Леонардо да Винчи
(1452 г.—1519 г.) Великий итальянский художник, инженер и философ. Сын нотариуса и крестьянки. Работал в качестве живописца, скульптора и инженера во Флоренции, Милане, Риме и во Франции, где и умер. Как ученый и в особенности инженер сделал ряд замечательных открытий, на несколько веков опередивших его эпоху. Философско-методологические идеи, обобщавшие научно-инженерную и художническую деятельность Леонардо, содержатся в его многочисленных записках и манускриптах, полностью не восстановленных и до настоящего времени. Ниже приведены ряд афоризмов Леонардо и отрывки из его произведения «Об истинной и ложной науке».
Опыт как основа научного познания Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте, т. е. те науки, начало, середина или конец которых не проходят ни через одно из пяти чувств. И если мы подвергаем сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, тем более должны мы подвергать сомнению то, что восстает против ощущений, каковы, например, вопросы о сущности бога и души и тому подобные, по поводу которых всегда спорят и сражаются. И поистине, всегда там, где недостает разумных доводов, там их заменяет крик, чего не случается с вещами достоверными. Вот почему мы скажем, что там, где кричат, там истинной науки нет… Астрономия и другие науки невозможны без деятельности рук, хотя первоначально они и начинаются в мысли, подобно живописи, которая сначала существует в мысли своего созерцателя и без деятельности рук не может достичь своего совершенства. Все наше познание начинается с ощущений. Опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти. Несправедливо жалуются люди на опыт, с величайшими упреками виня его в обманчивости. Оставьте его в покое и обратите свои жалобы на собственное невежество, которое заставляет вас быть поспешными и, ожидая от опыта в суетных и вздорных желаниях вещей, которые не. в его власти, говорить, что он обманчив! Природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте. Необходимость — наставник и опекун природы. Необходимость — тема и изобретательница природы, и узда, и вечный закон. Мудрость есть дочь опыта. Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и прежде всего потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности. Глаз, называемый окном души, есть главный путь, благодаря которому общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии созерцать бесконечные произведения природы. А ухо — второй путь; оно становится благородным посредством повествования о вещах, видимых глазом. Разве ты не видишь, что глаз охватывает красоту всего мира? Он является начальником астрономии (astrologia), он создает космографию, именно он дает советы всем человеческим искусствам и исправляет их. Он движет человека в различные части мира, он — государь математических наук, его науки — достовернейшие. Глаз измерил высоту и величину светил, он открыл стихии и их расположение. Он дал возможность прорицать грядущее по течению светил, он породил архитектуру, перспективу и божественную живопись. О превосходнейший из всех вещей, созданных богом! Какие хвалы могут выразить твое благородство? Какие народы, какие языки способны вполне описать твои подлинные действия? Глаз есть окно человеческого тела, чрез которое он глядит на свой путь и наслаждается красотою мира. Благодаря ему душа радуется в своей человеческой темнице, без него эта человеческая темница — пытка. Благодаря ему человеческая изобретательность открыла огонь, посредством которого глаз вновь обретает то, что раньше отнимал у него мрак. Глаз украсил природу возделанными нивами и садами, полными отрады.
Вопросы для самопроверки по разделу 3: 1. Что нового при характеристике Бога по сравнению со взглядами средневековых философов Вы видите во взглядах Николая Кузанского? Что роднит его со средневековыми философами в этом вопросе. 2. Прокомментируйте мысль Николая Кузанского о том, что человек есть микрокосм. Как оценивает Николай Кузанский человека? Продемонстрируйте противоречивость его взглядов. 3. Поясните соотношение чувств, разума и рассудка в душе человека по Николаю Кузанскому. 4. Насколько возможно познание истины с помощью разума по Николаю Кузанскому? 5. В чем Вы видите прогрессивное значение отказа от самопожертвования во взглядах Л. Баллы? Что тогда может стать побудителем альтруистических поступков? 6. В чем значение наслаждения во взглядах Л. Баллы? Сравните эту позицию со взглядами Эпикура. 7. Каково значение опытного познания во взглядах Л. да Винчи? Какие науки, по его мнению, могут называться настоящими науками? 8. Каково значение чувственного познания во взглядах Л. да Винчи? Сравните эту позицию со взглядами античных и средневековых философов.
|