Уильям Оккам
(ок. 1300 -1349) Знаменитый английский схоластик, самый видный представитель так называемого позднего номинализма. До 1324 г. Оккам учился и преподавал в Оксфордском университете. Привлеченный к суду папской курии по обвинению в ереси, провел четыре года в заключении в Авиньоне. Бежав оттуда в Мюнхен к императору Людвигу Баварскому, ведшему борьбу с папой, написал здесь большинство своих произведений, в которых выступал против приоритета церкви над государством. Оккам считается ранним предшественником Реформации.
Об универсалиях и единичных предметах …под «единичным» понимается здесь не все то, что имеется в единственном числе, ибо в этом смысле любая вещь единична, а лишь то, что имеется в единственном числе и не есть естественный или установленный по воле [человека] или по [его] желанию знак, общий для многих [вещей]. Таким образом, ни написанное слово, ни понятие, ни произнесенное слово, обозначающее [что-то], не единичны. Единично только то, что не есть общий знак. Следовательно, мы должны сказать, что любая универсалия есть некая единичная вещь и универсалия она только благодаря тому, что она есть обозначение, поскольку она знак многих вещей... Хотя для многих очевидно, что универсалия не есть какая-нибудь субстанция, существующая вне души в отдельных [вещах] и реально отделенная от них, однако некоторые считают, что универсалия каким-то образом существует вне души в отдельных [вещах] и отделена от них, правда не реально, а формально. Но это мнение вообще кажется мне недоказуемым... …разум, видящий некую вещь вне души, создает в уме подобный ей образ так, что если бы он в такой же степени обладал способностью производить, в какой он обладает способностью создавать образы, то он произвел бы внешнюю вещь в субъектном бытии, лишь численно отличающуюся от предыдущей. Дело обстоит совершенно так же, как бывает с мастером. В самом деле, так же как мастер, видя дом или какое-нибудь строение вне [души], создает в свой душе образ подобного ему дома, а затем строит подобный ему дом вовне, который лишь численно отличается от предыдущего, так и в нашем случае образ, созданный в уме на основании того, что мы видели внешнюю вещь, есть образец… И сей [образ] можно назвать универсалией, ибо он образец и одинаково относится ко всем единичным внешним вещам и ввиду этого сходства в объектном бытии может замещать вещи, которые обладают сходным бытием вне разума. Таким образом, в этом смысле универсалия такова не первично, а получается через абстрагирование, которое есть не что иное, как некий вид создавания образов... Вопросы для самопроверки по разделу 2: 1. В чем суть авторитета как источника познания по Аврелию Августину? Как соотносятся познание с помощью авторитета и познание с помощью разума? 2. Как характеризуется Бог в работах средневековых философов? Сравните со взглядами античных философов. 3. Что представляет собой душа человека по Аврелию Августину? 4. Как происходит разумное познание истины по Аврелию Августину? Сравните с пониманием разума в античной философии, например, во взглядах Аристотеля. 5. Какие два пути человека выделяет Аврелий Августин? 6. Что представляет собой душа человека по Псевдо-Дионисию? Как она может познавать Бога? 7. Как мысль Платона об идеях продолжена во взглядах Фомы Аквинского? 8. Что представляет собой активный интеллект Бога во взглядах Фомы Аквинского? 9. Что представляет собой душа человека по Фоме Аквинскому? Какие виды души соединены в душе человека? 10. Какие отправления души выделяет Фома Аквинский? Каковы познавательные способности души? Как связаны разум и душа? 11. Какие виды познания выделяет Фома Аквинский? 12. Каковы возможности интеллектуального познания во взглядах Фомы Аквинского? Как Вы понимаете его мысль о том, что интеллект есть форма человеческого тела? К кому из философов античности восходит эта мысль? 13. Поясните суть номинализма, опираясь на взгляды У. Оккама. Что представляют собой универсалии? Как они соотносятся с единичными предметами? 14. В чем состоят, на Ваш взгляд, ключевые различия во взглядах на суть человека и познавательные возможности души между средневековыми и античными философами?
|