Природа и коммуникативные особенности телерадиожурналистики
Радио и телевидение 1. Природа и коммуникативные особенности телерадиожурналистики. 2. Выразительные средства телерадиожурналистики. 3. Персонификация информации на радио и телевидении. 4. Телевидение, радио и интернет: проблемы конвергенции. 5. Современные тенденции развития телерадиожурналистики. 6. Новые технологии телерадиовещания и их влияние на практику ТВ и радио. 7. Телерадиожурналистика в социокультурном развитии общества. 8. Типология и классификация современных СМИ. 9. Система жанров телерадиожурналистики. 10. Этапы развития отечественной телерадиожурналистики. 11. Тенденции формирования и функционирования электронных СМИ. 12. Драматургические принципы создания аудиовизуального произведения. Природа и коммуникативные особенности телерадиожурналистики
Основной особенностью ТРЖ является секвентность (симультанность) вещания (т.е. сиюминутность – газеты человек может мусолить неделями, а в ТРЖ – две минуты, и нет сюжета; иногда они даже не хранятся в архивах). Поэтому информация должна подаваться в облегченной форме, короткими предложениями, без лишних деталей, ключевые моменты – имена и должности, события – не стыдно повторить несколько раз по принципу информационной избыточности. Организационной особенностью ТРЖ является то, что в газете ты сидишь и сам с собою рожаешь текст, а на телевидении приходится работать в поле, да еще и в команде, и у каждого – свои тараканы. На радио не так-то просто «замаскировать» недоделки этапа сбора информации – не всегда есть возможность что-то доозвучить в студии, т.к. «полевые» фрагменты записаны на другом шумовом фоне и могут не склеиться со студийными. Два важных обстоятельства относительно ТРЖ – электронные СМИ эволюционируют и претерпевают качественные и количественные изменения под влиянием технического прогресса и социально-политического движения общества; значение канала связи является основным, влияющим и на аудиторию, и на канал информации. Коммуникативные особенности: Массовость и доступность – забесплатно, и в газетный киоск бежать не надо, и напрягаться, ища на полосе знакомые буквы, тоже – все расскажут и покажут. Радио в финансовом отношении – самый доступный источник инфы. Оперативность – совершенствование компьютерных систем приближает эру интерактивного телевидения. Начинать свое сообщение со слов «сейчас» или «только что» - это считается круто. Регулярность – которая впоследствии была преобразована в непрерывность вещания, принцип регулярности сохраняется лишь в отношении конкретных передач внутри канала. Особенности восприятия эфирной информации: Определяются ее звуковым (в случае ТВ в первую очередь визуальным) характером. Слышание может происходить без целенаправленного слушания, на кухне радио или ящик могут работать непрерывно, и не обязательно обращать на ни специальное внимание. Радиослушание чаще воспринимается как сопутствующая, фоновая деятельность. В последние годы фоновость восприятия распространилась и на телевидение. Камерность – будучи адресованной массам, передача воспринимается индивидуально, зачастую у каждого члена семьи имеется свой телевизор в комнате. Про мимолетность (секвентность) я вспомнила самостоятельно – см. выше. Основное отличие теле- от радиокоммуникации: описательная функция слова имеет на радио первостепенное значение, а в телевизионной передаче практически равна нулю. Потому что на ТВ есть возможность подать факт в форме картинки. В соответствии со своей природой, радиотелевизионная журналистика призвана выполнять следующие функции: удовлетворять потребности человека как индивида, как личности; удовлетворять потребности определенных социальных групп и человека, как члена группы; удовлетворять потребности общества в целом как целостной социальной системы и соответственно человека как члена общества Если будут спрашивать про выразительные средства: Радио – слово, музыка, шум, монтаж. ТВ – изображение, звук (слово, музыка, интершум), монтаж (последовательный, параллельный-перекрёстный, ассоциативный, тематический).
|