Дьявол.
«Легион имя мне, потому что нас много». (Мк. 5:9). Слово «дьявол» в лингвистической интерпретации предстоит как понятие «двойная воля». Само по себе значение двойственности в контексте клинического понимания соотносимо со смыслом «болезненности», «расщепленности». Хорошо известное наименование страшного и тяжелого психического состояния – шизофрения – происходит как раз из значений schiso – расщепляю, fren – душа. Стало быть, «двойственность воли» и «расщепленность души» суть проявления одного и того же качества. И, следовательно, дьявол есть «расщепляющий душу» – «схизофренер». Мы со своим человеческим мышлением и персональной логикой, разумеется, не способны познать измерения инобытийных пространств, которые постигаются лишь через озарения откровений, но мы можем узнать их проявления, опираясь на обширный и глубокий опыт Духовной Традиции, с которым, как сейчас выясняется все больше и достоверней, вполне согласуется строгая добросовестность научных отчетов. Опытный врач по определенным признакам, нередко едва уловимым, может выявить то или иное заболевание, не заглядывая в микроскоп и не разрезая органы. Вооруженный же аппаратурой, он лишь подтверждает свой диагноз. Хочу напомнить, что ориентация данной работы, прежде всего, прикладная психоаналитическая, нежели сугубо богословская, а потому с обозначенных позиций и продолжим наше исследование. Итак, дьявол, по определению, «схизофренер», «раскалывающий душу». Это значит, что в своих проявлениях он (оно?) действует посредством любого фактора, которому присуще свойство психической деструктивности. Если вспомнить, что таких факторов «легион», то невольно напрашивается вывод о непосредственном здесь участии психических вирусов – паразитов сознания. Кстати, среди научных теорий относительно шизофрении есть версия ее вирусного происхождения. Впрочем, сейчас в наши задачи не входит выяснение причин данного заболевания, по поводу которого специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, ибо какую бы попытку, претендующую на обоснование этого крайне таинственного процесса, мы ни взяли, вряд ли ее можно определить как исчерпывающе доказательную. Тем более, с крайней осторожностью, как мне кажется, следует квалифицировать шизофрению как состояние «демонической» одержимости, хотя, конечно, же, и подобный подход не лишен своих оснований и обоснований. Дабы не заблудиться в лабиринтах затемненных смыслов, обратимся к параллели более явственной и исторически обозначенной.
|