Степень научной разработанности проблемы
Аристократизм как таковой, а также соответствующие ему идеалы и мышление, специальным предметом исследований выступают не часто, хотя тему рыцарской культуры, в целом, никак нельзя назвать неизученной. Мало исследований, последовательно представляющих совместное влияние языческого мировоззрения и христианских учений на формирование средневекового мышления (в том числе и аристократического); здесь необходимо с особенным уважением упомянуть труды А.Я. Гуревича, тщательно разработавшего эту тему[10]. Именно его работы затрагивают проблему поиска культурных универсалий, всесторонне описывая средневековое и, в частности, аристократическое мышление. Остальные исследователи изучают средневековый аристократизм только как исторический тип культуры, затрагивают лишь определенные темы, как то: рыцарство, роль женщины и семьи, власть и т.д. Необходимо упомянуть следующие работы, рассматривающие отдельные аспекты аристократизма: - Проблема соотношения идеальной социо-культурной модели с её реальным воплощением часто упоминается, но подробно практически не раскрывается. Последнему вопросу посвящена, в частности, диссертация А.Г. Смирнова «Культура европейского рыцарства: идеал и реальность»[11], а также материалы конференции «The Ideals and Practice of Medieval Knighthood», проходившей на протяжении нескольких лет в Колледже св. Марии в Стробери Хил по инициативе К. Харпер-Билла.[12] Тема средневекового мышления тщательно разрабатывалась французским классиком медиевистики Ж. Ле Гоффом. Вопросы аристократического мышления затрагиваются у У. Эко, Ю. Бессмертного. А.Б. Фергюссон и Й. Хейзинга, анализируя позднее Средневековье, описывают консерватизм аристократической идеологии, подтверждают значимость идей XI-XIII вв. - Английской аристократии и аристократизму XI-XIII вв. посвящены многие работы Д. Крауча[13], положения которых находятся ближе всего к предмету данного исследования. В своих книгах и статьях автор, в отличие от других, уделяет внимание сравнению отдельных моделей аристократического образа жизни. На выводы Д. Крауча частично опираются исследования П. Косса[14], также представляющие особую важность для данной работы. Их особенностью является сложный междисциплинарный подход, этимологический и культурологический разбор понятий и наименований, употреблявшихся для обозначения социального статуса. Английская аристократия на протяжении эпох рассматривается в работах М. Буша[15] (его книга «Noble Privilege» посвящена аристократической культуре на континенте[16]), П. Кларка[17], французская – в книгах и статьях К.В. Бушар.[18] В работе сестры Мэри-Пол Гетс «The Concept of Nobility in German Didactic Literature of the Thirteenth Century» представлен немецкий взгляд на идеалы благородства и подробный разбор наставлений Хюго фон Тримберта и Томасина фон Цеклера.[19] Исследованиям аристократии различных континентов и эпох, включая Средневековье, посвящены такие антологии как «Nobles and Nobility in Medieval Europe: Concepts, Origins, Transformations» (2000)[20], «The Medieval Nobility: Studies on the Ruling Classes of France and Germany from the Sixth to the Twelfth Century» (1978)[21] и др. Аристократии были посвящены: выпуск альманаха «Средние века» (№69), выпуск «Французского ежегодника» (2001 г.), сборник статей «Двор монарха в средневековой Европе», знакомящие с современными взглядами российских медиевистов. - Идеи, стоящие за понятием чести в немецкой средневековой художественной литературе, рассматриваются в исследовании Дж. Ф. Джонса «Honor in German Literature»[22], уделяющего пристальное внимание материальной составляющей представлений о достоинстве. У Е. Колера[23], Г. Коэна[24] проблема сословного идеала средневековой светской элиты также поднимается на материале куртуазного романа. Литературный подход к аристократизму и рыцарственности – один из самых популярных. Рассуждение об этом предмете на основе исторических свидетельств, хроник и дидактик встречается значительно реже. Честь как культурный феномен – тема работ В.Г. Киернана[25], Б. О’Нила[26]. В понимании Ф.