А как вы думаете, кто больше получает удовольствия от еды: простой человек, который ест простую пищу, человек, страдающей вкусовой наркоманией, обедающий какими – нибудь деликатесами, или обжора, поедающий килограмма 3 еды за один раз (ну утрированно )?
А одинаково. Или даже первый, так как остальные уже имеют физиологические нарушения в выработке гормонов удовольствия. Так зачем же переводить лишние продукты?
Кто больше удовольствия от еды получит, богатый человек, который в сто первый раз обедает в дорогом ресторане деликатесами, или другой – путешественник, который сутки не ел, шел к цели, и теперь дорвался до простой вареной картошки без соли? Все очень, очень относительно.
Кто – нибудь пробовал провести эксперимент такой: скажем, взять, и искусственно сократить уровень удовлетворения какой – нибудь (не существенной) потребности. Перетерпеть период своеобразной «ломки» — когда хочется, и испытываешь неудовольствие, а потом, с удивлением для себя отметить, что от удовлетворения потребности в меньшем объеме получаешь столько же удовлетворения, что и раньше от полного? Будь это хоть количество сахара в чае .
Есть биохимическое обоснование этого закона. Удовольствие, радость – продукт работы особых гормонов-нейромедиаторов – серотонина, и некоторых других. Они вырабатываются в мозгу с некоторой постоянной скоростью, и накапливаются до определенного предела. Расходуются по необходимости, в ответ на внешние раздражители (радостные события и позитивные ощущения). Но если ты получаешь слишком много положительных событий в жизни, запас этих гормонов кончается. Наступает как бы бесчувственность. Перерадоваться больше, чем определенный предел – невозможно! Запас со временем восстановится.
Так и тут. Если потребность удовлетворяется в более высокой степени, первый раз – будет эффект – много радости, удовольствия. Но потом мозг «снижает квоту» выдачи гормонов на эту потребность, и человек начинает получать столько – же удовлетворения, как и раньше, при гипертрофированной потребности. Пустой расход материальных ресурсов при том же результате.
3. Потребности и зависимости.
Сильно разросшиеся потребности могут превращаться в зависимости.
Вот взять двух человек. Один привык пить чай с одной ложкой сахара, второй – кладет пять. (Ну, условно, у второго человека уровень потребности выше). Получают они при этом от чая одинаковое удовольствие. А если не видно разницы? Разберемся.
Вот дать человеку, первому выпить чаю без сахара. Ну да, это, конечно не то, что одна ложка, но вполне ничего. А дать второму выпить чаю с двумя ложками сахара? Опа. Неудовольствие. Он же не сладкий, фу. А без сахара вообще? Так и пить не будет. Подавай хотя бы четыре. (Не берем пример, когда человек одинаково любит и сладкий чай и совсем не сладкий).
Или другой пример пустяковой зависимости. Один человек спит на мягкой удобной кровати, второй – на жесткой. Привыкли так. Одинаковое удовольствие получают. Ну, отправились эти друзья в поход. Тот, который на жесткой спать привык – бряк на землю и сопит, а который на мягкой – и ворочается, и не спится ему. И тут жмет, и здесь колет. Неудовольствие, отрицательные впечатления.
Зависимости образуются просто. Потребность то растет (человек все больше удовольствия хочет), но человек к ней привыкает. И начинает столько же получать удовлетворения от более высокого уровня потребности. Чтоб еще «кайф получить» — нужно еще приподнять и еще. Потом снова привыкнет. Но опускать то планку как? Вот тут начинается настоящая психологическая ломка – противно до жути. Масса отрицательных впечатлений, если столкнешься с условиями, в которых не можешь удовлетворить эту потребность полностью. А теперь внимание. Человек начинает избегать этих условий. Он ограничивает свою свободу!
Никогда не встречали таких закоренелых горожан, для которых главная причина неспособности поехать в деревню – отсутствие там нормального унитаза. Нет? Я встречал. И так гордо это провозглашают. А, извиняюсь, из – за зависимости от унитаза сами себе преграду поставили, и лишили себя возможности отдохнуть в деревне.
«Я бы в лес пошел, да там холодно ночью, неудобно спать, страшно, воды чистой нету!» — и зависимости от теплой комнаты, кровати, водопровода и непривычность к комарам побеждают. Человек надежно заперт самим собой.
Зависимости еще и заставляют человека работать на себя! Даже самое безобидное – лишний сахар – он ведь тоже денег стоит? А обеспечить все свои многочисленные и вечнорастущие потребности? Вот и попадает человек в надежное пожизненное рабство.
цитата:
|
...Привязанность эта надёжней засова И хочется в рай да грехи не пускают Ты к клетке невидимой цепью прикован А дни словно кадры кино пролетают...
|
Lia-Ram.