Глава 8. Отвращение и презрение
РћРЅ наблюдал Р·Р° тем, как СЏ ел РёР· жестяной банки консервы, привезенные РјРЅРѕР№ РІ эту далекую деревню, населенную людьми племени форе. РљРѕРіРґР° СЏ заметил, что РѕРЅ наблюдает Р·Р° РјРЅРѕР№, Рё увидел выражение его лица, то СЏ отложил вилку Рё взялся Р·Р° фотоаппарат, который всегда висел Сѓ меня РЅР° шее. (Рљ счастью, люди племени форе еще РЅРµ знали, для чего предназначен фотоаппарат, Рё быстро привыкли Рє тому, что СЏ прикладываю Рє глазу этот странный предмет без каких–либо видимых причин; поэтому обычно РѕРЅРё РЅРµ смущались Рё РЅРµ отворачивались, РєРѕРіРґР° СЏ РёС… фотографировал.) Р?стория, лежащая РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ получения этого СЃРЅРёРјРєР°, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ важности, которую имеет для возникновения Сѓ человека отвращения наблюдение Р·Р° тем, как кто–то РґСЂСѓРіРѕР№ поглощает нечто, оскорбляющее РІРєСѓСЃ наблюдателя. Человек племени форе даже РЅРµ попробовал РјРѕРё консервы; РѕРґРЅРѕРіРѕ лишь РІРёРґР° того, как СЏ РёС… ел, было достаточно, чтобы вызвать его негативные чувства.[148]
Тридцать лет тому назад СЏ описал отвращение как: …проявление антипатии. Р’РєСѓСЃ чего–то, что РІС‹ хотите немедленно выплюнуть, или даже сама мысль Рѕ необходимости съесть что–то РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ вызвать Сѓ вас отвращение. Запах, который заставляет вас затыкать РЅРѕСЃ, также вызывает Сѓ вас отвращение. Р? РІРЅРѕРІСЊ отвращение может возникнуть Сѓ вас даже РѕС‚ самой мысли Рѕ том, насколько омерзительным является такой запах. Отвращение может вызвать Сѓ вас РІРёРґ чего–то, что РІС‹ можете счесть для себя оскорбительным пробовать РЅР° РІРєСѓСЃ или обонять. Р’С‹ можете испытывать отвращение Рє звукам, если РѕРЅРё ассоциируются СЃ ненавистным вам событием. Также Рё прикосновение чего–то противного, например скользкого или студенистого, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕ вызвать чувство отвращения. РќРµ только РІРєСѓСЃС‹, запахи, прикосновения, зрительные образы или Р·РІСѓРєРё СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ вызвать отвращение, РЅРѕ Рё действия Рё наружность людей или даже РёС… идеи. Р?РЅРѕРіРґР° люди РјРѕРіСѓС‚ иметь отвратительный внешний РІРёРґ, Рё смотреть РЅР° РЅРёС… бывает просто противно. Некоторые люди испытывают отвращение, РєРѕРіРґР° РІРёРґСЏС‚ калеку или человека СЃ уродливой внешностью. Отвращение может вызывать пострадавший РІ аварии человек СЃ многочисленными открытыми ранами. Р’РёРґ РєСЂРѕРІРё или работа С…РёСЂСѓСЂРіР°, выполняющего операцию, также вызывает Сѓ некоторых людей чувство отвращения. Некоторые поступки людей также выглядят отталкивающе. Человек, мучающий СЃРІРѕСЋ собаку или кошку, может быть отвратителен СЃРІРѕРёРј соседям. Отвращение может вызывать человек, занимающийся тем, что РґСЂСѓРіРёРµ называют половыми извращениями. Жизненная философия или СЃРїРѕСЃРѕР± обращения СЃ людьми, унижающие человеческое достоинство, также РјРѕРіСѓС‚ вызывать отвращение.