См. там же, с. 24 (LVIII) и сл.
14 См.: Аристотель. Соч., т. 2. М., 1978, с. 345 и сл. 15 См.: Plut, de fort. 3 p. 98 F = D i e 1 s. Vors. Anaxag. В 21 b. 16 См.: Эсхил, Прометей, 461. 17 См.: Платон. Соч., т. 2, с. 65 и сл. 18 См.: Гегель Г.В.Ф. Соч., т. IV: Феноменология духа (Введение), с. 48 и сл. 19 См.: Heidegger M. Hegels Begriff der Erfahrung (Holzwege, S. 105-192). 20 Гегель Г.В.Ф. Соч., т. IV: Феноменология духа, с. 48, 49. 21 См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, т. 1: Наука логики, § 7. 22 Г. Деррие в своей весьма познавательной работе «Страдание и опыт» (см.: Dorrie H. Leid und Erfahrung.— «Akademie der Wissenschaften und der Literatur, im Mainz», 1956, № 5) исследует происхождение выражения πάθος μαθός из соответствующей пословицы. Он предполагает, что первоначальный смысл пословицы таков: лишь глупый нуждается в несчастиях, чтобы поумнеть, умный предвидит их заранее. Тот религиозный смысл, который придал этому выражению Эсхил, является, на его взгляд, позднейшим привнесением. Нам кажется это малоубедительным, тем более, что уже миф, на который опирается Эсхил, говорит о близорукости всего человеческого рода — а не только отдельных глупцов. Кроме того, ограниченность нашего человеческого предвидения осознается так рано и так тесно связана с опытом страдания вообще, что представляется не Гадамер Х.-Г.=Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 350
|