Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Фома Аквинский





(1225-1274)

Самый видный и влия­тельный философ-схоластик западноевропейского средневе­ковья. После смерти ему был присвоен титул «ангельский доктор», а в 1323 г. решением папской курии Фома был причислен к лику святых римско-католической церкви. Родился в семье графа Ландольфа, видного итальянского феодала, близ местечка Аквино в Неаполитанском королевстве. Учился в монастыре бенедиктинцев, затем в Неаполитанском универси­тете. В 1244 г. вступил в орден доминиканцев. В следующем году отправился в Парижский университет, тогдашний центр католической мысли. Четыре года провел также в Кёльнском университете). По окончании Парижского университета преподавал там тео­логию и написал ряд теологических трудов и комментариев к Священному писанию. В 1259—1268 гг. Фома находился в Риме при папском дворе, где он закончил начатое еще в Па­риже сочинение «Сумма против язычников» (называемое также «Философской суммой»), трактовавшее философию Ари­стотеля в духе католического вероучения. Вернувшись в 1259 г. в Парижский университет, Фома вел здесь полемику против консервативных като­лических теологов, желавших по-прежнему придерживаться только принципов августинизма. Упорно работал над главным своим теолого-философским произведением «Сумма теологии», которое окончил в 1273 г. в Неаполе, в университете которого он преподавал с 1272 г. Ниже приводятся отрывки из произведения «Сумма теологии».

О мироздании и творце

Поскольку мир возник не случайным образом, но сотворен богом через посредство активного интеллекта, как то будет показано ниже, необходимо, чтобы в бо­жественном уме была форма, по подобию которой сотворен мир. А в этом и состоит понятие «идеи» … Бог есть первопричина всех вещей как их образец. …все природные порождения следуют определенным формам. …в божественной премуд­рости пребывают предначертания всех вещей, каковые мы называли идеями или образцовыми формами в уме бога. …

Каждая вещь, составленная из материи и формы, есть тело. Действительно, материя не может прини­мать различные формы иначе как в различных своих частях.

…познание самого субстанциаль­ного бытия свойственно лишь интеллекту бога и пре­вышает возможности какого бы то ни было сотворен­ного интеллекта, ибо никакое творение не есть свое собственное бытие, но участвует в бытии. Итак, сотво­ренный интеллект не может созерцать бога в его сущ­ности, кроме как в меру того, что бог по своей милости соединяется с сотворенным интеллектом, как предмет, открытый разуму.

 

О душе человека

При исследовании природы души необходимо иметь в виду: душой называют первичное начало жизни во всем живущем в нашем мире, так что мы именуем жи­вые существа одушевленными, а мертвые вещи — не­одушевленными. Жизнь же обнаруживается преиму­щественно в двух родах деятельности, т. е. в познании и в движении. В качестве первоначала этих явлений древние философы, не сумев пойти дальше представ­ления, полагали некоторое тело …однако никакое тело не мо­жет быть первичным началом жизни. … душа, которая есть первое начало жизни, есть не тело, но акт тела, подобно тому как тепло, которое есть начало разогревания, есть не тело, но некоторый акт тела.

В человеке чувственная, умопостигающая и вегетативная души совпадают. …в миро­вом распорядке вещей одушевленное совершеннее не­одушевленного, животные совершеннее растений, а люди — животных, и в пределах каждого из этих видов выделяются различные ступени. Подобным же об­разом умопостигающая душа виртуально содержит в себе все, чем обладают и чувственная душа животного, и вегетативная душа растения.

…есть некоторые отправления души, которые осуществляются без помо­щи телесных органов: таковы мышление и воление. И потому потенции, составляющие начала этих отправ­лений, имеют своим субстратом души. Однако есть и такие акты души, которые осуществляются через те­лесный орган, как-то: зрение — через глаз, а слух — черен ухо. И таким образом обстоит дело со всеми отправлениями чувственной и вегетативной частей души. И потому потенции, составляющие начала этих отправ­лений, имеют своим субстратом составленную из души и тела сущность, а не одну только душу.