[149] РЎ тех РїРѕСЂ РјРѕРё наблюдения получили подкрепление Рё развитие благодаря исследованиям фактически одного–единственного ученого, занимавшегося изучением отвращения. Психолог РџРѕР» РРѕР·РёРЅ, человек, прекрасно умеющий ценить хорошую еду, уверен, что РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ отвращения лежит ощущение появления РІРѕ рту чего–то такого, что считается отвратительным или распространяющим заразу; РІ соответствии СЃ моей терминологией это называлось Р±С‹ темой отвращения. Однако РІ разных культурах имеются разные представления Рѕ том, что считать отвратительным. Фотография жителя РќРѕРІРѕР№ Гвинеи прекрасно иллюстрирует эту мысль: отвращение вызывают Сѓ него внешний РІРёРґ Рё запах еды, которую СЏ нахожу аппетитной. РќРѕ подобные различия РјРѕРіСѓС‚ наблюдаться Рё внутри РѕРґРЅРѕР№ культуры. Например, РјРѕСЏ жена любит есть сырых устриц, Р° СЏ РёС… просто РЅРµ выношу. Р’ некоторых областях Китая собачье РјСЏСЃРѕ считается деликатесом, Р° Сѓ большинства европейцев перспектива отведать такого деликатеса РЅРµ вызывает восторга. РќРѕ есть также Рё общие закономерности РІ том, что вызывает отвращение. РРѕР·РёРЅ обнаружил, что самыми мощными универсальными триггерами являются продукты функционирования нашего организма: кал, рвота, моча, слизь Рё РєСЂРѕРІСЊ. Р’ 1955 Рі. выдающийся американский психолог Гордон Олпорт предложил «мысленный эксперимент» СЃ отвращением, эксперимент, который РІС‹ выполняете РІ вашем сознании, чтобы проверить, действительно ли РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ то, что РѕРЅ предлагает. «Сначала подумайте Рѕ том, чтобы проглотить слюну, накопившуюся Сѓ вас РІРѕ рту, или просто ее проглотите. Затем представьте, что РІС‹ сплевываете ее РІ стакан, Р° затем выпиваете! РўРѕ, что казалось естественным Рё «своим», внезапно становится отвратительным Рё чужим».[150] РРѕР·РёРЅ действительно провел этот эксперимент, предлагая людям выпить стакан РІРѕРґС‹, после того как РѕРЅРё РІ него плевали, Рё обнаружил, что Олпорт был прав. Даже несмотря РЅР° то, что слюна была Сѓ РЅРёС… РІРѕ рту мгновением ранее, РѕРЅРё РЅРµ соглашались пить РІРѕРґСѓ, содержащую РёС… собственный плевок. РРѕР·РёРЅ утверждает, что как только РїСЂРѕРґСѓРєС‚ деятельности нашего организма покидает наше тело, РѕРЅ становится для нас отвратительным.
Отвращение РЅРµ возникает как самостоятельная эмоция РґРѕ достижения ребенком возраста РѕС‚ четырех РґРѕ РІРѕСЃСЊРјРё лет. До этого возраста наблюдается неприязнь, отказ есть то, что имеет неприятный РІРєСѓСЃ, РЅРѕ РЅРµ отвращение. РРѕР·РёРЅ РїСЂРѕСЃРёР» детей Рё взрослых потрогать или съесть шоколадную конфету, которая выглядела как собачьи экскременты. Детей РІ возрасте РѕС‚ четырех РґРѕ семи лет это задание совершенно РЅРµ смущало, РЅРѕ большинство взрослых отказывались его выполнять. Подобным образом дети РІ возрасте РґРѕ четырех лет СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ Р±СѓРґСѓС‚ пить СЃРѕРє или молоко, если РІС‹ намеренно бросите РІ него продезинфицированного кузнечика.[151] Дети Рё подростки часто бывают очарованы предметами, вызывающими отвращение. РРѕР·РёРЅ напоминает нам, что магазины РЅРѕРІРёРЅРѕРє продают весьма реалистичные имитации рвоты, слизи Рё экскрементов Рё основными покупателями таких товаров являются мальчики–подростки. Существует целая серия анекдотов, посвященных разным формам проявления отвращения. Некоторые популярные телепередачи для детей Рё подростков часто показывают ситуации, РІ которых главные герои демонстрируют СЃРІРѕРµ отвращение. Профессор права Уильям Миллер РІ своей увлекательной РєРЅРёРіРµ «Анатомия отвращения» (The Anatomy of Disgust) отмечает, что отвращение очаровывает РЅРµ только детей: В«[Отвращение]… имеет СЃРІРѕСЋ прелесть, СЃРІРѕРµ очарование, которое проявляется РІ том, что нам бывает трудно отвести глаза РѕС‚ тяжелых катастроф… или РІ том, насколько привлекательными оказываются для нас фильмы ужасов…[152] Наши собственные сопли, моча Рё кал воспринимаются как что–то вредное Рё вызывают Сѓ нас отвращение, РЅРѕ РјС‹ проявляем РІ отношении РЅРёС… трогательное внимание Рё любопытство… РњС‹ смотрим РЅР° наши выделения чаще, чем признаемся РІ этом… ведь РјРЅРѕРіРёРµ люди внимательно рассматривают СЃРІРѕР№ РЅРѕСЃРѕРІРѕР№ платок, после того как высморкаются РІ него».[153] Кассовый успех таких грубых фильмов, как «Здесь есть что–то Рѕ Мери» (There's Something About Mary) был достигнут РЅРµ только Р·Р° счет аудитории подростков. РРѕР·РёРЅ РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ различие между тем, что РѕРЅ называет межличностным отвращением, Рё базовым отвращением.[154] РћРЅ перечисляет четыре РіСЂСѓРїРїС‹ усвоенных межличностных триггеров: незнакомый, больной, несчастный Рё морально испорченный. Р?сследование, проведенное РјРЅРѕР№ вместе СЃ Маурин Рћ'Салливан, позволило получить несколько результатов, подтверждающих правильность предположений РРѕР·РёРЅР°. РњС‹ просили студентов колледжа записать наиболее сильные ощущения отвращения, которые, РїРѕ РёС… представлениям, РјРѕРі когда–либо испытать человек. Предложенная РРѕР·РёРЅРѕРј тема заражения РѕС‚ пищи, попадающей РІ ротовую полость (например, РІС‹ вынуждены съесть то, что Сѓ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ человека вызывает рвоту), действительно упоминалась, РЅРѕ только Сѓ 11% респондентов. Наиболее часто называемый триггер крайнего отвращения (упоминавшийся 62% респондентов) возникал РІ результате реакции РЅР° предосудительное СЃ моральной точки зрения поведение (например, реакции американских солдат, увидевших следы зверств нацистов РІ концентрационных лагерях). Почти половина называвшихся действий, вызывавших отвращение Рё моральное осуждение, была связана СЃ актами сексуального насилия, РІ особенности над детьми. Последнюю РіСЂСѓРїРїСѓ случаев, упоминавшихся примерно 18% респондентов, составляли истории физического отторжения, РЅРµ имевшие отношения Рє еде, например обнаружение трупа СЃ копошащимися РІ нем червями.[155] Ранее СЏ отмечал, что базовое отвращение, РїРѕ РРѕР·РёРЅСѓ, является темой эмоции Рё что, если РѕРЅ прав РІ том смысле, что четыре формы межличностного отвращения — Рє незнакомому, больному, несчастному Рё морально испорченному — являются усвоенными, то тогда РѕРЅРё были Р±С‹ вариациями темы. Однако РјРЅРµ кажется возможным, что эти четыре межличностные формы отвращения также являются темами, которые можно найти РІ любой культуре СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё специфическими особенностями, обусловленными научением, которые Р±СѓРґСѓС‚ разными Сѓ разных РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ, социальных РіСЂСѓРїРї Рё культур. Например, каждый может проявлять реакцию отвращение РЅР° морально испорченного человека, РЅРѕ то, что является признаком моральной испорченности, может изменяться. РўРѕ, что является незнакомым Рё знакомым Рё что является несчастьем, также зависит РѕС‚ обстоятельств, Рё лишь отношение Рє болезни, возможно, везде одинаково. РўРµ, кто имеют физические РёР·СЉСЏРЅС‹, гноящиеся раны Рё прочие дефекты, РјРѕРіСѓС‚ вызывать отвращение РІ каждой культуре. Миллер указывает