ОТБОР МЕТОДИК И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Для построения системы педагогической коррекции заикания у подростков потребовалось провести работу по отбору элементов театральной педагогики и проверке их адекватности, а в последующем и эффективности коррекции речевых нарушений у наших испытуемых. Отбору методик способствовало предварительное педагогическое наблюдение, а также объективные методы исследования характера заикания и свойств личности заикающихся. Поэтому, кроме эмпирического отбора элементов, мы располагали и объективными психофизиологическими данными относительно изменений психических процессов и состояний у них. 1) Тренировка внимания, памяти и воображения («три кита актерской психотехники») Данные наших предварительных наблюдений, приведенные выше, свидетельствуют о снижении качества протекания основных психических процессов у заикающихся. Обнаруженные явления снижения психической работоспособности и некоторая инертность нервных процессов отрицательно сказались на характере и качестве внимания, памяти и воображения. Исходя из патогенетических принципов коррекции неврозов, предложенных В.Н. Мясищевым, и рассматривая заикание как психоневроз, мы поставили задачу улучшения этих процессов, что должно повести за собой (вторично) и улучшение речи у заикающихся. Методики тренировки памяти осуществлялись по известным правилам и способам «тренинга актерской психотехники». Как известно, внимание — это такая организация психической деятельности, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства сознаются отчетливее других, отходящих на второй план или совсем неосознаваемых. В полном согласии с понятиями общей психологии и К.С. Станиславский полагал, что внимание проявляется направленностью и сосредоточенностью сознания на определенном объекте. Это и послужило основанием для разработки элементов «тренинга актерской психотехники». Мы начинали работу с заикающимися с простых задач на внимание. Сосредоточение производилось на любом объекте, находившемся в учебной комнате (карандаш, чернильный прибор, зеркало), но с обязательным условием выхода на сценические подмостки. Уже сам по себе выход «на сцену» (пусть условно изготовленную) сопровождается «сценической лихорадкой» либо другими формами проявления волнений даже у совершенно здоровых студентов театральных институтов. И они теряются и не могут сосредоточиться на объекте. Еще более кропотливой является работа с заикающимися, которые уже на первых занятиях отмечают разницу между пребыванием на сцене и работой в одном ряду с педагогом и другими членами коррекционной группы.
|