Кант И. Соч., т. 6, с. 27.
8 Античное Просвещение, порождением которого была греческая философия и ее кульминация — софистика, представляло собой нечто существенно иное и потому могло позволить такому мыслителю, как Платон, соединить в своих философских мифах религиозную традицию с диалектическим ходом философствования. Ср.: Frank E. Philosophische Erkenntnis und religiose Wahrheit, S. 31 ff.; см. также мою рецензию на книгу Г. Крюгера («Theologische Rundschau», 1950, S. 260— 266), а также и прежде всего саму эту книгу (Кrugeк G. Einsicht und Leidenschaft, 1951). 9 Это хорошо видно на примере того, как медленно уступал свои права в исторической науке авторитет античных исторических сочинений и как постепенно завоевывало свои позиции изучение архивных материа-лов и исторической почвы (см.: например, 11-ую главу «Автобиографии» Коллингвуда, где он проводит параллель между поворотом в исторических исследованиях и революцией Бэкона в исследовании природы: Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980, с. 393— 394). 10 Ср. наши замечания по поводу «Богословско-политического трактата» Спинозы [с. 228 и сл.]. 11 Ими отмечена, к примеру, книга Мейера: Meier G. F. Beitrage zu der Lehre von der Vorurteilen des menschlichen Geschlechts, 1766. 12 Я анализировал этот процесс в небольшой работе о «Хилиастических сонетах» Иммермана (см.: Gadamer H.-G. Kleine Schriften, II, Tubingen, 1967, S. 136 ff.). 13 Хоркхаймер и Адорно совершенно правы, на мой взгляд, в своем анализе «диалектики Просвещения» (хоть я и вижу в применении к Одиссею таких социологических понятий, как «буржуазный», не- достаток исторической рефлексии, а то и смешение Гомера с Иоганном Генрихом Фоссом, каковое критиковал уже Гёте). 14 Ср. размышления, которые посвятил когда-то этому важному вопросу Д. Лукач: L u k а с s G. Geschichte und Klassenbewu.tsein, 1923. 15 См.: Rousseau J.J. Discours sur l'origine et les fondements de, l'inegalite parmi les hommes. Ср. наши работы «Платон и поэты», «Диалектическая этика Платона» (1968).
|