Потенций, принадлежащих вегетативной душе, всего три. … Во-первых, это то действо­вание, через которое тело приобретает бытие: и та­ково назначение рождающей потенции. Далее, это то действование, через которое живое тело приобретает должный объем: и таково назначение силы роста. На­конец, это то действовать, через которое тело живу­щего сберегается и в своем бытии, и в своем должном объеме: и это есть сила питания.

…нет надобности допускать существование каких-либо внутренних способностей чувственной ча­сти души сверх следующих четырех: общее чувство, воображение, способность суждения, способность памяти.

 

О двух познавательных способностях души

Но душа имеет две возможности познания. Первая со­стоит в акте некоторого телесного органа; ей свойст­венно распространяться на вещи постольку, поскольку они даны в прошедшей индивидуацию материи; отсюда ощущение познает лишь, единичное. Вторая познава­тельная возможность души есть интеллект, который не есть акт какого-либо телесного органа. Отсюда через интеллект нам свойственно познавать сущности, кото­рые, правда, обретают бытие лишь в прошедшей индивидуацию материи, но познаются не постольку, по­скольку даны в материи, но поскольку абстрагированы от нее через интеллектуальное созерцание.

О чувственном познании

По закону своей природы человек приходит к умо­постигаемому через чувственное… Наше естественное познание берет свое начало от ощущения. Отсюда следует, что наше естественное познание может простираться до тех пределов, до ко­торых им руководит чувственное восприятие.

Чувственное восприятие не схватывает сущности вещей, но только их внешние акциденции. Равным об­разом и представление схватывает всего лишь подобия тел. Лишь один интеллект схватывает сущность вещей.

Ввиду того что чувственное ощущение есть некото­рое действование человека, хотя и несобственное, оче­видно, что человек есть не одна только душа, но нечто составленное из души и тела.

 

Об интеллектуальном познании

Истинное, как было сказано, всвоем исходном смысле находится в интеллекте. …интеллект, поскольку он познает, истинен в меру того, насколько он имеет подобие познанного предмета… И потому истина определяется как согласованность между ин­теллектом и вещью. … Интеллект … в состоянии познать свою согласованность с постигаемой вещью… И делает он ото, слагая и разделяя. Ибо во всяком суждении он либо прилагает к некоторой вещи, обозначенной через субъект, неко­торую форму, обозначенную через предикат, либо же отнимает у нее эту форму.

…умопостигаемый образ в нашем интеллекте есть подобие вещи в соответствии с родовым естеством, которое может быть усвоено бесчисленным множеством частных вещей. Так, наш интеллект через интеллекту­альный образ человека познает некоторым образом бесконечное множество людей, но не в тех различиях, которые они имеют между собой, а лишь к объединяю­щем их родовом естестве.

Начало интеллектуальной деятельности, которое мы именуем человеческой душой, есть некоторое бестелес­ное и самосущее начало. Ведь очевидно, что через по­средство интеллекта человек способен познавать приро­ды всех тел. …если бы интеллектуальное начало имело в себе природу некоего тела, оно оказалось бы неспособным познавать прочие тела. …Следовательно, невозможно, чтобы интеллектуальное начало было телом.

Равным образом невозможно и то, чтобы интеллек­туальная деятельность осуществлялась через телесный орган, ибо в таком случае определенная природа этого органа воспрепятствовала бы познанию всех тел…

Необходимо сказать, что интеллект, который есть начало, интеллектуального действования, есть форма человеческого тела.

Исходя из предварительных предпосылок необходи­мо признать, что интеллект есть некоторая потенция души, а не сама сущность последней. … только в боге интеллект есть его сущ­ность; во всех прочих умопостигающих существах ин­теллект есть некоторая потенция умопостигающего лица.

Текст печатается с сокращениями по: Антология мировой философии: В 4-х т. – Т.1. Философия древности и средневековья. – Ч.2. / Редактор-составитель В.В. Соколов. – М.: Мысль, 1969. – С. 824-862.

 







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 582. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия