Открытие периодов детского рисунка.
В конце прошлого века, на рубеже веков в художественных кругах Западной Европы и Америки пробудился интерес к детскому рисунку. Художники искали в искусстве новые формы, их внимание привлекли три вещи: искусство первобытных народов, народное творчество и детский рисунок. Казалось бы, случайный интерес к детскому творчеству перевернул художественное мировоззрение общества, дал толчок возникновению науки – детской психологии. Все началось с любования рисунками детей, затем появились вопросы. Рисунок. Зачем он нужен ребенку? Что он видит в своих наивных, неумелых на взгляд взрослого, произведениях? Что это – заметки на память или способ высказать свои чувства? Выполняются они для себя или чтобы показать другим? Итальянский художник-искусствовед Коррадо Риччи собрал целую коллекцию рисунков детей разных возрастов, разных стран Западной Европы. То, что он открыл, уместилось в небольшой популярной книжечке «Дети-художники» (1897 г.) Проанализировав тысячи детских рисунков, К.Риччи пришел к следующим выводам – - детский рисунок – объективный процесс, развивающийся по мере развития мышления ребенка и отражает процесс познания окружающего мира; - детский рисунок делится на этапы, эти этапы проходит каждый ребенок в свое время; - детский рисунок в своем развитии аналогичен тому, как развивался рисунок первобытного человека. Дальнейшими исследованиями гениальные догадки итальянца К.Риччи были подтверждены. Немецкий ученый Г.Кершенштейнер со свойственной немцам педантичностью просчитал этот эксперимент, американский ученый Аусбург занялся изучением процессов восприятия. В России книга «Дети-художники»была переведена в 1913году, это послужило толчком к бурному развитию интереса к детскому творчеству. Учитель К.Лепилов, психиатр М.Оршанский, искусствовед А.Бакушинский посвящали свои труды детскому рисунку. Теперь художники-педагоги осознали, что учить нужно в той последовательности, которую подсказывают потребности ребенка, на таком содержании и теми способами рисования, которые естественно, не пропуская необходимых ступеней развития, ведут ребенка в «зону ближайшего развития» (термин Л. Выготского). Детский рисунок является отражением психических процессов. Развивается ребенок – совершенствуются мыслительные процессы – это сразу отражает рисунок.
|