Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Чем отличается исследовательская парадигма от теории? Приведите примеры одной исследовательской парадигмы и одной теории.




Исследовательская парадигма – это общая мировоззренческая конструкция, которая задает нормативный способ получения знания о социальной реальности, принятый в качестве образца решения исследовательской задачи в рамках данной парадигмы.

Парадигма отлична от теории. Парадигма задает общий взгляд на понимание реальности и на способ получения знания о ней, а теория объясняет эту реальность в рамках данного понимания, а также служит основной для конструирования методологии в рамках парадигмы и объясняет полученные результаты.

 

Что такое принцип универсализма и как он обусловливает подход к разработке программы социологического исследования? 9. Какая связь существует между принципами универсализма и организованного скептицизма?

Императив универсализма (Мертон) порождается вне-личностным характером научного знания. Поскольку утверждения науки относятся к объективно существующим явлениям и взаимосвязям, то они универсальны и в том смысле, что они справедливы везде, где имеются аналогичные условия, и в том смысле, что их истинность не зависит от того, кем они высказаны. Надежность нового знания определяется по внеличностным критериям: соответствию наблюдениям и ранее подтвержденным знаниям. Ценность научного вклада не зависит от национальности, классовой принадлежности или личных качеств ученого. Под универсализмом понимается независимость результатов научной деятельности от личностных характеристик ученого, делающего очередной вклад в науку. Ограничение продвижения в науке на основании чего-то иного, кроме недостатка научной компетентности, – прямой ущерб развитию знания. Универсализм проявляет себя в провозглашении равных прав на занятия наукой и на научную карьеру для людей любой национальности и любого общественного положения. Он обусловливает интернациональный и демократический характер науки[6].

Универсализм – подход к социальной теории, в котором стандарты поведения определяются согласно наборам принципов, отражающих универсальные этические стандарты. В этом подходе имеется тенденция игнорировать смягчающие обстоятельства или индивидуальные контексты. Противопоставляется более релятивистскому подходу – партикуляризму.

Принцип универсализма обозначает, что наука и ее открытия носит единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личностные характеристики отдельных ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют значения при оценке ценности их работ. Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.

 

Что такое принцип организованного скептицизма и как он обусловливает подход к разработке программы социологического исследования? 9. Какая связь существует между принципами универсализма и организованного скептицизма?

Выявление и определение канонов профессиональной этики было осуществлено со стороны известного американского социолого Роберта Мертона. Эти каноны известны в истории социологии как CUDOS по пер- по пер- по первым буквам норм, которые составляют суть этой этики. Вот перечень этих основпологающих норм:

1. Универсализм, что означает, что результаты исследования не зависят от исследователя.

2. Незаинтересованность, когда социолог во время исследования и анализа не должен руководствоваться тем, что по его мнению хорошо и что плохо.

3. Всеобщность, что означает, что результаты исследования должны

быть доступны широкой общественности.

4. Организованный скептицизм, которое отсылает к внутресоциологическому климату, когда все члены социологического сообщества осознают взаимную ответственность за некачественные ислледования своих коллег. Это уже механизм контроля качества социологической практики.

Далее эти четыре канона были дополнены Барбером. Этот преобразованный вариант профессиональной этики получил название CUDOS+. В нее были включены также:

5. Вера в рационализм.

6. Индивидуализм.

7. Эмоциональная нейтральность.

Уест предложил собственное дополнение к семи канонам CUDOS+.

В частности, он предложил включить в этот перечень:

8. Беспристрастность, под коротым он имел ввиду незаинтересованность в последующем использовании знания.

9. Исключение суждений, только факты.

10. Обьективность, что означает, что результаты работы зависят только от методов и техник, но никак от персоны исследователя.

11. Групповая лоялность, что подчеркивает значение командной работы для достичение значимых результатов в науке.

12. Свобода.

В контраст мертонским нормам, Роберт Богуслав у Йан Митроф предложили список научных антинорм, которые они считали как харакеризующие для современной науки. В списке былы включены [9]:

1. Партикуляризм в оппозицию универсализма, что означает, что в действительности результат исследования во многом зависит от личности исследователя.

2. Мизеризм, в оппозицию незаинтересованности, что означает, что исследователь сужает круг интересующих его проблем до тех, которые по его суждению являются таковими, да и о самих проблемах судит по собственным предсталвениям.

3. Заинтересованный подход в оппозицию всеобщности, при котором распространение результатов исследования зависит от интересов конкретных социальных групп, например, “закзачиков” исследования.

4. Организованный догматизм, в оппозицию организованному скептицизму, что означает, что социологическое сообщество служит легитимизации существующих квазисоциологических практик.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1642. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия