Склеп 1. Гордыня.
Гордыня по определению есть непомерно развитое чувство собственной важности. Индоевропейская (и.-е.) база данного понятия представлена протоязыковыми корнями ghreu: ghrod - «растирать», «изнурять» – от корня gher - «тереть». К данной же базе восходят общеславянские gruda, grustь. Среднехорватское грдити се – «уродовать себя», «безобразить себя», грдити – «обезображивать, бранить». Словенское grd – «уродливый». Grustь – древнерусское и старославянское грущение – печаль, грустость – «горе», «бедствие», грузскый – «грустный», «Тяжелый» - образовано от «грызть». «Грызть» – и.-е. основа gru - g’h – «скрежетать зубами». Древнерусское грызати – «жалить», грызтися – «впиваться», «скорбеть», «печалиться». «Тяжелый» соотносится с понятием «Груз», а понятие «груз» по происхождению связано с понятием «грязь». «Грязь» – древнерусское грязь, греза – «грязь», «тина», «топь», «топкое место», «болото». Общеславянский корень grezь. Это выводит к еще одному понятию – «Греза». «Груз» – данное значение развилось из значения «тело, погружающееся в воду». Общеславянский корень grez: groz. Рассмотрим некоторые соответствия. Литовское gramzdeti – «утопать», «погружаться». Сходно по смыслу и русское «погрязнуть». «Греза». С оттенком психопатологического значения встречается уже в «Рукописном лексиконе» XVIII в.: «грезити или бредити». С XI в. Слово «греза» известно как означающее «волнение», «смущение». Съгреза – «ошибка», съгрезъ – «смешение», съгрезитися – «смешаться», «рушиться». Греческое gruzo – «соб. о свиньях: хрюкать; вооб. бормотать, издавать какие-то звуки» (7). Группа древнерусских слов – греза, съгреза, грезити – соотносится с литовскими grezti «вертеть», «выкручивать», «сверлить», grozyti – «вращать», «выкручивать», graizus – «скрученный», «согнутый», «искривленный». Примечателен тот факт, что в старославянских рукописях X – XI вв. слово грждение – «гордыня» соответствовало греческому epilepsia, что придает обоснованность смещению акцента в понятии «гордыня» с аспекта нравственного на аспект психопатологический. Исходя из сказанного, мы логически можем определить излишне гордую и надменную натуру как натуру бредовую и эпилептическую. Возможные же последствия такого стиля поведения четко отражаются в представляемом семантическом ряду. Семантическое поле:Гордыня – Растирать – Изнурять – Уродовать себя – Обезображивать – Горе – Бедствие – Грызть – Скрежетать зубами – Жалить – Скорбь – Печаль – Груз – Грязь – Погрязнуть – Грех - Греза – Бред – Рушиться – Эпилепсия. По сути своей гордыня представляет скрытую или явную маниакальную идею собственного величия. Вспомним, что первым персонажем, обуреваемым этой страстью был один из самых могущественных ангелов, который позавидовал величию и власти Бога, вследствие чего и потерпел крушение, обратившись в дьявола. Следовательно, основой гордыни мы можем полагать чувство зависти, проистекающее от болезненного осознания собственной неполноценности. Неспособность переработать этот актуальный конфликт и сублимировать его в здоровое и творческое самовыражение приводит к усугублению рассогласованности внутрипсихических структур и запускает каскад дегенеративных реакций. В качестве извращенного компенсаторного механизма возникает стремление к самовозвеличению, в чем мы легко можем усмотреть «теоманическую» тенденцию. Теомания, по определению Норберто Кеппе, представляет желание присвоить себе все полномочия Бога и заместить Бога собою. Совсем не сложно в данной тенденции усмотреть и притязание на обладание абсолютной властью, само по себе выраженно агрессивное. Клаудио Наранхо (17) предлагает «рассматривать гордыню как страсть к самонапыщенности или… возвеличиванию собственного имиджа». Оскар Ичазо (17) определяет ее как «эго-лесть». С позиций психоаналитического рассмотрения среди ядерных психических радикалов гордыни с особенной четкостью выявляются истеричность (нацеленная на поглощенность собственным имиджем) и нарциссизм (как чрезмерное восхищение собой). Явные проявления гордыни. - Уверенность в своей полной непогрешимости. - Высокомерие. - Заносчивость. - Обидчивость. - Злопамятность. Скрытые проявления гордыни. - Воображаемое преувеличение самоценности и привлекательности. - Игра роли принцессы или принца. - Требование привелегий. - Желание быть центром внимания. - Акцентированная или преувеличенная независимость (как следствие разочарований и унижений, опыта утраты уверенности в собственной значимости). - Необходимость подтверждения чувства собственного достоинства. - Иждивенческая потребность в любви. - Тенденция быть собственником в отношениях. - Страсть к обольщению (роль «роковой женщины или рокового мужчины»). - Чрезмерное желание удовольствия (как подтверждение собственной значимости). - Роль избалованного ребенка. - Инфантильность. - Театральность, демонстративность, наигранность в поведении. - Непременное желание понравиться другим (как прпоявление страсти к обольщению – эротическому или социальному). - Фальшивая роль любящего и преданного друга: поддержка гордецов тут же улетучивается, как только они начинают испытывать снижение восхищенного внимания по отношению к себе. - Ложное великодушие и заботливость – «отдавать, чтобы получать», то есть неспособность бескорыстного отдавания. - Льстивость. - Доминирование. - Склонность к приключениям, «испытанию судьбы», авантюрам (проверка собственной исключительности). - Комбинация нежности и неуживчивости. - Своенравие. - Эмоциональная разрядка по типу «битья тарелок». - Хвастливость. - Акцентированная демонстрация своего благополучия. - «О’кей» – реакция. - Привязанность к детям, исходящая из потребности доминировать, проявлять власть, казаться защитником и покровителем. - В интеллектуальной сфере преобладает аффективная, «женская» логика, характерная для истеричного характера. Диагностическая матрица.
|