Студопедия — ДИРЕКТИВЫ И СХЕМЫ РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДИРЕКТИВЫ И СХЕМЫ РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ






Выявив главную директиву человека, можно сказать, по какой схеме развивается его сценарий. [2] Соответствия между директивами и схемами развития сценария приведены в следующей таблице.

Главная директива Схема развития сценария
Будь Совершенным/Совершенной Прежде
Нравься Другим После
Будь Сильным/Сильной Никогда
Упорно Пытайся Всегда
Нравься Другим + Упорно Пытайся Почти Первого Типа
Нравься Другим + Будь Совершенным Почти Второго Типа
Нравься Другим + Будь Совершенным Неопределенный

Два типа сценарной схемы "Почти" обнаруживаются у людей, действующих по директиве "Нравься Другим" в сочетании с "Упорно Пытайся" и "Будь Совершенным" соответственно. В неопределенном сценарии человек также будет действовать по директиве "Нравься Другим" плюс "Будь Совершенным", но обе эти директивы будут проявляться гораздо сильнее, чем в сценарии "Почти Второго Типа".

Почему директивное поведение так тесно связано со схемами развития сценария? Дело в том, что директивное поведение как таковое представляет собой развитие сценария в миниатюре. Выполняя директиву, я каждый раз за полсекунды воспроизвожу соответствующую схему развития сценария.

Как сказал об этом Тейби Кейлер, "пять директив представляют собой функциональные проявления не-ОКейных (структурных) контрсценариев".

Предположим, я читаю в классе лекцию о ТА: "ТА, – который начал разрабатываться Эриком Берном, примерно с конца 50-х годов, – представляет собой теорию, точнее, следовало бы сказать, модель, личности; так, по крайней мере, можно определить его в первом приближении". Выдав эту кучу вводных предложений, я обращаю свой взор к потолку, словно надеясь прочесть там совершенное определение. Когда я произносил слова "теория" и "модель", то загнул два пальца, дабы быть удостовериться, что употребил их.

Выполняя эту серию поведенческих проявлений, положенных по директиве "Будь Совершенным", я подчиняюсь внутреннему Родительскому голосу: "Ты можешь оставаться здесь лишь в том случае, если все сделаешь правильно". Внимая этому голосу из своего Приспосабливающегося Ребенка, я полагаю, что не могу закончить предложение, прежде чем не изложу всю суть до конца.

Таким образом, за эти несколько секунд я прожил весь путь развития моего сценария по схеме "Прежде". Тем самым я подкрепил ее.

А теперь давайте проиграем эту сцену еще раз. Повернувшись к классу, я смотрю на студентов и спокойно начинаю говорить: "ТА представляет собой модель личности. Она была разработана Эриком Берном. Первые его исследования по этой теме относятся к концу 50-х годов".

Говоря так, я нахожусь во Взрослом, который не связан никакими директивами. Я прикрутил громкость этого Родительского голоса, предписывающего мне Быть Совершенным. Вместо этого я слушаю пленку, которую поставил сам: "Будь собой, ты и так неплох!"

Понимая директивное поведение, я намеренно избегал вводных предложений. Вместо этого я излагал информацию короткими фразами. Мне не удалось сказать так много, как в первом примере. Но если бы вы находились в классе, то какой из вариантов сочли бы более вразумительным?

Не вовлекаясь в свойственный мне директивный поведенческий стереотип, я также не стал действовать по свойственной мне сценарной схеме "Прежде". Тем самым я ослабил эту схему. И благодаря этому в будущем мне будет еще легче не идти у нее на поводу.

Точно так связаны со сценариями и остальные четыре директивы. Демонстрируя директивное поведение "Нравься Другим", я каждый раз проживаю сценарную схему "После". Родительский голос во мне твердит контрсценарий: "Ты можешь оставаться здесь лишь в том случае, если нравишься другим людям". Приподымая брови и показывая зубы, я в своем Приспосабливающемся Ребенке надеюсь, что достаточно всем понравился. Но я боюсь, что рано или поздно силы нравиться другим иссякнут, и на мою голову падет дамоклов меч.

Чтобы не действовать по директиве "Нравься Другим", я не забываю об обусловленных ею поведенческих проявлениях. Так, вместо того, чтобы поднимать брови, я расслабляю их и поэтому не морщу лоб. Поступая так, я воспроизвожу в уме новое сообщение: "Ты ОК и можешь нравиться себе!" Поскольку моя ОКейность больше не зависит от того, нравлюсь ли я людям, я могу также не опасаться, достаточно ли я понравлюсь им завтра.