РЅР° то, что культуры имеют больше СЃРІРѕР±РѕРґС‹ СЃ точки зрения включения объектов или действий РІ область вызываемого отвращения, чем СЃ точки зрения исключения РёС… РёР· нее. Рто наблюдение РІ точности соответствует идеям, рассмотренным РІ главах 2, 3 Рё 4, РіРґРµ СЏ утверждал, что базы данных эмоциональной готовности людей являются открытыми, Р° РЅРµ закрытыми. Рти базы данных совместно СЃ программами, которые направляют наши реакции РЅР° наши изменяющиеся эмоции, РЅРµ бывают пустыми, РєРѕРіРґР° РјС‹ появляемся РЅР° свет; эволюция уже написала СЃРІРѕРё инструкции Рѕ том, как нам следует реагировать Рё какую чувствительность РјС‹ должны проявлять РїСЂРё каждой реакции. Как отмечает Миллер, эти базы Рё инструкции трудно изменить, РЅРѕ поскольку базы данных являются открытыми, то РјС‹ можем усваивать новые триггеры Рё новые эмоциональные реакции. Хотя Рё японцы, Рё американцы проявляют реакцию отвращения РЅР° испорченные продукты питания или РЅР° попадание чего–то неприятного РІ СЂРѕС‚, РРѕР·РёРЅ обнаружил Сѓ РЅРёС… различия РІ проявлении социального отвращения. Человек, который РЅРµ вписывается РІ общественное устройство или несправедливо критикует РґСЂСѓРіРёС…, вызывает отвращение Сѓ японцев. Американцам внушали отвращение расисты Рё люди, проявляющие чрезмерную жестокость. Однако РЅРµ РІСЃРµ социальное отвращение РІ целом варьируется РѕС‚ культуры Рє культуре. РРѕР·РёРЅ установил, что РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… культурах людям противны политические деятели! Р’ дополнение Рє четырем типам межличностного отвращения, описанным РРѕР·РёРЅРѕРј, существование еще РѕРґРЅРѕРіРѕ типа отвращения, который СЏ называю отвращением РѕС‚ пресыщения, вытекает РёР· результатов исследования, проведенного психологами Джоном Готтманом, РСЂРёРєРѕР№ Р’СѓРґРёРЅ Рё Робертом Левенсоном. Р?С… исследование заслуживает РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ внимания, поскольку РѕРЅРё оказались единственными учеными, которые точно измерили выражение эмоции РІРѕ время РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· самых эмоционально насыщенных Рё наиболее важных социальных взаимодействий РІ нашей жизни — взаимодействии между мужем Рё женой.[156] Удивительно, что выражения отвращения Сѓ жены, адресуемые мужу РІ С…РѕРґРµ беседы, начатой СЃ целью разрешения конфликта, позволяли предсказать количество времени, которое РѕРЅРё РІ течение ближайших четырех лет проживут РїРѕСЂРѕР·РЅСЊ.[157] Готтман обнаружил, что выражения отвращения Сѓ жены обычно возникали РІ ответ РЅР° попытку мужа отгородиться РѕС‚ нее «каменной стеной» (Рѕ чем СЏ рассказывал РІ главе 6), С‚. Рµ. игнорировать ее эмоции. Говоря простым языком, РѕРЅР° получала то, чего добивалась; РѕРЅР° оказалась сытой РїРѕ горло. Отметьте, как хорошо Рє этой ситуации РїРѕРґС…РѕРґРёС‚ метафора приема пищи. Если ваш СЃСѓРїСЂСѓРі вызывает Сѓ вас неприязнь, то неудивительно, что будущее ваших отношений выглядит безрадостно. (РњС‹ еще вернемся Рє результатам, полученным Готтманом, РІ конце этой главы, РєРѕРіРґР° будем говорить Рѕ презрении.) Миллер отмечает, что РїСЂРё близких отношениях РјС‹ снижаем чувствительность Рє тому, что обычно вызывает Сѓ нас отвращение. Самым первым примером является «перемена пеленок, вытирание выплюнутой пищи, РґСЂСѓРіРёРµ действия РїРѕ СѓС…РѕРґСѓ Р·Р° больным ребенком. Родители — это те люди, которые Р±СѓРґСѓС‚ проявлять заботу РІ любых обстоятельствах; РѕРЅРё Р±СѓРґСѓС‚ убирать экскременты, СЂРёСЃРєСѓСЏ испачкать РёРјРё СЂСѓРєРё Рё одежду; страдать, РєРѕРіРґР° окажутся облитыми мочой. Преодоление естественного отвращения Рє подобным веществам является характерной чертой безусловной родительской любви».[158] РџРѕРґРѕР±РЅРѕРµ временное устранение отвращения наблюдается Сѓ участников полового акта. Р? РІРЅРѕРІСЊ СЏ процитирую Миллера: «Язык РґСЂСѓРіРѕРіРѕ человека Сѓ вас РІРѕ рту может быть признаком близости, РЅРѕ РѕРЅ может также быть вызывающим отвращение оскорблением… Секс РїРѕ РѕР±РѕСЋРґРЅРѕРјСѓ влечению означает взаимное нарушение границ, защищаемых чувством отвращения… Секс — это лишь РѕРґРёРЅ СЃРїРѕСЃРѕР± нарушения таких границ, подразумевающий РѕРґРёРЅ тип обнаженности. РќРѕ есть Рё РґСЂСѓРіРёРµ формы обнаженности, открытости Рё знаний, РЅР° которых основываются интенсивные интимные отношения — отношения РІ форме продолжительного, тесного Рё нежного взаимного контакта. Кто–то думает Рѕ том, чтобы поделиться СЃРІРѕРёРјРё сомнениями, тревогами, заботами; чтобы рассказать Рѕ СЃРІРѕРёС… устремлениях; признаться РІ ошибках Рё недостатках; чтобы просто показать себя человеком, имеющим СЃРІРѕРё причуды, слабости Рё потребности… РњС‹ могли Р±С‹ назвать РґСЂСѓРіРѕРј или близким человеком того, РєРѕРјСѓ РјС‹ позволяем поплакаться нам РІ жилетку, чтобы затем РІ СЃРІРѕСЋ очередь поплакаться РІ жилетку ему, того, кто понимает, что такой обмен жалобами РЅР° трудности жизни является привилегией близких отношений, которых наше чувство собственного достоинства Рё наше отвращение РЅРµ допустили Р±С‹ РїСЂРё отсутствии такой привилегии… Любовь дает РґСЂСѓРіРѕРјСѓ человеку привилегию смотреть РЅР° нас таким образом, который заставил Р±С‹ нас испытать стыд Рё вызвал Р±С‹ отвращение[159] Сѓ РґСЂСѓРіРёС… людей, если Р±С‹ РЅРµ было этого вмешательства любви».[160] Рто замечательно тонкое наблюдение Миллера указывает РЅР° наличие Сѓ отвращения социальной функции, которая РІ РґСЂСѓРіРёС… условиях была Р±С‹ незаметна. Временное подавление отвращения создает отношения близости Рё служит символом личной преданности. Такое принятие того, что РґСЂСѓРіРѕР№ человек РјРѕРі Р±С‹ счесть постыдным, вовлеченность РІ физическую деятельность, которая СЃ РґСЂСѓРіРёРј человеком показалась Р±С‹ отвратительной — СЏ имею РІ РІРёРґСѓ РЅРµ только секс, Р°, например, необходимость убирать рвотную массу необязательно Р·Р° близким, РЅРѕ Рё Р·Р° совершенно незнакомым вам человеком, — может быть РЅРµ только знаком любви, РЅРѕ Рё средством ее усиления. Другая очень важная функция отвращения состоит РІ том, чтобы заставлять нас дистанцироваться РѕС‚ отвратительного Рё отталкивающего. Очевидно, что РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ идет РЅР° пользу потребление испортившихся продуктов, Р° социальное отвращение сходным образом изолирует нас РѕС‚ того, что РјС‹ считаем предосудительным. РћРЅРѕ, как предполагает Миллер, является моральной оценкой, РІ которой РјС‹ можем РЅРµ идти РЅР° РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃ СЃ вызывающими наше отвращение людьми или РёС… действиями. Правовед Марта Нуссбаум пишет, что «большинство обществ учит избегать некоторых РіСЂСѓРїРї людей РЅР° том основании, что РѕРЅРё вызывают физическое отвращение».