Бессознательное не должно становиться осознанным
В отличие от психодинамического подхода, здесь нет попытки преодоления ранних бессознательных конфликтов. Целью является не инсайт, а облегчение симптомов. Эриксон считал бессознательное огромным складом позитивных навыков и скрытого знания, привлечение которого могло бы пригодиться клиенту. Это скрытое знание служит основным регулятором человеческого поведения. Таким образом, работая с трансом, он нередко обращался напрямую к бессознательному, инструктируя его по использованию ресурсов для осуществления изменения. Раскол между сознательным и бессознательным характерен для этого направления гипнотерапии. Обращаясь к бессознательному, Эриксон часто использовал непрямые коммуникации и метафоры. Может возникнуть впечатление, что сама концепция «бессознательного» была для него метафорой или аналогией. Эриксон считал, что все люди обладают большим потенциалом, чем они предполагают, а гипноз является методом, который помогает им его применить. Впрочем, эпизодические рассказы о радикальных исцелениях и крупных жизненных переменах, наступавших после одной-един-ственной сессии, можно, наверное, считать преувеличением. Ментальные феномены должны не анализироваться, а утилизироваться. Вероятно, ни одна интервенция Эриксона не пользуется такой известностью, как его «техника утилизации», хотя ее часто не до конца понимают. Он верил, что все, с чем приходит клиент к терапии, можно поставить на службу изменению. Например, принималось и использовалось сопротивление. Некоторые гипнотерапевтические суггестии перестраивались так, что все, что бы ни делали клиенты, оказывалось знаком того, что они входят в транс. Мероприятия между сессиями организовывались так, чтобы продемонстрировать прогресс у клиентов. Даже негативные симптомы истолковывались как попытка решения проблемы, а многие директивы Эриксона (гипнотические и не гипнотические) были парадоксальными по природе и часто сопровождались описанием симптомов (см. Dowd and Trutt, 1988). 36 Часть I Предыстория
Прямые суггестии требуют определенных реакций, тогда как непрямые допускают многообразие реакций или могут вообще не требовать реакций особого типа. Непрямые суггестии часто сочетаются с метафорами, повествованиями и парадоксами, позволяя клиентам самостоятельно находить смысл суггестии (Matthews et al., 1993). Непрямые суггестии можно подвергнуть изменению так, что гипнотерапевту даже не будет известна сущность проблем. Суггестии могут быть настолько непрямыми, что терапевтическую ситуацию можно вообще не рассматривать как гипнотическую — терапевт может вводить гипнотические суггестии по ходу обычной терапии. Например, прямая суггестия, направленная на ослабление боли, могла бы звучать так: «Ваша боль будет постепенно исчезать». Непрямая суггестия (здесь возможны многие варианты) могла бы быть следующей: «Возможно, в ближайшем будущем вы обнаружите, что ощущение комфорта возрастает». Непрямой оттенок присущ многим из гипнотических процедур, которые будут изложены в этой книге. Загипнотизировать можно каждого, по крайней мере в той степени, которая необходима для терапевтической работы. Ученые, занимавшиеся изучением гипноза (см. Bowers, 1976), обычно находили, что гипнотической внушаемости (или способности к трансу) свойственны значительные индивидуальные различия, отличающиеся длительной стабильностью. Они констатировали, что относительно немногие люди могут демонстрировать гипнотические феномены, характерные для глубокого транса: позитивные и негативные галлюцинации, сомнамбулизм и перчаточную анестезию (когда терапевт внушает клиенту, что у того онемела кисть). С другой стороны, гипнотерапевты, поддерживающие взгляды Эриксона, утверждали, что индивидуальные различия, если они существуют, не имеют отношения к терапевтической работе, поскольку большинство людей способны делать все что нужно, находясь в состоянии легкого транса. Они констатируют, что тренинг гипнотических навыков, по ходу которого людей обучают демонстрировать разнообразные гипнотические способности, может повысить восприимчивость к гипнозу. Позднее Мак-Фарленд и Моррис (MacFarland and Morris, 1998) обнаружили, что дисфоричные индивиды (лица с мягко выраженной депрессией) были более внушаемы, чем недисфоричные. Таким образом, именно нуждающиеся в психотерапии люди получат максимальную пользу от гипнотерапии. Формальных стадий гипноза нет. Традиционная гипнотерапия была разделена на несколько стадий: подготовка, индукция, работа в трансе Глава 3 Модели гипнотерапии 37