Действуя по директиве "Будь Сильным/Сильной", я настроен на следующее контрсценарное сообщение: "Ты ОК лишь тогда, когда скрываешь от людей свои чувства и желания. Не позволяй им увидать, что ты слаб/слаба". Прислушиваясь к этому в своем Приспосабливающемся Ребенке, я послушно подавляю свои внешние проявления. Я сохраняю бесстрастное выражение лица, мало двигаюсь и говорю монотонным голосом.

Демонстрируя этот поведенческий набор "Будь Сильным", я проживаю и усиливаю развитие своего сценария по схеме "Никогда". Возможно, я желаю прикосновений и поглаживаний со стороны окружающих меня людей. Но сохраняя маску бесстрастия, я никак не даю им об этом знать. Подобно Танталу, я не даю себе сделать того шага, который бы позволил мне обрести объект моих желаний.

Если мне надоело подражать Танталу, я сбрасываю маску. Я учусь выражать свои чувства голосом, мимикой и жестами. Я постигаю радость всевозможных форм свободного движения. Освобождаясь от поведенческих стереотипов директивы "Будь Сильным", я освобождаюсь также от сценария "Никогда". Я устанавливаю у себя в голове новую пленку с голосом, который говорит мне: "Давай, покажи, что ты чувствуешь. Не скрывай своих желаний".

Предположим, моя главная директива – "Упорно Пытайся". Когда вы меня о чем-то спрашиваете, я наклоняюсь вперед и свожу брови так, что над переносицей появляются две вертикальные морщины. Я сощуриваю глаза. Рука у меня поднимается к уху, будто я плохо слышу. Я говорю: "А? Что? Не понял". На самом деле со слухом у меня все в порядке. Я следую директиве "Упорно Пытайся". В течение этих нескольких секунд я прислушиваюсь к Родительскому голосу, который говорит мне: "Ты можешь оставаться здесь лишь в том случае, если будешь и дальше упорно пытаться что-то делать". В своем Приспосабливающемся Ребенке я "знаю": чтобы выполнить это указание, я не могу закончить делать то, что я делаю. Если я закончу делать это, то не смогу больше продолжать упорно пытаться это делать.

Пытаясь выполнить что-либо, но не выполняю, я продолжаю действовать по сценарной схеме "Всегда". Возможно, мне не нравится мое нынешнее положение. Я упорно пытаюсь как-то изменить его, но не делаю того, что действительно могло бы изменить его.

Я могу перестать действовать по директиве "Упорно Пытайся" и схеме "Всегда", если буду проигрывать для себя новую пленку: "Ты ОК для того, чтобы взяться за это и сделать!" Каждый раз, когда я чувствую, что у меня появляются две вертикальные морщины над переносицей, я расслабляю брови. Я слушаю, поэтому я слышу, что люди говорят мне. Если они иногда что-то произносят неразборчиво, я говорю им: "Я не расслышал. Повторите, пожалуйста."

В случае неопределенного сценария и двух сценариев "Почти" сценарно-директивные взаимосвязи не совсем ясны. Подумав, несложно выяснить, как контрсценарные лозунги тех или иных директив могут совокупно проявляться в этих схемах развития сценария. (Возможно, у вас возникнет желание подумать об этом самостоятельно и выяснить, что это за совокупные лозунги.) Как бы там ни было, я могу выйти также из этих сценарных схем, если буду предпринимать действия, идущие вразрез с директивными поведенческими стереотипами.

Что касается директивы "Торопись", то она непосредственно не связана с какой-то схемой. "Торопись" – это своего рода одиночка среди директив. По-видимому, чаще всего она действует в качестве усилителя какой-то другой, главной директивы.

*** ВАША ГЛАВНАЯ ДИРЕКТИВА И СХЕМА РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ

Вы уже определили, какая схема развития сценария для вас наиболее типична. Вы также выявили свою главную директиву. Связаны ли они друг с другом так, как это было описано выше?

Что, если подобной связи не наблюдается? Описанные выше связи между директивами и сценарными схемами – это обобщения, и вполне возможно, что они к вам действительно неприложимы. Однако в тысячах других изученных случаев их применимость полностью подтвердилась. Если поначалу кажется, что они вам не подходят, имеет смысл пересмотреть первоначальные определения своей главной директивы и сценарной схемы. Судя по нашему опыту, чаще всего это несоответствие объясняется тем, что человек неверно определил свою главную директиву. ***







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 454. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия