Село и сельский образ жизни
Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, 27 % населения нашей страны живет в сельской местности (по данным переписи 2002 г. — около 39 млн. Это в основном совпадает с ситуацией в развитых странах). Весьма многочисленно оно в южных регионах России. Наоборот, в Сибири и на Европейском Севере России — его сравнительно мало. В общем виде можно назвать следующие типы сельских поселений, различающихся по количеству жителей и некоторым другим признакам: аул — горное селение в Северо-Кавказском регионе с различным количеством жителей обычно моноэтнического состава; деревня — небольшое поселение с малым количеством жителей (исторически не имевшее храма), типичное для Северо-Западного и Уральского регионов; село — крупное поселение (порой с несколькими тысячами жителей), нередко хозяйственный и культурный центр для ближайших деревень и хуторов, а иногда и административный центр (исторически имевший храм), в последние десятилетия не всегда с моноэтническим населением; типично для Центрального, Поволжского и Сибирского регионов; станица — крупное поселение (исторически казачье) в Северо-Кавказском регионе, количество жителей может достигать нескольких десятков тысяч, состав населения нередко полиэтни-чен; хозяйственный, культурный, а нередко и административный центр для близлежащих более мелких поселений; хутор — поселение вне сел и станиц в Северо-Кавказском регионе, обособленный земельный участок с усадьбой владельца в различных регионах (в Сибири его могут называть заимкой); стойбище — становище кочевников Сибири; оседлое поселение малочисленных народов Приамурья и Сахалина. Для сельских поселений характерны относительно малая плотность населения и стабильность его состава; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; почти полное отсутствие учреждений культуры и крайне ограниченные возможности для проведения досуга (за исключением станиц и части крупных сел). Так, по данным переписи населения 1989 г., в Российской Федерации было почти 17 тыс. сельских поселений с количеством жителей до 6 человек, 13,2 тыс. — от 6 до 10 человек, а всего деревень с количеством жителей до 50 человек — 74,8 тыс. В таких деревнях нет ни магазина, ни клуба, ни отделения связи, ни фельдшерско-акушерского пункта. В них, как правило, функционируют начальные малочисленные школы. По данным на 1999 г., 34% сельских поселений не связаны дорогами с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, а также постоянно уменьшается и так не очень развитое транспортное обслуживание сельских жителей. Это наряду с ростом транспортных расходов и другими обстоятельствами ведет к общему снижению социокультурной мобильности селян и росту значения внутрисельского досугового пространства. Реально существующие сегодня сельские поселения можно рассматривать как мезофактор социализации большой части населения России, ибо при всем многообразии (маленькие деревеньки, большие села, многолюдные станицы) они обладают рядом т и-пичных характеристик, которые в целом можно назвать сельским образом жизни. Во-первых, от своеобразия природных факторов зависят особенности жилья, утвари, особенности социального взаимодействия, выстраивается аграрный календарь, на основе которого формируется праздничный цикл. Семейные циклы, находящиеся в тесной взаимосвязи с календарной обрядностью, таким образом, также оказываются связанными с природными. Особенности дорог и водных путей, заданные географическими условиями, организуют коммуникативное и экономико-хозяйственное пространство с другими селениями и регионами (А.С.Обухов). Во-вторых, ритм жизни сельских жителей достаточно размерен, нетороплив (кроме периодов сева, уборки и т.п.), сохраняет элементы природосообразности. Время, как правило, не рассматривается ими как социальная ценность. В-третьих, сельский труд имеет свои особенности: подчиненность ритму и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года; более тяжелые, чем в городе, условия труда; малые возможности для профессиональной мобильности жителей; большая слитность труда и быта, непреложность и трудоемкость труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных хозяйствах, в саду, огороде занимает у сельских жителей, по данным последних исследований, буквально полжизни — в среднем 181 день в году). В-ч е т в е р т ы х, жизнь селян в большой мере «публична», т. е. доступна для соседей, а «приватность», т.е. обособленность и интимность, вызывает осуждение и даже агрессию окружающих. В-пятых, для села характерна «открытость» общения, здесь отсутствует анонимность. Относительная близость в отношениях, отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и потенциально возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей. Стабильность состава жителей сельских поселений, как правило, этническая однородность, слабая социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичные тесные родственные и соседские связи способствуют сохранению в жизненном укладе селян элементов традиционного образа жизни соседской общины. Естественно, все, о чем шла речь, может иметь более или менее существенные различия в зависимости от «индивидуальных» особенностей сельского поселения. Одно дело — небольшая деревня, типичная для российского Севера или Нечерноземья, другое — большое село, станица Ставрополья, Кубани. Важны и такие обстоятельства, как наличие или отсутствие школы, клуба,почты, медпункта и т.д., а также близость к городу — большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов. Сельский образ жизни и социализация Деревни и села как вид поселения влияют на социализацию своих жителей почти синкретично (нерасчлененно). То есть практически маловероятно дифференцировать их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации. Наиболее явно это можно проследить в сельских поселениях, типичных для Центрального и Северо-Западного регионов России. Так, исследования, проведенные в деревнях Русского Севера, позволили А.С.Обухову сделать следующие выводы. В современной русской деревне продолжает превалировать принцип передачи культуры через межличностные взаимодействия («из уст в уста»), но при этом в личностном общении и взаимодействии происходит трансляция в первую очередь общего, народного сознания, а не личностного, индивидуального. Идентичность поколений формируется и укрепляется в процессе усвоения конкретной культуры. Превалирование семейного, родового, общедеревенского «мы» над индивидуальным «я» сохраняется, что также позволяет культуре быть более устойчивой. В системе традиционных нормативов в деревне проявление индивидуальности и личностной особенности не одобряется. Осознание и выражение себя в контексте традиционно сложившейся системы отношений поддерживает социальную общность в стабильности. Межпоколенные конфликты в деревнях слабо выражены, так как они регламентируются рамками отношений между старшими, средними и младшими поколениями, которые задаются традицией. В деревнях сохранение традиций является ценностью, а их нарушение влечет социальное осуждение. Результатом этого является то, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения. При этом чем меньше деревня или село, тем теснее и всеохватнее общение старших с младшими. В результате на селе довольно незначительны различия в нормах поведения старших и младших (одобряемого и неодобряемого). Свободное время принято проводить в сельском клубе или в другом месте, где собираются обычно все жители или только молодежь. В разговорах или играх могут участвовать также дети и молодежь независимо от пола и возраста. Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Для нее характерно, по мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, то, что причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает у их жителей комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие». Сами сельские жители, согласно данным Г. Г. Силласте, отмечают распространенность таких негативных явлений, как пьянство (92 % опрошенных), воровство (72 %), бытовое хулиганство (43 %). В селах, расположенных преимущественно на трассах, появились новые беды: наркомания (отмечают 17 % опрошенных сельских родителей и 24 % учителей), детская беспризорность (14 и 35%), проституция (12 и 20%). Благодаря территориальной ограниченности, однородности культурного уровня жителей, тесным родственным и соседским связям все эти негативные явления влияют на социализацию всех жителей. Эта атмосфера определяет во многом и социализирующую роль семьи и школы в сельских поселениях. Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов значительно большую и несколько иную роль, чем городская, поскольку в ней обычно сосредоточены и труд, и отдых, и наиболее значимые социальные связи человека. Так, по имеющимся данным, сельские ребята идентифицируют себя со своими родителями значительно в большей степени, чем городские школьники. Это, очевидно, связано с тем, что в селе не только ограничен круг общения, но и входящие в него люди мало отличаются друг от друга по социально-культурным характеристикам. Влияние семьи идет, как правило, в том же направлении, что и деревни (села) в целом, независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня ее членов. Школа, тесно интегрированная в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений в основном в русле принятых в сельском социуме ценностей. В жизни своих учеников она может играть более существенную роль, чем городская — своих (хотя содержательно и качественно эта роль может быть весьма примитивной). Это связано с тем, что если она и не всегда единственный центр культурной жизни, то почти всегда — единственное воспитательное учреждение в поселении. Особенно нужно отметить, что у школьников, живущих в маленьких деревнях, обычно возникает своеобразное чувство «местного патриотизма», обособленность по отношению к ребятам из других деревень. В школах, где учатся дети из разных деревень, как правило, довольно слабы контакты между учениками в классах; гораздо важнее межвозрастные контакты живущих в одной деревне. Более того, нередко местные нормы предписывают конфронтацию школьников из разных деревень, которая периодически выливается в открытые столкновения, конфликты, драки, когда в полную меру действует принцип «наших бьют!». Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на село. Во-первых, средства массовой коммуникации благодаря широкому проникновению в быт села радио, кино, телевидения демонстрируют образцы городского образа жизни, рекламируют предметы длительного пользования, стандарты моды и другие элементы и черты жизни в городе. Влияние города идет и в результате миграционных процессов. В течение десятилетий ежегодно из сел в город переезжало по нескольку миллионов человек, но у них в селе оставались родственники, которых они навещают, которые ездят к ним в гости (так, на лето принимают родственников-горожан до 70% опрошенных ВЦИОМ селян). В последнее десятилетие в результате распада СССР и других катаклизмов в сельских поселениях осело, по некоторым данным, несколько миллионов горожан. Часть жителей сел и деревень, расположенных неподалеку от городов, в них работают, хотя продолжают жить в селе и не планируют смены места жительства. Влияние идет и через сельскую молодежь, уехавшую на учебу или работу в близлежащие города, но на выходные и праздники приезжающую домой. Все это влияет на социально-психологическую атмосферу села, сказывается на формировании жизненных стандартов и устремлений сельских детей, подростков, юношей, девушек, а также и взрослых, на их кругозоре, нормах, ценностях. Происходит определенная переакцентировка ценностей жизни между реальными ценностями, доступными для реализации в условиях села, и ценностями, свойственными собственно городу, которые могут быть для сельского жителя лишь ценностью-эталоном, ценностью-мечтой, а могут стать и становятся стимулом для переезда в город. В современных сельских поселениях под влиянием тех условий социализации, о которых шла речь выше, условно говоря, формируются два типа личности (Р.В.Рывкина): -личность, ориентированная на сельский образ жизни и имеющая положительное отношение к деревне. Очевидно, к этому типу можно отнести тех, кто на вопрос «если бы можно было выбрать, где бы вы предпочли жить?» отвечают «в деревне» (таковых 62% опрошенных ВЦИОМ в 1996 г.), и уж наверняка тех, кто хочет, чтобы их дети жили в деревне (28 %); - личность, урбанистически ориентированная, с отрицательным отношением к деревне и сельскому образу жизни. Это те, кто при возможности предпочел бы жить в городе (в основном в небольшом — 22 % и лишь 8 % — в крупном), а также те, кто хотел бы, чтобы их дети жили в городе (и опять в основном в небольшом — 29 % и лишь 15 % — в крупном). Весьма интересные изменения могут произойти в процессе социализации сельских жителей в связи с распространением частной собственности на землю. Город
|