Х. Стюарта[27] честь – неотъемлемая часть менталитета многих народов, понимающих ее сходным образом. - Данное исследование касается вопроса власти в Средние века, интерес к этой теме остается высоким и в нашей стране, и за рубежом. Королевской власти рассматриваемой эпохи в целом посвящены исследования Р. Абелса[28], Д. Бартелеми[29], Дж. Гиллингама[30], П.П. Шкаренкова[31], А.И. Сидорова[32], И.Ю. Николаевой[33], сборники, изданные под редакцией Н.А. Хачатурян[34]. Нужно особо упомянуть разработки А.Г. Глебова[35] и С.В. Санникова[36] об образах власти в хрониках и других произведениях раннего Средневековья, в которых подробно разбираются требования к личным качествам правителя. Отличительной чертой современных исследований на данную тему является методологическое и тематическое разнообразие, в то время как методы изучения и описания рыцарства более однообразны. - Работы Ж. Флори, Ф. Кардини, Ф. Контамина, излагающие предысторию и идейные основания идеологии рыцарства, по сей день пользуются большой популярностью. Ж. Флори уделяет основное внимание развитию этики miles и влиянию христианской ученой мысли на этот процесс. Ф. Кардини весьма тонко проводит параллели между христианскими идеалами и «языческим прошлым» Европы. Рыцарство привлекало к себе много внимания на протяжении нескольких веков, эта тема гораздо шире, чем тема средневекового аристократизма. Как правило, исследователи рыцарства рассматривают его как совокупность, не выделяя в его рамках отдельных идейных направлений и даже отдельных сословных прослоек. На протяжении XVIII-XIX вв. рыцарство считалось то варварством, то рафинированной поэтической культурой. Большую часть ХIХ в. в медиевистике преобладал описательный стиль, причем рыцарство воспринималось романтизировано, через призму средневековой поэзии (П. Лакруа, Ж.Ж. Руа, Л. Готье). Другая крайность представлена советской медиевистикой (Е.А. Косминский, С.Г. Лозинский, С.Д. Сказкин, Н.Ф. Колесницкий, и др.), рассматривавшей его главным образом в социально-экономическом и политическом аспектах, давая его деятельности, в целом, негативную оценку. Для данного исследования более актуально направление, данное «Школой Анналов» и ее последователями. Методы и подходы «Школы Анналов» призывают ученого и читателя пристальнее всмотреться в жизнь средневекового человека, постараться открыть его внутренний мир. Необходимо отметить исследования М. Блока, Л. Февра, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа, Ж. Брюнель-Лобришона, Э.Э. Виолле-де-Дюка, К. Дюамедь-Амадо, А. Люшера, М. Дефурно, Э. Поньона и др. Рыцарству посвящены работы П.М. Бицилли, О.А. Добиаш-Рождественской, Л.П. Карсавина, А.П. Батурлина, А.Л. Ястребицкой и других отечественных ученых. Важное место среди исследований рыцарской культуры и Крестовых походов в российской медиевистике занимают работы С.И. Лучицкой[37]. Рыцарская тема постоянно освещалась в сборниках «Одиссей: Человек в истории», а выпуск за 2004 г. был целиком посвящен ей. Мировосприятие рыцарства является одной из постоянных тем ежегодника «Казус» и альманаха «Средние века». Из диссертационных исследований отметим культурологический анализ рыцарства с политико-правовой точки зрения А.С. Карповского[38] и работу И.И. Басова[39] о рыцарстве XII-XV вв. в культурно-историческом контексте. - Весьма интересны лингвистические исследования аристократических идеалов, среди них можно ометить работы Дж. Кроссланд[40], Р. Адлингтона[41]. - Теория элит рассматривается и в исследованиях Г.К. Ашина и П.Л. Карабушенко, философия аристократизма – у К. Доусона, М. Шелера, Н. Бердяева, В. Петухова, Дж. Повиса[42], в диссертациях Д.А. Будюкина[43] и М.В. Нуралина[44]. Данные работы могут рассматриваться как общетеоретическая база исследования вопросов аристократизма. Работа К. де Оливера описывает роль и значение аристократии в контексте учения Папы Пия XII[45], т.е. религиозный смысл элитарности. Научная новизна работы заключается в избранной теме, поскольку исследования, посвященные аристократизму определенной эпохи, – редкость. Работы о человеке Средних веков, о средневековом рыцарстве затрагивают эту тему, как один из частных моментов. Больше всего внимания уделяется рыцарству, его культура не отделяется от культуры куртуазной, редко проводится различение между рыцарями различных статусов и аристократами. Такие темы, как аристократическая святость и социокультурная концепция «preudomme», свидетельство языка о средневековом обществе и культуре также затрагиваются в единичных работах. Ценность исследования заключается в особом внимании к богословскому измерению проблемы, а также в попытке преодолеть стереотипные научные мнения о роли Церкви и веры в мышлении средневекового человека. Целостный образ аристократического мира выстраивается нами в опоре на многочисленные работы, посвященные отдельным аспектам средневековой культуры. Теоретическая и методологическая основа исследования Методологическая база исследования включает общенаучные методы, главным из которых следует назвать метод культурологического синтеза. - В исследовании применяется синтетический междисциплинарный подход в традиции К. Доусона, а именно: закономерности эпохи рассматриваются через совокупность ее сторон – религиозной, социальной, культурной, психологической.[46] В рамках одного исследования применяются как максимально расширительные трактовки свидетельств истории в поиске универсальных категорий, которые могли бы характеризовать аристократизм, так и детальный подход в представлении отдельных сторон и элементов различных социальных ролей в рамках аристократического мышления Средних веков. - Затрагивание вопросв онтологического и анторопологического характера предполагает обращение к философии и богословию. Данные вопросы, а также особенности христианского вероучения освещаются в традициях томизма и неотомизма. - Исследование понятий и терминов требует привлечения методов лингвистического и филологического научного анализа, обращения к этимологии. - Социокультурный историко-генетический метод используется при изучении генезиса аристократической культуры. Избирая данный метод, мы предполагаем, что конкретные формы аристократизма времен расцвета Средневековья не возникли сами себе, а выросли на почве предшествующих им родственных форм, были вдохновлены идеалами предшествующих эпох и культур, и в своей конкретности они обусловлены социальными причинами и необходимостью. - Системный метод позволяет выявить аристократическую культуру и аристократическое мышление как целостную систему, из которой не может быть исключен ни один ее элемент. Принадлежность к власти, военной «профессии», ценность рода, этикет, эстетические притязания и т.д. – все это действительно является частью целостной системы ценностей, мировоззрения, поведения. Познание мышления невозможно, если всем этим элементам не уделяется внимания или не указывается их тесная взаимосвязь. - Типологический метод необходим, поскольку при внимательном рассмотрении мир аристократических идеалов Средних веков оказывается неоднородным. Как отдельно взятый психологический тип предстает во множестве воплощений, обусловленных конкретной средой, физиологией и т.д., так и данный социокультурный тип включает в себя различные разновидности. Можно говорить о целом комплексе ролей в рамках аристократического идеала, опираясь в типологизации на категории и понятия аристократического мышления. - Герменевтический метод интерпретации культуры позволяет раскрыть смыслы, наполняющие аристократическую культуру, и определить, что это знание дает нам сейчас, в современную эпоху. Аристократизм предстает культурной универсалией, рассматривается возможность практического приложения знания о специфическом мышлении Средних веков. Герменевтический метод предполагает, что исследователь и исследуемое находятся в живом диалоге. В работе не только анализируются памятники, но и предпринимается попытка открыть и понять реальную жизнь живых людей, погрузиться в их мир и увидеть его изнутри. Теоретическая значимость исследования состоит в детальном описании аристократизма как целостной системы идей и ценностей, подробном рассмотрении не только вопросов, связанных с войной, семьей, двором, правом, традиционно затрагиваемых исследователями в связи с аристократией, но также с пониманием личности, свободы, достоинства, святости. Предпринята попытка открыть глубинные корни аристократического мышления, определить его социальную значимость. Работа может использоваться как концептуальная база для исследований по истории и философии культуры, истории Средних веков.
|