Когнитивно-бихевиористическая модель Гипноз часто определялся как измененное состояние сознания, качественно отличное от обычного (или «бодрствующего») сознания. В этом заключался взгляд на гипноз как на «состояние». Теория «состояния» подчеркивает отрыв гипнотического состояния от негипнотического и, согласно этой теории считается, что первое требует уникальных когнитивных процессов. В рамках этой теории также рассматриваются гип- 38 Часть I. Предыстория
Когнитивно-бихевиористическая модель четко ориентируется на теорию «не-состояния» (Kirsh, 1993). Гипнотические явления понимаются как продукты социальных психологических переменных, таких как вера, надежда, ожидание и контекст. Считается, что гипнотические явления с большей вероятностью проявляются в ситуациях, определяющихся как гипноз, когда клиент позитивно относится к гипнозу и ждет, что тот ему поможет. Кирш и Линн (Kirsch and Lynn, 1997) утверждают, что на гипнотическое переживание влияют культурно обусловленные ожидания и наборы реакций. Кроме того, они говорят, что определенные способности, такие как воображение и склонность к фантазиям, повышают восприятие гипнотической непроизвольности путем усиления реактивных ожиданий и побуждения участников идентифицировать свои реакции как гипнотические по своей природе. В этом случае они скорее считают эти реакции непроизвольными и вызванными суг-гестиями гипнотизера. Однако здесь обнаруживается скрытое допущение когнитивно-бихевиористической гипнотерапии, согласно которому гипнотические явления имеют, главным образом, волевую природу, хотя это и не всегда очевидно. Здесь еще раз подчеркивается главенствующая роль ожидания, которым объясняются гипнотические явления. Переживание гипнотической непроизвольности, иначе говоря гипнотических явлений, которые участники воспринимают как находящиеся Глава 3- Модели гипнотерапии 39
40 Часть I. Предыстория
Глава 3. Модели гипнотерапии 41 Когнитивно-развивающая модель Когнитивно-развивающая гелиотерапевтическая модель — совершенно новая психотерапевтическая разработка, описание которой представлено лишь в двух работах (Dowd, 1993; 1997b). Ее основное положение гласит, что гипноз полезнее при прямой оценке и модификации ядерных когниций, связанных с личностной идентичностью, концепцией «я» и дисфункциональными скрытыми установками, чем при обычном рассмотрении периферийного поведения и установок. Из-за своей невербальной природы гипнотическое воображение и связанная с ним эмоциональная обработка могут пригодиться для изменения скрытого знания, которое часто бывает довербальным и усвоенным имплицитно. Невербальный характер этих гипнотических техник может обеспечить им прямой доступ к довербальным скрытым когнициям. Кроме того, разумным применением гипнотических техник удается ослабить сопротивление. Как говорилось выше, индивиды, демонстрирующие реактивное сопротивление, больше склонны к автономности, независимости и доминированию, из-за чего они труднее поддаются терапии. Гипнотические интервенции, особенно непрямые, часто используемые Эриксо-ном, помогают клиенту сохранять ответственность и контроль, снижая с их помощью возможность включения сопротивления (Dowd, 1993, 1997b). Перед гипнотерапевтом данного направления стоят две главные задачи: идентифицировать ядерные когнитивные структуры и изменить их. Данная книга сосредоточена, в частности, на описании методов, направленных на выполнение этих задач. Мы с вами увидели, что когнитивная психотерапия перешла от анализа сравнительно доступных поверхностных структур к рассмотрению глубинных ядерных убеждений и когнитивных схем (Dowd, 1997a). Гипноз много лет применялся в качестве важной техники в когнитив-но-бихевиористической области и может стать, по меньшей мере, столь же значимым в оценке и модификации ядерных убеждений в когнитивно-развивающей модели. Для гипнотерапии настало время продвинуться до уровня развития когнитивной психотерапии. Глава 4_________ Гипнотическая индукция Подготовка Несмотря на то что гипнотерапевту важно тщательно подготовить клиента к гипнозу, остается лишь удивляться, насколько часто этого либо не происходит, либо делается поспешно. Большинство клиентов обращаются за лечением, располагая хотя бы скудными представлениями о гипнозе, валидность которых важно как подтвердить, так и оценить. Но необходимо также определить мотивацию, которая побуждает клиента просить или соглашаться на применение гипноза и выяснить, гипнотизировали ли его когда-нибудь