участке. Но при этом оно остается линейным и дискретным, так как связано со сложно структурированной жизнью промышленного предприятия. Пространство «полугородской» культуры центрично, как в деревне, но в то же время оно и «соотносительно», так как включено в систему взаимодействия с общественными пространствами улиц, площадей и многоэтажных домов. Личность, с одной стороны, индивидуализирована, ибо поставлена перед необходимостью проявления осознанных усилий (городской образ жизни), с другой — деиндивидуализиро-вана, поскольку подчинена специфическим для деревни формам социального контроля. На основании этого И.З.Заринский делает вывод о том, что ценностная структура «полугородской» культуры являет собой арену борьбы взаимоисключающих ценностей. В то же время, как показало исследование В. С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства — квартира, дача, машина) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в райцентре при условии, что они уже проучились в школе до одиннадцатого класса. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая приверженность выбору долговременной образовательной стратегии. Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» происходящих изменений в малых городах по сравнению с более крупными, что по-своему сказывается в процессе социализации их жителей. Так, можно констатировать, что в отличие от более крупных в малых городах большую роль в жизни их жителей играет влияние авторитетов как макроуровня (власти, ТУ и т.п.), так и микроуровня (уважаемых жителей). Для детей, подростков, юношей и девушек сохраняется значение авторитета родителей и значимость родственных отношений. Так, по данным И.В.Кулешовой, 51 % учащихся г. Конаково Тверской области считают одной из основных ценностей общение с родителями. А 56 % подростков и старшеклассников г. Дан-кова Липецкой области положительно относятся к пребыванию в гостях у родственников и знакомых семьи и к совместному с ними проведению досуга (М. В. Никитский). У подрастающих поколений малых городов фиксируются две стратегии определения индивидуального будущего (С. В. Горохов): первый тип — «оседлый», т.е. выбор востребованных в городе профессий, стремление рано выйти замуж; второй — «эмигрантский», т.е. стремление уехать в более крупные города на учебу или даже без определенных планов. В общем виде социализация в малом городе имеет следующие отличия от социализации в сельских поселениях и более крупных городах. В малом городе по сравнению с деревней больше возможностей для: - образовательного и профессионального выбора; -разнообразия занятий в свободное время; - потребления духовных ценностей; - социального творчества, самореализации, самоутверждения (М. В. Никитский). По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах.
|