Студопедия — Псевдо-Дионисий
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Псевдо-Дионисий






Ареопагитиками принято называть четыре произведения — «Об именах божиих», «Таинственное богословие», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» — и десять писем, напи­санных на греческом языке во второй половине V в. Эти произведения были впервые предъявлены на Константинополь­ском церковном соборе в 532 г. и подписаны именем Дионисия Ареопагита, полумифического сподвижника апостола Павла и первого епископа Афин, якобы жившего в I в. Такое почтенное авторство, как и содержание этих произведений, снабдило их священным ореолом и сыграло огромную роль в их последую­щей канонизации христианской церковью. Такое почтенное авторство, как и содержание этих произведений, снабдило их священным ореолом и сыграло огромную роль в их последую­щей канонизации христианской церковью. Только в эпоху Возрождения гуманисты Лоренцо Балла и Эразм Роттердам­ский, подвергнув данные произведения критическому анализу, установили зависимость их от неоплатоновского круга идей и невозможность того, чтобы их автором был христианский деятель первого столетия, живший задолго до возникновения неоплатонизма. Их автора стали именовать Псевдо-Дионисием Ареопагитом. В последние десятилетия ряд авторов пришли к выводу о том, что автором всех этих произведений был грузинский философ Петр Ивер (412 г.—488 г.), в молодости обучавшийся философии в Константинополе.

Основная особенность этих произведений состоит в приспособлении идей неоплатонизма к осмыслению хри­стианского вероучения. Важнейшая из таких идей — это тео­логия, исходящая из аналогии между миром реальных пред­метов, и в особенности человеческих существ, и богом как внеприродной личностью, их верховным и единственным твор­цом, абсолютно непознаваемым, сугубо таинственным существом. Теология Псевдо-Дионисия оказала колоссальное влия­ние на религиозно-философскую мысль христианства. Ниже приведены отрывки из произведения «Об именах божиих».

О Боге

Итак, как бы там ни было, теперь приступим к рассмотрению имени благого, которым богословы отвлеченно именуют пребожественное божество, назы­вая богоначальное бытие благим, чтобы, как мне ка­жется, отделяя его от всего существующего, [выразить], что благо, будучи благим по существу, самим своим существованием распространяет благость на все су­ществующее. Ибо как наше солнце не рассуждает или предпочтительно выбирает, но в силу самого своего существования освещает все, что в меру своих сил спо­собно приобщиться к его свету, так и благо, которое превосходит солнце, подобно тому как запредельный образ превосходит слабое свое изображение, проливает [его] на все существующее в меру его восприимчивости. Ими же питаются все умопостигаемые и разумные сущности, силы и энергии; благодаря им существует и обладает неисчерпаемой и неизменной жизнью все, что свободно от всякого тления и смерти, материально­сти и становления, превратности и текучести и от не­постоянства разнообразных изменений. И в качестве бесплотных и духовных они умопостигаются; сами же, как умы, они сверхъестественно постигают, ибо бла­годаря просвещению они познают смысл (логосы) всего существующего, а с другой стороны, передают сродным духам свое знание. Они пребывают в благости и в ней находят свое утверждение, связь, питание и защиту своих благ.

 

О душах живых существ

Сами души со всеми присущими им благами существуют в силу преблагой благости...

Также и растения [черпают] из благого свое жиз­ненное начало, которое их питает и приводит в движе­ние. И даже неодушевленные и безжизненные есте­ства существуют благодаря благому и через него полу­чают в удел соответственный способ существования.

Все превосходящая божественнейшая благость про­стирается от самых высоких и значительнейших сущ­ностей вплоть до самых последних, оставаясь все-таки превыше их всех; ни высшие не достигают ее совер­шенства, ни низшие не выпадают из ее предела: она проливает свет на все могущее быть освещенным, зиждет, оживляет, сохраняет, совершенствует, является мерой всего сущего, [его] постоянством, числом, поряд­ком, объемом, причиной и целью...

Более того, она содействует зарождению чувствен­ных тел, двигает их жизни, питает, растит, совершенст­вует, очищает и обновляет их... И подобно тому как благость обращает все к себе и, будучи единоначалием и единотворящим божеством, собирает воедино то, что разрознено таким образом, что все к нему как к на­чалу, связи и цели устремляется;... к нему все обращается как к своему пределу и его все вожделеет: разумные и словесные [существа] — путем познания, чувственные же — путем ощущений, тогда как существа, лишенные чувств, — путем естественных движений жизненных порывов и, наконец, безжизнен­ные и только лишь существующие вещи — посредст­вом простой пригодности к участию в существовании, так же именно и свет, будучи проявленным образом [благого], сводит и обращает к себе все существующее, зрящее, им движимое, освещаемое и согреваемое — [одним словом], все, что объято его сияниями.

Текст печатается с сокращениями по: Антология мировой философии: В 4-х т. – Т.1. Философия древности и средневековья. – Ч.2. / Редактор-составитель В.В. Соколов. – М.: Мысль, 1969. – С. 611-620.







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 392. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия