Склеп 3. Уныние.
Святые отцы такое состояние называли еще «скукою», «тоскою сердечною», «слабостью души», «душевным изнеможением». По определению Св. Фомы – это «грусть, заставляющая нас медлить в духовных поступках» (17). Вводя рассматриваемое понятие в измерение психологических категорий, можно его обозначить и как леность – которая сама по себе представляет позицию, подкрепляемую тревожно-депрессивным контекстом. Собственно говоря, уныние (в отличие от печали) и проявляется картиной скрытой тревоги, то есть такой, которая, не будучи явно выражаемой резко пониженным эмоциональным фоном, проявляется характерными признаками, указывающими на актуальное существование подобного душевного состояния, изнутри изматывающего весь организм в целом. Поэтому, хотя уныние и не демонстрируется как ярко очерченный меланхолический аффект, его черты все же четко свидетельствуют о наличии такового. Явные признаки уныния. - Утомление. - Отвращение. - Сожаление о потерянном времени. - Ощущение тщетности жизни и собственных деяний. - Чувство беспокойства (сопровождаемое тревожным компонентом). - Чувство смятения, волнения. - Малодушие. - Острое переживание чувства собственной уязвимости. - Лень к духовной деятельности. Скрытые признаки уныния. - Ожесточение. - Праздность. - Излишняя изнеженность. - Празднословие. - Лень. - Психологическая инерция. - Эмоциональное соглашательство. - Притупление или омертвение чувств. - Утрата открытости к новому, к познанию. - Самопренебрежение. - Склонность к алкоголизации. - Страсть к еде. - Чрезмерная сконструированность поведения. - Утрированная ответственность, «работоголическая» наклонность – как проявление механизма компенсации чувства собственной несостоятельности. - Ложное смирение. – Поведенческая пассивность, рационализируемая фаталистическими установками, такими как «на все воля Божья», «карма», «судьба» и т.п., которые, в сущности, являются ничем иным, как психологической инерцией. - Фальшивое великодушие. – Желание казаться «хорошим», «всепрощающим», «готовым помочь», этаким «душкой», хотя реальная способность к проявлению названных качеств выявляет свою полную несостоятельность, когда речь заходит о действительной, конкретной их востребованности. - Непритязательность. - Заниженная самооценка. - Утрата собственной индивидуальной идентичности – может компенсироваться через симбиотическое слияние с семьей, нацией, партией, идеологией, обществом, компанией и т.д. - Роботизированная привязанность к привычкам. - Склонность к монотонии, приверженности стереотипам, социоморальным установкам и предписаниям, чрезмерная привязанность к семье, к нормам, сформированным по типу «так положено». - Страсть к комфорту. - Рассеянность внимания. - Страсть к телевидению, газетам, кроссвордам, головоломкам и прочей подобной деятельности. - Скука.
Диагностическая матрица.
|