Склеп 2. Тщеславие.
По своим некоторым проявлениям данная страсть похожа на гордыню, и в каких-то случаях их можно спутать. Вместе с тем, не смотря на то, что обе взаимокасаемы и относятся к одному радикалу – истерическому, их объединение вряд ли имеет под собой безоговорочное психологическое основание, ибо их побудительные мотивы разнятся. Если гордыня в большей степени удовлетворяется самонапыщенностью и теоманической тенденцией разместить себя в статусе безусловной исключительности, то тщеславие представляет собой склонность доказывать свою значимость через оценку других людей и проявляется в повышенной потребности во внимании, непременном желании быть замеченным. Подобная личность стремится к удовлетворению данной потребности через культивирование внешнего впечатления. И такое желание базируется на доминирующей актуализации своего ложного «Я», ставящего вопрос следующим образом: «Любили бы меня ради меня самого, если бы не мои успехи, деньги, достижения, умение хорошо одеваться и т.д.»? Наличествующая постановка вопроса раскрывает в личности подспудный страх раскрыть себя, быть отвергнутым, показаться миру без своей маски. Этот страх и порождает тщеславие – страсть производить впечатление и замену внутренних ценностей на внешние. Вместе с тем, не следует путать тщеславие с честолюбием. Последнее не рассматривается Преданием как порок, хотя и не считается добродетелью. Как правило, честолюбие имеет под собой реальную основу, проявляющуюся в таланте, одаренности, наличии каких-либо выдающихся качеств, и представляет собой стремление к их реализации, утверждению в мире, в то время как тщеславие присуще людям заурядным, но при том амбициозным. В психиатрии хорошо известен «синдром Герострата». Последний, не обладая никакими примечательными способностями, тем не менее, был настолько обуреваем жаждой стать известным, что поджег храм, чем печально и прославился. Тщеславие – настолько изощренная ловушка для души, что не всегда на первый взгляд может быть уловима сама. Так, например, субъект тщеславится своим богатством, знатностью, но с такой же легкостью может тщеславиться и бедностью или, что еще более опасно – собственными добродетелями, кои, впрочем, тут же и перечеркиваются.
Признаки тщеславия. - Самоукрашательство. - Культивирование сексуальной привлекательности (Что идет рука об руку с фригидностью). - Чрезмерное стремление оказать впечатление. - Настойчивая потребность во внимании и оценке. - Желание эпатировать. - Фиксированность на внешнем виде. - Желание во что бы то ни стало «преподнести себя» (казаться, а не быть). - «Хамелеонство». - Ориентация на мнение окружающих. - Манипуляторство. - Нарочитость.
Диагностическая матрица. (См. Гордыня). Психодинамика. Поиск бытия в сфере внешних представлений. Нарушение механизма идентичности. Незнание, «кто Я». «Все, что я знаю, это роль, которую я играю». Самонеприятие, самоосуждение и как следствие – механическая самостандартизация. В плане характерологическом данную страсть можно соотнести с рецептивной и рыночной ориентациями, выделенными Э. Фроммом. Субъект с рецептивной ориентацией считает, что все, в чем он нуждается, должно быть доставлено извне. Люди интересуют его только в плане поддержки, а любовь, прежде всего означает, быть любимым. Потому подобный субъект крайне чувствителен к любому недостатку любви или внимания. Его внешние отзывчивость и дружелюбие по отношению к другим скрывают под собой потребность заручиться их благосклонностью. Рыночная ориентация предполагает рассматривать себя в качестве товара, который можно купить и продать. Такие люди, в конце концов, обречены на крах собственной индивидуальности, ибо их зависимость от социальной роли, маски столь высока, что они полностью растворяются в ней. Вследствие их озабоченности аспектами спроса и предложения на себя самого, они легко идут на предательство, при этом даже совсем не задумываясь об участи Иуды, которая представляется не только личной, но и архетипической.
|