Студопедия — Зз Месть и лесть // Российские вести, 1995. 21 июня
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Зз Месть и лесть // Российские вести, 1995. 21 июня






ной битвы «ради жизни на земле». Она более адекватна психо­историческому состоянию мирового сообщества в конце XX в. Характерно, что не возникло даже понятия «иракский синдром», тогда как «чеченский синдром», к сожалению, довольно рас­пространенный диагноз.

Обращение журналистов в ходе типично локального конф­ликта к символике тотальной войны и геноцида было проявлени­ем профессиональной слепоты, если не профессиональной не­добросовестности. В равной мере только профессиональной сле­потой, если не профессиональной недобросовестностью, можно объяснить нередкие попытки подвести под однозначно положи­тельный догмат принуждения к миру и этнические чистки под прикрытием международных войск, и экономическую блокаду до безоговорочной духовной капитуляции, а то и прямой геноцид. Самонадеянная манипуляция ментальной символикой только ме­шает установлению мифем, адекватных психоисторическому состоянию. Да и самого журналиста лишает разумного взгляда. Так, к примеру, никто из публицистов-менталитетчиков даже не предположил, что всплеск антиамериканских настроений был вы­зван долго сдерживаемой реакцией коллективного бессознатель­ного на многолетнюю, неотступную и навязчивую пропаганду силы и славы чужого государства, а бомбардировка Сербии по­служила только поводом. Получается, что продуктивная и ответ­ственная работа с мифемами — это пробный камень классности профессионала.

Хотя мифологический текст может быть создан и использо­ван с откровенно манипулятивными целями, это не отменяет его значимости и необходимости в контексте массовой коммуника­ции и журналистского творчества. Дело в том, что некоторые со­держания колллективного бессознательного не могут быть выве­дены на поверхность и восприняты иначе, чем в символической форме. Это относится к тем архетипическим установкам, которые необходимы для ментального здоровья общества и потому в лю­бые времена должны находить для себя актуальное и остросовре­менное выражение. Жизнь социума должна быть осмыслена с точки зрения высших ценностей. Психопаталогия отсутствия цели и смысла жизни может поразить и отдельного человека («лишние люди»), и социальную группу («потерянное поколе­ние»), и общество в целом, которое, лишаясь консолидирующих идей, становится неспособным противостоять саморазрушению (падение Римской империи). Умение видеть жизнь и ее проявле­ния «под знаком высших ценностей» составляет одну из важней­ших профессиональных способностей журналиста, которая не должна быть утрачена хотя бы ради самосохранения общины. По такому принципу строится, например, «Лирический репортаж:

МОСКВА — 06.09.97»: «Улица, которая ведет к Храму, называет­ся Волхонка. И вот она переполнена людьми... Разумеется, мно­гих привело сюда простое любопытство. Многие пришли "за компанию". Многие — из интереса и не угадаешь какого. Но не­зависимо от того, сколько нашлось таких, кто стремится к Храму, чтобы в силе и славе Христа Спасителя разрешить смятение души, именно их особенное состояние сердца, казалось, задало самый ритм дыхания толпы. В том и смысл общинного праздне­ства, чтобы в общей радости, раскрывающей души, принять как свое глубинное переживание тех собратьев, чье утонченное чувст­во и взыскующий разум раньше других ощутили перспективу на­родной жизни. И этому бесконтрольному, не вполне осознавае­мому даже зарождению надежды и согласия придала высокую энергию и завершенность сама белая громада, мощно держащая в ночном небе золото своих осененных крестами куполов»34. Здесь тоже можно найти приемы синкретического/пралогического мышления: аллюзии, аналогии, идиомы, предельно широкие обобщения на основе единичного события и т.п. Это тоже пере­живание сопричастности, но сопричастности высокому и пре­красному, вселяющему уверенность в будущее общины и личное

будущее.

Поэтизация действительности — характерная черта мифоло­гического текста, ориентированного на позитивные ценности. Насколько бы ни было общество прагматично и индивидуали­стично, люди зависят от Истины, Добра и Красоты в гораздо бо­льшей степени, чем им кажется, особенно в осмыслении онтоло­гических вопросов жизни: горя, счастья, случайности, долга, жер­твы, утраты, награды, наказания, судьбы и т.п. Даже если человек никогда об этом не рассуждает, его бессознательное должно иметь ответы на эти вопросы, иначе сознание не справится с гру­зом тех неожиданностей, разочарований, спадов и подъемов, ко­торые случаются в жизни. В нормально функционирующем обществе действует система духовных ценностей, сакральных догм, житейских правил. Им, конечно, не следуют слепо, но устанавливается, как сказали бы биологи, «норма реакции». И мифологические тексты массовой коммуникации играют важную роль в поддержании этой нормы путем воспроизведения и обнов­ления коллективных символов.

