Уничижительный оттенок (Wesen und Wirklichkeit des Menschen. Festschrift fur H. Plessner, S. 333 ff.).
Гегель Г.В.Ф. Эстетика, т. 2, с. 139. 27 Фридрих Шлегель делает герменевтические выводы: «Классическое произведение не должно быть таким, чтобы его когда-либо можно было попять до конца. Но тот, кто развит и развивает себя, должен стремиться черпать из него все больше и больше» (Шлегель Фр. Эстетика, Философия. Критика. М., 1983, с. 280). 28 В 1958 году в докладе под названием «Сомнительность эстетического сознания», прочитанном на конгрессе в Венеции, я пытался показать, что эстетическое суждение — как и историческое — носит вто-ричный характер и подтверждает «предвосхищения завершенности» (см.: «Rivista di Estetica», Fasс. III, A III [1958]). 29 Существует исключение из этого принципа предвосхищения завершенности: случай измененного или шифрованного письма. Он представляет собой сложнейшую герменевтическую проблему (см. весьма поучительные соображения Лео Страуса в: «Persecution and the Art of Writing»). Этот исключительный случай показателен в том отношении, что мы выходим здесь за пределы чисто смыслового истолко Вания в том же направлении, в каком критика исторических источников выходит за пределы предания. И хотя речь идет здесь не об исторической, но о герменевтической задаче, задача эта может быть решена лишь в том случае, если мы применим к ней ключ фактического понимания. Лишь в этом случае шифровка может быть расшифрована,— подобно тому, как в устной беседе мы понимаем иронию лишь в той мере, в какой обладаем фактическим взаимопониманием с нашим собеседником. Кажущееся исключение подтверждает, таким образом, что понимание имплицирует взаимо-понимание. 30 См.: Аристотель. Соч., т. 4, с. 65. 31 Понятие ситуации разрабатывалось прежде всего К. Ясперсом («Духовная ситуация эпохи») и Эрихом Ротхаккером. 32 См.: Nietzsche F. Unzeitgema.e Betrachtungen, Zweites Stuck.
|