раньше, и если да, то каким был результат. Кроме этого, для гипнотерапевта важно оценить собственную мотивацию, побуждающую предложить или применить гипноз в работе с данным конкретным клиентом (я исхожу из того, что терапевт уже тщательно обдумал, зачем он вообще прибегает к гипнозу). Каждый из этих вопросов разбирается в последующих параграфах. К несчастью, гипноз годами ассоциировался с магическими и оккультными феноменами. По этой причине клиенты могут бояться гипноза и усматривать в нем либо контроль, либо демоническое влияние, либо обольщение. Такая точка зрения негласно обсуждалась специалистами, но редко когда рассматривалась открыто. Говорят, что это было одной из причин (возможно, главной причиной) отказа Фрейда от гипноза после того, как пациентка обняла его по окончании сессии. Связь поведения в гипнотическом трансе с завуалированной сексуальностью является также темой многих историй о вампирах. Возможно, не стоит поднимать этот вопрос на самой первой сессии. Гипнотерапевты, однако, при работе с клиентами противоположного пола должны помнить о возможном вмешательстве этого фактора и проявлять особую осторожность. Если клиент, так или иначе, выказывает свою обеспокоенность вопросами сексуальности в гипнотерапии, гипнотерапевт должен немедленно обсудить этот вопрос и, может быть, воздержаться от приме- Глава 4. Гипнотическая индукция 43
Верующие клиенты иногда считают, что гипноз связан с демонической одержимостью или что он уничтожает в них свободную волю, и потому не хотят о нем слышать. На самом деле, иногда простое упоминание о нем способно разрушить терапевтический контакт. Необходимо взять себе за правило не обсуждать его на первой сессии, если только клиент не заговорит о нем сам. Другие представления о гипнозе обычно не столь опасны и обсуждаются позже, там, где речь идет о мифах, окружающих его. Однако необходимо тщательно обсудить отношение клиента к гипнозу перед его применением, а также после окончания сеанса. Клиенты часто просят погрузить их в гипноз, иногда немедленно, и для гипнотерапевта важно оценить мотивацию такого желания. Гипноз иногда понимается как квазимагический способ добиться результатов без всяких усилий, особенно при работе с вредными привычками. У меня, например, было несколько клиентов, которые просили внушить им под гипнозом команду о потери пяти-десяти фунтов веса или бросить курить. Наверно, все хотят потерять пять-десять фунтов, а большинство людей хотели бы бросить курить, но только если это не потребует от них значительных усилий. Я обнаружил, что оценить мотивацию можно с помощью вопроса: вы хотите бросить курить, снизить вес или вы хотите хотеть! Как правило, они понимают разницу и робко соглашаются со вторым вариантом, позволяя обсудить реальную эффективность гипноза. Клиенты могут также просить о гипнозе, поскольку знают кого-то, кому он помог, что открывает путь для обсуждения индивидуальных различий в восприимчивости к гипнозу. Каждое из этих заблуждений, конечно, может присутствовать и влиять на поведение клиента даже в случае, если сам терапевт предлагает гипноз. В качестве общего правила я советую тщательно ознакомиться с мотивацией клиента, кто бы ни предлагал гипноз — терапевт или клиент, и представлять гипноз как полезный метод для решения некоторых проблем у некоторых клиентов, в некоторых случаях. 44 Часть I. Предыстория
Наконец, для гипнотерапевтов важно оценить собственные мотивы к использованию гипноза не только при работе с трудными клиентами, но и вообще. Не все наши мотивы неизменно благородны; мы можем больше наслаждаться очевидной властью и ритуальной спецификой (не говоря об обольщении) гипноза, чем его возможностью помочь клиентам. На самом деле это общий камень преткновения во всех профессиях, связанных с оказанием помощи; мы можем быть настолько же заинтересованы в повышении нашего самомнения и самоутверждении, как и в помощи другим людям. В гипнотерапии такая ситуация особенно вероятна из-за ореола, который гипноз приобрел в глазах общественности. Таким образом, в терапии, как и в жизни, ведущим принципом является «познай самого себя». Человеческая способность к самообману поистине велика. Разоблачение мифов о гипнозе В популярной литературе гипноз на протяжении многих лет ассоциировался с властью, контролем и обольщением. Помимо упоминавшейся ранее связи его с вампиризмом, рассказы таких авторов, как Эдгар Аллан По, изобилуют сказками об исключительной силе гипноза (тогда называвшегося месмеризмом) и гипнотизера. Например, в рассказе По «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром» описана способность гипноза сохранять человеческое тело нетленным на протяжении месяцев после смерти и гротескные последствия его выведения из транса. В этих преувеличенных притязаниях, которые периодически поддерживались отдельными мало уважаемыми поставщиками гипнотических услуг, первоначально могли быть повинны эксперименты Месмера (XVIII век). Некоторые случаи из практики такого авторитета в научном мире, как Милтон Эриксон, создают впечатление о необычном умении преодолевать застарелые проблемы за очень короткий период Глава 4. Гипнотическая индукция 45
Отнеся все сказанное на счет предыстории, позвольте мне рассмотреть отдельные наиболее распространенные мифы, в которые часто верит общественность, а иногда даже гипнотизеры. 1. Гипноз вызывается и контролируется гипнотизером. Этот вопрос 2. Гипнозом можно заставить людей поступать против своей воли. 46 Часть I. Предыстория
В данном мифе есть доля истины. В ситуации, определенной как гипнотическая, люди могут предаваться занятиям, которые им несвойственны в нормальном состоянии. Гипнотерапевты часто обнаруживали, что отдельные люди (те, что обладают хорошей способностью к трансу) более восприимчивы к трансовым суггестиям. Однако несмотря на то что в ситуации, определяемой как гипноз, люди могут выполнять те или иные безобидные, необычные действия, они вряд ли примут участие в серьезных или преступных мероприятиях. Если некто, к примеру, способен, будучи под гипнозом на сцене, залаять, как собака, то маловероятно, чтобы он же кого-нибудь ограбил или убил. Хотя опытный гипнотизер, который правильно выбирает обстоятельства и работает с подходящим клиентом, может ввергнуть его во внутренний конфликт, сугге-стируя запретное действие, сохраняется высокая вероятность того, что индивид успешно воспротивится суггестии. 3. Гипноз как форма сна. Мы все в известной степени способствуем этому мифу языком, к которому прибегаем. Как упоминалось выше, само название происходит от греческого слова hypnos, что означает сон. Аналогичным образом мы говорим: «Погрузитесь глубже в транс» или «Вы очнетесь от транса» и даже просим людей закрыть глаза, что подразумевает сон. Клиенты могут продемонстрировать веру в этот миф словами: «На самом деле я не был под гипнозом. Я слышал все, что вы говорили». Примером, которым я пользуюсь, чтобы развеять этот миф, является дорожный гипноз — явление, при котором водители, проезжая однообразный участок дороги, могут отключаться от окружающей обстановки, но оставаться активными и в полном сознании касательно всего, что связано с вождением машины. Подобным же образом многие люди настолько погружаются в свои дела, что теряют чувство времени — форма нарушения временной ориентации. Я сообщаю клиентам о том, что переживание транса высоко индивидуально. Они могут закрывать глаза или держать их открытыми, могут пребывать в глубокой расслабленности или оставаться начеку, у них может наступать спонтанная амнезия или же они смогут вспомнить многие или все события. Такая информация позволяет клиентам интерпретировать любые пережитые явления транса как позитивные, нежели судить о каждом переживании в соответствии с имеющимся стандартом и после думать, что они Глава 4 Гипнотическая индукция 47
4. Гипноз наступает лишь в случае применения формальной индук 5. Гипноз наступает лишь в расслабленном состоянии. Поскольку 6. Гипноз является терапией. Это на удивление широко распрост 48 Часть I Предыстория 7. 8. При помощи гипноза можно помочь людям точнее вспомнить Глава 4. Гипнотическая индукция 49 Традиционная индукция В традиционном гипнозе формальная индукция сопровождается формальной углубляющей техникой, которая призвана помогать индивидам в дальнейшем погружении в транс. Хотя термином углубляющие обозначаются процедуры, помогающие людям переживать явления, которые требуют большей способности к трансу, на самом деле эта характеристика не точна и аналогична представлению о понятии Небес как «верха». И то и другое — метафоры. Люди переживают большее или меньшее число гипнотических явлений, но не погружаются «глубже» в транс. Я буду пользоваться этим термином, поскольку он применялся почти повсеместно в прошлом и наиболее сжато описывает событие. Для оценки способности индивида переживать необычные гипнотические явления часто используют формальные тесты на внушаемость или способность к трансу, такие как Стэнфордские, Гарвардские или Бар-берские (Barber) шкалы.
|