[161] Рљ сожалению, эта эмоция может быть опасной, так как РѕРЅР° лишает человеческих качеств людей, которых РјС‹ считаем вызывающими отвращение, Рё таким образом позволяет РЅРµ относиться Рє РЅРёРј как Рє обычным человеческим существам. Некоторые действия признаются недопустимыми РЅР° том основании, что РѕРЅРё оскорбляют общественную мораль (вызывают отвращение), например детская порнография или сквернословие. Нуссбаум уверена, что законы РЅРµ должны основываться РЅР° том, что кто–то находит совершенное действие отвратительным, Рё предлагает, чтобы РјС‹ использовали РЅРµ отвращение, Р° оскорбление РІ качестве РѕСЃРЅРѕРІС‹ для правовых оценок. В«[Оскорбление]… является моральным чувством, гораздо более подходящим для правовой оценки Рё гораздо более надежным, чем отвращение. РћРЅРѕ содержит аргументацию, которая может распространяться публично, Рё РЅРµ предполагает спорных попыток обращения СЃ таким преступником, как ничтожество или бездельник, РІРЅРµ морали нашего общества. Вместо этого РѕРЅРѕ прочно включает его РІ моральное сообщество Рё оценивает его действия РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ общественной морали».[162] Отмечая, что эмоциональное состояние человека РІ момент совершения преступления может рассматриваться как смягчающий РІРёРЅСѓ фактор, Нуссбаум также утверждает, что отвращение РЅРµ является той эмоцией, которая должна приниматься РІРѕ внимание. «Одно убийство РЅРµ является более тяжким преступлением, чем РґСЂСѓРіРѕРµ, только потому, что РѕРЅРѕ вызывает большее отвращение…[163] Разумной реакцией РЅР° отвращение, — заявляет РѕРЅР°, — является выход РёР· ситуации, исключающий убийство человека, вызывающего Сѓ вас отвращение — например, пристающего Рє вам гомосексуалиста. [Только лишь]… чувство, вызванное РІ вас кем–то РґСЂСѓРіРёРј, РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ является достаточным основанием для осуществления насильственных действий РІ отношении этого человека».[164] РўРµ, кто оправдывают худшие формы понижения статуса РґСЂСѓРіРёС… людей, часто рассматривают СЃРІРѕРёС… жертв как животных (причем РЅРµ самых привлекательных); РёРЅРѕРіРґР° Рѕ жертвах РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ как Рѕ неодушевленных, оскорбляющих наши чувства предметах, называя РёС… отбросами или накипью. РЇ Р±РѕСЋСЃСЊ, что возмущение или оскорбление РјРѕРіСѓС‚ также оправдывать кровопролитие или даже пытки, РЅРѕ РѕРЅРё РЅРµ должны возводить барьер между нами Рё теми, кто вызывает Сѓ нас отвращение. (Нуссбаум, разумеется, концентрирует внимание РЅР° использовании эмоций для оправдания законов, Р° РЅРµ для оправдания действий, противоправных или нет.) РћРґРЅРёРј РёР· препятствий, способных сдержать замышляемое насилие, являются внешний РІРёРґ Рё РєСЂРёРєРё страдающих жертв, Р° также РёС… РєСЂРѕРІСЊ. РќРѕ этот фактор срабатывает РЅРµ всегда, возможно, потому, что РІРёРґ чужих страданий вызывает отвращение. Даже если РјС‹ РЅРµ начинаем думать Рѕ ком–то как РѕР± источнике нашего отвращения, РІРёРґ РєСЂРѕРІРё Рё изуродованного РІ результате пытки или травмы тела скорее может вызвать еще более сильное отвращение, Р° РЅРµ сочувствие. Р’ начале РјРѕРёС… исследований выражений эмоций РІ разных культурах СЏ обнаружил, что фильмы РѕР± испытывающих страдание людях — фильмы Рѕ выполнении туземцами РѕР±СЂСЏРґР° обрезания или хирургической операции РЅР° глазах — вызывали выражение отвращения Сѓ большинства студентов, обследованных РјРЅРѕР№ РІ
|