IV. Культура России середины — второй половины XVIII в.
Оценивая развитие русской науки и культуры, следует сказать о М.В. Ломоносове и других деятелях науки и техники середины XVIII в. На базе созданной в 1725 г. по указу Петра Академии Наук был предпринят ряд больших географических экспедиций. Исторические труды создает В.Н. Татищев, литературные произведения А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский. Во второй половине XVIII в. начинает развиваться школьное образование, хотя основным было еще весьма несовершенное домашнее обучение. В 1758 г. была открыта гимназия для дворян и для разночинцев в Казани. В 1764 г. создается первое женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре в Петербурге. Возникает ряд других учебных заведений. Предполагалось ввести три типа такого рода заведений — малые, средние и главные народные училища. Все эти мероприятия в области образования были связаны с именем И.И.Бецкого. В области точных наук и техники русские ученые добивались значительных успехов. В стенах Академии Наук работали талантливые ученые. И.И.Ползунов изобрел паровую машину, И.П. Кулибин создал много научных приборов высокого качества, разработал замечательный проект одноарочного моста через Неву. К сожалению, в условиях той бюрократической системы, которая уже тогда возникла в России, многие из этих изобретений остались невостребованными. В общественной мысли России формируется и крайне левое радикальное крыло — течение дворянской революционности. Возникновение его связано с именем А.Н. Радищева, примыкавшего по своим взглядам к французским материалистам XVIII в. Основным его произведением стало знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в России. В книге содержались прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Это хорошо почувствовали и власть предержащие. Не случайно Екатерина заявила, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачева». Русские литература и искусство второй половины XVIII в. развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и направлений, которые отражали разные взгляды и мировоззренческие установки. Господствующим направлением в литературе был классицизм. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление эпохи абсолютизма (родился в Италии в середине XVI в.). На формировании русского классицизма отложило свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях торжества новой государственности литература становится важнейшим средством утверждения новых идей — идей гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении отдельной личностью принципа «общей пользы». Особенностью русского классицизма было то, что он начал развиваться с комедии сатиры. А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.В. Княжнин и ряд других — представители классицизма в русской литературе второй половины XVIII в. Одним из наиболее крупных и ярких представителей русской литературы этого времени был Гавриил Романович Державин. Он сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка. Наряду с художественной литературой в XVIII в. получают большое распространение мемуары. Лучшими из них были записки А.Т. Болотова. Русская живопись второй половины XVIII в. дает целый ряд блестящих представителей в лице Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Это было время расцвета русского портрета, который и по сей день продолжает поражать своим мастерством. Первым русским академиком исторической живописи был А.П. Лосенко. Для развития русской живописи и скульптуры много сделала Академия художеств, возникшая в 1757 г. Наиболее талантливыми русскими скульпторами были Ф.И. Шубин, Ф.Ф. Щедрин, М.И. Козловский. Наряду с талантливыми иностранными архитекторами, создавшими первоклассные памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж. Кваренги, Ч. Камерон), выступают с самостоятельными блестящими творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы — В.Н. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр, возникший сначала в Ярославле благодаря деятельности талантливого режиссера и актера Ф.Г. Волкова. Очень много сделал для развития русского театра преемник Волкова его друг И.А. Дмитревский. В истории русского театра немалое значение имел крепостной театр, особенно графа Н.П. Шереметьева в его подмосковных усадьбах — Кусково и Останкино.
Заключение В целом для эпохи «просвещенного абсолютизма» характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-крепостнические учреждения. Во второй половине XVIII в. уже раздавались голоса о невыгодности земледелия, основанного на подневольном труде; еще со времен Петра I общим было порицание продажи крепостных в розницу, без семьи и без земли; нередки были сетования на расточительных и жестоких помещиков. Однако защитить крепостного от помещичьего произвола можно было, лишь ограничив право собственности и господскую власть помещиков, на что самодержавие не пошло именно из-за его органической связи с крепостничеством; в период завершения строительства военно-бюрократического аппарата феодально-абсолютистскому государству нужны были не столько помещики – «рачительные хозяева», сколько полновластные надсмотрщики над многомиллионными массами подневольного крестьянства. В процессе и в результате «примерки» к общественному сознанию господствующего класса освободительных идей выработался особенный тип вольтерьянца-крепостника, знающего новинки просветительской литературы Запада, восхищающегося свободой античных республик, конституционными порядками Англии и Голландии, сочувственно следящего за борьбой народа Соединенных Штатов, осуждающего торговлю неграми в Америке, но непримиримо враждебного к самой мысли о признании человеческого достоинства принадлежащих ему крепостных, предоставлении им хоть каких-нибудь прав, ослаблении его господской власти и собственности на людей. Если официальной доктриной «просвещенного абсолютизма» были либеральные идеи Просвещения, то подлинной его идеологией стал макиавеллизм: «Во всем должно иметь и лисий хвост и волчий рот», – поучала Екатерина II своих высших сановников. В самом общем виде, итоги политики просвещенного абсолютизма можно свести к следующему: укрепилось и модернизировалось самодержавие, оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества. Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права, зародились понятия свободы и прав личности. Политика «экономического либерализма» правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.
Список использованной литературы: 1. Абрамов А.В. и др. История России. Кн. I. – M., 1993. 2. Абсолютизм в России (XVII – XVIII века): Сб. статей. – М., 1963. 3. Виленский Б.В. Лекции по истории государства и права России. – Саратов, 1985. 4. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону,1995. 5. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – M., 1994. С. 98. 6. Государственные учреждения России XVI – XVIII вв. / Под ред. Голиковой. – М., 1991. 7. Ежов М.В. История государственного управления России. IX – начало XX в. – Спб., 1996. 8. Исаев И.А. История государства и права России. – M., 1996. 9. История России с древности до наших дней / Под ред. М.Н. Зуева. – М.: Высшая школа, 1995. 10. Проблемы истории абсолютизма: Сб. статей. – М., 1983. 11. Сафонов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. – Л., 1988. 12. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Ч. I. Дооктябрьский период / Под ред. Ю.П. Титова и О.И. Чистякова. – М., 1990. 13. Эйдельман К. Твой восемнадцатый век. – М., 1986.
|