И читатель, и журналист, соскальзывая в пралогическое мышление, испытывают облегчение и даже удовольствие. Ситуа­ция в таком случае воспринимается красочнее, понимается про­ще, эмоции обостряются, а поведение словно бы переводится на автопилот. Следовать за коллективным бессознательным — самое

34 Российские вести. 1997. 9 сент.

приятное из того, в чем состоит творчество-в-процессе-коммуни-цирования. И чем безогляднее погружение, тем сильнее ьакал чувств, доводящий в пределе до эйфории или исступления. Это путь в такие глубины массовой коммуникации, которые можно осветить только с помощью прецедентов первобытности. К при­меру, туземцы Новой Каледонии, готовясь к походу на соседнюю деревню, разжигали себя массовым танцем под диалог племени с военачальником:

— Атакуем ли мы наших врагов? -Да!

— Сильны ли они?

— Нет!

— Мужественны ли они?

— Нет!

— Мы их убьем? -Да!

— Мы их съедим?

— Да!35

И если вдуматься и вглядеться прямым взором, сквозь лоск и электронность актуальной пропагандистской кампании может проступить та же самая кровожадно-первобытная схема. Да и сам журналист вдруг поймает себя на том, что как заведенный вскри­кивает: «Да-Нет», — да еще и приплясывает.

Когда это циничная манипуляция или заведомая ложь, рас­суждать не о чем, тут остается место только для юридического преследования или нравственого отчуждения. Иное дело, когда «не ведают, что творят». Журналисту нельзя отрешаться от глу­бинных психических механизмов творчества-в-поцессе-коммуни-цирования. Но бессознательное потому так и называется, что не очевидно и может быть осознано только опосредованно, только до или после включенного наблюдения. Журналист в этом смыс­ле всю жизнь ходит по краю. И в полном соответствии с пого­воркой «знай край, да не падай», чтобы не упасть, ему мало од­ной честности, он должен — знать. Ему следует заранее изучить символы, ритуалы, традиции и переломные моменты духовной жизни своей аудитории и ввести их в общий контекст мифологи­ческих схем и мистических учений человеческой цивилизации. Это удерживает от соблазнов политического мистицизма и помо­гает сохранить трезвость взгляда на харизматических лидеров и «судьбоносные решения». Более того, журналист получает воз­можность обратным светом мифологии выделить в актуальных событиях бессознательно-первобытную логику и психологию по­литических вождей и движений. К примеру, обозрение «Царь-

35 Цит. по: Плеханов Г.В. Поли. собр. соч. М., 1928. Т. XXIV. С. 375—376.

жрец или клерк» в политическом еженедельнике рассматривает первобытный прецедент: «Немийский Царь Леса, он же жрец Дианы-охотницы, которому соплеменники поклонялись как зем­ному мужу богини... вел на самом деле жизнь бессменного часо­вого у Священного дуба. По обычаю, любой, кто сумел бы подо­браться и сломить "золотую ветвь" с дерева власти, получал риту­альное право убить обоготворявшегося властителя и занять его место... Поэтому царь-жрец... старался загодя убивать каждого подозрительного, но знал, что в конце концов все равно станет жертвой легитимного убийства... Жуткий этот образ жизни аб­солютная власть способна развернуть и в XX веке. Кто не верит в "бабушкины сказки", пусть вспомнит И.В. Сталина. Песни типа: "Текут многоводные реки. Цветут плодородные степи. Ве­сенние зори сверкают над нашим счастливым жильем. Споем же, товарищи, песню о самом большом Человеке..." Убийство Киро­ва (1934), казнь Бухарина (1936), процесс НА. Вознесенского (1949)... Страх покушения и затворничество в последние годы жизни. Торжествующий крик Берии: "Тиран умер! Умер!" — над неостывшим трупом "вождя, учителя и друга". И речь Хрущева на XX съезде КПСС... Дело не в том, на что похожа неусыпная забота Президента (Ельцина Б.Н.) о "сдержках и противовесах", из-за которой ни Гайдару, ни Чубайсу, ни Лебедю, ни Черно­мырдину в общем-то не дали стать крупными самостоятельными деятелями, а в президентском окружении не осталось ни одной масштабной фигуры... Мистика власти любую политику низводит до первобытных отношений... И не только во мгле веков. Хариз­ма "железной леди" Маргарет Тэтчер срабатывала словно "золо­тая ветвь" из Немийского леса. Тот же эффект вызывал ков­бойский антисоветизм Рональда Рейгана»36.

Но, может быть, всего важнее то, что вместе со старательным изучением аниматизма, мифологии, мистических учений и т.п. приходит знание ментальных механизмов психики и понимание менталитета аудитории. Тому есть примеры и в науке, и в журна­листике. Замечательный археолог БА. Рыбаков (1908—2001) за­фиксировал сохранявшийся в духовной жизни России до XX в. феномен двоеверия, то есть слияния в мировоззрении людей двух живых религий — язычества и христианства. Он склонен объяс­нять, в частности, общепризнанную мощь русского искусства (вплоть до классической литературы XIX в.) прежде всего или почти исключительно художественной потенцией языческого мироощущения. Ученый предъявляет наглядные свидетельства того, что «глубина народной памяти измеряется тысячелетиями», и подчеркивает, что преодоление застарелых установок соверша-

36 Пронин Е., Пронина Е. Царь-жрец или клерк // Декада. 1998. 22 апр.

ется долгим путем последовательного раскрывания их мистиче­ской первоосновы и замещения осознаваемой духовностью37. Но какое отношение эта глубоко фундированная теория имеет к творчеству-в-процессе-коммуницирования? Писатель-публицист В.К. Васильев, выступая на Международной конференции по проблемам ментального здоровья (Красноярск, 1992) высветил феномен, по его терминологии, «раскола национального созна­ния» и определил его как «синдром гражданской войны». «Де­монстрационным материалом, — говорил он, — могут послужить телевизионные трансляции со съездов и заседаний Верховного Совета, других политических собраний. Словно в стеклянной банке или аквариуме видно, как каждый каждого ментально при­говаривает к смерти, а потом выжидает, когда создадутся объек­тивные условия, позволяющие действовать. И становится ясно, что однажды ментальные приговоры начнут фактически претво­ряться в жизнь. А уж тогда придется браться за оружие. Тогда эту ментальную болезнь увидят все. И не только по телевизору». Тоже некое фундированное построение. Но через полтора года после такого «телевизионного диагноза» страну потряс расстрел парламента 6 октября 1993 года.

Для классного журналиста в массовой коммуникации рас­крывается менталитет народа. Пропагандистские операции на от­крытом менталитете возможны. Но даже ближайшие их результа­ты всегда неоднозначны, а уж отдаленные последствия просто не-представимы. Поэтому любая самонадеянность в этом вопросе — знак психического срыва и основание для сугубой обеспокоенно­сти профессионального сознания.

Подстраховывает от ментального сбоя, как ни парадоксально, только само коллективное бессознательное, только доверие жур­налиста к собственной ментальное™. Психологическое наследо­вание у всех людей и всех народов совершается через давний пример и признание исторической оправданности духовных цен­ностей и стиля жизни предков, и журналист не может быть иск­лючением. Для него это, помимо всего прочего, вопрос личного психического здоровья. Отклонения, как было показано, возмож­ны и в ту и в другую сторону. И суть не в превознесении духов­ных ценностей и стиля жизни предков, а в признании их истори­ческой оправданности. Это тонкий момент включения сознания в переживание журналистом психоисторической ситуации, благода­ря которому его работа с мифологическими текстами становится безопасной и для общества, и для него самого. Не открещиваться от коллективного бессознательного дблжно профессиональному журналисту, а разумно выбирать и ответственно применять тек-

37 См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М, 1981.

сты мифологического типа, когда от этого зависит компенсация психоисторической ситуации. Тут важно свободно ориентирова­ться в трех аспектах подготовки мифологического текста: во-пер­вых, четко представлять социально-коммуникативные функции мифемы, во-вторых, ясно понимать, какие базовые психические процессы при этом приводятся в действие, в-третьих, уверенно владеть выразительными средствами стимулирования синкрети-ческого/пралогического мышления. Трехаспектный набор харак­теристик мифологического текста можно представить в виде своего рода реестровой таблицы:







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 357. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия