Ценность семьи и рода в аристократическом мышлении 10 страница
[248] Правда Инэ. См.: Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. Государство древних франков, Англо-Саксонское государство, Англия, Германия, Испания, Италия, Франция, Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Югославия / Ред. В. М. Корецкий. – М.: Гос. изд-во юрид. литературы, 1961. – С. 65. [249] Глебов А.Г. Становление феодального землевладения и класса феодалов в раннесредневековой Англии (вторая половина IX – начало XI века) // Вестник Воронежского университета. Серия: История. Политология. Социология. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2010. – № 1. – С.6. [250] Бирн Ф.Дж. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с англ. С.В. Иванова. – СПб.: Евразия, 2006. – С. 58. [251] Wood D. Medieval Economic Thought. – Cambridge: Cambridge University Press, 2002. – P. 37. [252] Литовских Е.В. Исландец между враждующими родами (на материале «Саги о Ньяле») // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. Вып. 64. – М.: Наука, 2003. – С.211. [253]. Г.К. Ашин указывает: «По Веберу, бюрократическая элита пришла на смену аристократической. Власть волюнтаристская, основанная на прихоти, чувствах, предубеждениях ее носителей и потому власть непредсказуемая сменяется правлением экспертов, принимающих оптимальные решения, действия которых предсказуемы, сменяются властью, основанной на бесстрастных формальных правилах и процедурах, подкреплены жесткой дисциплиной, иными словами, иррациональная администрация сменяется рациональной. Власть смещается от личной к имперсональной». Цит по.: Ашин Г.К. Элитология. // Кафедра философии МГИМО(У): [Электронный ресурс]. URL: http://www.sociognosis.narod.ru/docs/course_elitology.htm (дата обращения: 28.10.2011). [254] «Песнь о Риге» (Rígsþula) отсутствует в основной рукописи «Старшей Эдды». См.: Песнь о Риге. Перевод. [Электронный ресурс]. URL: http://norse.ulver.com/edda/rigstula.html (дата обращения: 28.10.2011). [255] См. подробнее: Флори Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с фр. М. Ю. Некрасова. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 90–113. [256] См.: Флори. Идеология меча. С. 120–121. [257] Деление общества у Хинкмара Реймсского см.: Флори. Идеология меча. С. 113–124. [258] Августин Блаженный. О Граде Божием. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – С. 41. [259] Флори. Идеология меча. С. 225. [260] Флори. Идеология меча. С. 221. [261] Флори Идеология меча. С. 255–256. [262] Флори. Идеология меча. С. 301–303. [263] Флори. Идеология меча. С. 303–304. [264] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – С. 278. [265] Кардини. Истоки средневекового рыцарства. С. 354–355. [266] Например, у танктеров, аламанов. См.: Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – С. 81–85. [267] Кардини. Истоки средневекового рыцарства. С. 63. [268] Кретьен де Труа. Персеваль / Пер. с фр. – М.: Эксмо, 2006. – 432 с. [269] См.: Горелов М.М. Датское и нормандское завоевание Англии в XI в.: итоги и последствия // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. Вып. 64. – М.: Наука, 2003. – С. 222. [270] Лучицкая С.И. Рыцарство – уникальный феномен западноевропейского средневековья // Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 2004. – № 1. – С.12. [271] Fulgence de Ruspe. Epistola VII, Ad Reginum comitem. P. L. 67, col. 934 // Цит. по: Флори Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с фр. М. Ю. Некрасова. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 76. [272] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – С. 230. [273] «Немного погодя король повел войско против норманнов, захвативших побережье Бретани. И во время осады их лагеря Вурфанд в беседе со своими сподвижниками (inter socios) заявил, что хотел бы доказать, что не уступает в храбрости норманнам. И что после ухода королевского войска он готов продержаться здесь еще три дня только со своими людьми. Слова эти донесли норманнскому конунгу. Вскоре был заключен мир, король собирался обратно, но вождь норманнов потребовал, чтобы Вурфанд сделал то, что обещал. Тот с готовностью согласился и попросил разрешения у короля. Получив отказ, он заявил, что сделает это даже в том случае, если ему придется нарушить верность. Король уступил, и Вурфанд простоял под стенами норманнской крепости целых пять дней, после чего овеянный славой вернулся домой». Сидоров А.И. Каролингская аристократия глазами современников // Французский ежегодник 2001. Антология. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – С.39–40. [274] Санников С. В. Образы королевской власти эпохи Великого переселения народов в раннесредневековой западноевропейской историографии: монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. – С. 38. [275] Саги об уладах / Пер. с ирланд., сост. Т. Михайлова. – М.: Аграф, 2004. – 640 с. [276] Бикхан Г. Кельты: история и культура / Пер. с нем. Н. Чехонадской. – М.: Аграф, 2007. – С. 29-30. [277] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – С. 36, 127. [278] Хроника Фредегара. II. 57 // Цит по.: Хроники длинноволосых королей / Пер. с лат., статьи и сост. Н. Горелова. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – С. 164. [279] Кардини. Истоки средневекового рыцарства. С. 143. [280] Гуревич А.Я. Человеческое достоинство и социальная структура. Опыт прочтения двух исландских саг // Одиссей. Человек в истории – 1997 / Отв. ред. А.Я. Гуревич. – М. Наука, 1998. – С. 5–30. [281] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. С. 253. [282] См.: Кагарлицкий Ю.В. Мужество как историко-семантическая и историко-культурная проблема // Именослов: История языка, история культуры: Труды Центра славяно-германских исследований / Отв. ред. Ф.Б. Успенский. – СПб.: Алетейя, 2010. – С. 204–225. [283] Речи Высокого. 64 // Старшая Эдда / Перевод А. И. Корсуна., ред., вступит. статья и комм. M. И. Стеблин-Каменского – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. – 259 с. [284] Цит. по: Кардини. Истоки средневекового рыцарства. С. 147. [285] Доусон К.Г. Боги революции / Пер. с англ. – СПб.: Алетейя, 2002. – С. 16. [286] Aurelius Augustinus. Ep. clxxxix; ad Bonifac // Цит. по: Tomas Aquinas. Summa Theologiae II IIae q. 188 art. 3. [Пер. – П.Парфентьев]. [287] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – С. 241–245. [288] Исидор. Etym. xviii, 1 // Цит. по: Tomas Aquinas. Summa Theologiae II IIae q. 188 art. 3. [Пер. – П.Парфентьев]. [289] Катехизис Католической Церкви. – Изд. 4-е. — М.: КЦ «Духовная библиотека», 2001. – § 2261. [290] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – C. 241–242. [291] Таков и земной брак, хотя его нельзя поставить в один ряд с перечисленными явлениями, поскольку брак освящен как Таинство, т.е. это реальность, являющаяся одним из знаков Царства Небесного на земле. См.: Катехизис Католической Церкви. – Изд. 4-е. — М.: КЦ «Духовная библиотека», 2001. – §1612–1617. [292] См.: Бирн Ф.Дж. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с англ. С.В. Иванова. – СПб.: Евразия, 2006. – С. 41. [293] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – С. 207. [294] Кардини. Истоки средневекового рыцарства. С. 188. [295] «Считалось, что люди не могут быть совершенными, не могут даже на это надеяться, поэтому без допущения нечестивости недостижимо и подлинное проявление благочестия». // Цит.по.: Иллюстрированная история мирового театра/ Под ред. Джона Рассела Брауна. Перевод с англ. - М.: БММ АО, 1999. – С. 87:. [296] Кардини. Истоки средневекового рыцарства. С. 188–190. [297] Парафраз японского понятия «бусидо» – «путь удерживающего оружие-копье». [298] Battaglia O.F. de. The Nobility in the European Middle Ages // Comparative Studies in Society and History / Society for Comparative Study of Society and History. – Cambridge: Cambridge University Press, 1962. – Vol. 5. – No. 1 (Oct., 1962). – P. 62; Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В.П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – С. 340. [299] «Древнекитайский словарь Шу Вэнь дает следующее пояснение: «Бу заключается в способности подчинить себе оружие и, следовательно, остановить копье». Цит. по: Кодекс бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве / Пер. А. Боченкова, В. Горбатько; предисл. и глоссарий Т. Улищенко. – М.: Эксмо, 2006. – С. 8. [300] Литовских Е.В. Исландец между враждующими родами (на материале «Саги о Ньяле») // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. Вып. 64. – М.: Наука, 2003. – С. 212. [301] Здесь уместно сделать отсылку к римскому нобилитету, чье преимущество перед плебеями заключалось также в их сплоченности. «Уже первые опыты борьбы за улучшение своего положения должны были показать плебеям, что для лучшего успеха им прежде всего необходимо организовать самих себя. Поставленный лицом к лицу с плотно спаянной своей родовой организацией массой патрициата, а сам состоящий из разрозненного множества отдельных семейств, плебс приходит к сознанию, что первым условием успешной борьбы является сплочение его самого в какую-либо цельную сословную организацию. Так возникает организационное течение в нашей борьбе». Покровский И. А. История римского права. – М.: Статут, 2004. – С. 85–86. [302] Лучицкая С.И. Рыцарство – уникальный феномен западноевропейского средневековья // Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 2004. – № 1. – С. 17. [303] Литовских Е.В. Исландец между враждующими родами (на материале «Саги о Ньяле») // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. Вып. 64. – М.: Наука, 2003. – С. 207–219. [304] Ирландский поэт VIII в. описывает установления династии Уи Нейлов для знатных семей: «Уи Нейллы и Айргиалла равны по благородству рода, кроме потомков королей, много лет хранящих Правду. Аэд Аллан, Аэд, сын Айнмере, которому мы храним верность, Аэд Слане из сида, скажем мы, самые благородные. Потомки Коналла Хремтайнне — прекрасное потомство — потомки Колмана Младшего, потомки Колмана Старшего, сына Диармайта. Пять семей, если только не пристанет к ним прискорбное поношение, имеют право на развлечение, имеют право вставать перед ними. Они имеют право требовать со всякого, кто подчиняется им, они имеют право свидетельствовать, ибо они высочайшие из свидетелей... От короля Уи Нейллов причитается прочное утверждение прав силой и властью, когда к нему обращаются (с жалобой) на всякое зло. От него причитаются суждения в пользу Правды и умиротворение жалобщиков, зерно и молоко и лесные плоды и лосось. От Айргиаллы по условиям их клиентства причитается военная служба сроком три раза по две недели раз в каждые три года... Военная служба не лежит на них в славное процветающее весеннее время. И осенью, когда собирают урожай. Треть всей добычи для них, что завоевана их оружием, где бы ни настигла их тяжелая рана или беда». Цит. по: Бирн Ф.Дж. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с англ. С.В. Иванова. – СПб.: Евразия, 2006. – С. 141. [305] Сага об Олаве сыне Трюггви // Снорри Стурлусон. Круг Земной / Пер.; изд. подг. А.Я. Гуревичем, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкой, М.И. Стеблин-Каменским; отв. ред. М.И. Стеблин-Каменский. — М.: Наука, 1980. – С. 136. [306] Сидоров А.И. Каролингская аристократия глазами современников // Французский ежегодник 2001. Антология. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – С. 44. [307] См.: Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – С. 104–148. О расширительном значении терминов, обозначающих родство уже в ранних обществах см.: Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1975. – С. 167–173: «Индоевропейские термины родства не однородны по составу, выделяется, в частности, группа из пяти слов: *pater отец, *mater мать, *bhrater брат, *dhughater дочь, *y(e)nater зять. Все они содержат древнейший суффикс -ter и, следовательно, первоначально обозначали не родство в современном смысле слова, а социальную функцию. Корень *dheugh-//*dhugh- в слове со значением “дочь” означает “контакт, встреча, сбор”. Отсюда делается вывод, что первоначальное индоевропейское значение термина “дочь” – “собирательница плодов, кореньев”. Позже из него развилось значение “собирательница молока”, “доящая”, но только в некоторых (а именно индоиранских) языках. <…> Слово фратрия уже в древних Афинах приобрело терминологическое значение: свободное начеление Афин делилось на филы, филы – на фратрии, а фратрии – на роды. Фратрия происходит от фратер, брат. Однако в древнегреческом это слово значило не “брат” в нашем смысле слова, а “член родового объединения”, оно почти никогда не употреблялось в единственном числе. Когда потребовалось обозначить именно кровное родство, брата в узком смысле, было использовано слово “...аделфос” (на греч) букв. “единоутробный” от “*делфос, делфус” “матка”. Оседтинское “эрвад” от того же индоевропейского корня, что и греч. фратер, означает еще и в современном языке “член всего рода”. Для обозначения родного брата в осетинском, подобно тому как это было сделано в древнегреческом, было создано новое “эвисмэр”». [308] Сидоров А. И. Организация власти во Франкском королевстве // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. Вып. 64. – М.: Наука, 2003. – С. 7. [309] Сидоров. Организация власти. С. 8. [310] Лучицкая С.И. Рыцарство – уникальный феномен западноевропейского средневековья // Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 2004. – № 1. – С. 16–17. [311] Сага о Гисли // Исландские саги. Ирландский эпос. – М.: Художественная литература, 1973. – С. 23–80. [312] И напротив, женщины вызывают опасение из-за того, какую силу могут иметь их слова и из-за традиционной для германцев связи женщин с колдовством. [313] «Согласно мунстерскому хронисту, Федлимид разорил земли от Бирра до Тары и, кроме того, захватил в плен супругу Ниалла Гормлайт, дочь Доннхада, вместе с женщинами ее свиты. Это преднамеренное оскорбление, нанесенное верховному королю (в записи о смерти Гормлайт в 861 году она называется «прекраснейшей королевой ирландцев»), имело символическое значение, которое не могли не оценить современники». Бирн Ф.Дж. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с англ. С.В. Иванова. – СПб.: Евразия, 2006. – С.257. [314] Буланакова М. Ментальные стереотипы и образ знатной женщины в период утверждения церковного брака в средневековой Франции // Вестник Ярославского пед. ун-та. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. – № 2. – С. 5–11. [315] См.: Тогоева О.И. Жанна Д’Арк, Афина Паллада и Дева Мария: девственница на защите города // Именослов: История языка, история культуры: Труды Центра славяно-германских исследований / Отв. ред. Ф.Б. Успенский. – СПб.: Алетейя, 2010. – С. 110–139. [316] См.: Parsons J.C. Mothers, Daughters, Marriage, Power: Some Plantagenet Evidence, 1150-1500 // Medieval Queenship / Ed. by J.C. Parsons. – Gloucestershire: Sutton Publishing, 1994. – P. 63–78. [317] Климент Александрийский. Строматы п. 118–127. См.: Климент Александрийский. Строматы. В 3 т. / Подг. текста, пер., пред. и комм. Е. В. Афонасина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. [318] Учение св. Иоанна Златоуста о христианском браке и об обязанностях мужа и жены. – Калининград: Янтар. сказ, 2001. – 173 с. [319] См.: Григорий Нисский. Об устроении человека / Пер., послесл. и примеч. В. М. Лурье, под ред. А. Л. Верлинского. – СПб.: Axioma, 1995. – 176 с. [320] Григорий Богослов. Слово 37, 6, 4–7, 20.: «Мужчины были законодателями, потому и законодательство против женщин, потому и детей отдали во власть отцов, а слабый пол оставлен в пренебрежении. <...> Один Творец у мужчины и женщины, одна персть – оба они, один образ; один для них закон, одна у них смерть, одно воскресение. <…> И будут, говорит, двое одна плоть, а одна плоть пусть обладает одинаковым достоинством. Павел же и примером законополагает целомудрие. Как и каким образом? Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Хорошо жене почитать Христа в лице мужа, хорошо и мужу не бесчестить Церковь в лице жены». // Цит. по: Игум. Илларион (Алфеев). Жизнь и учение святителя Григория Богослова. – 3-е издание исп. и доп. – М.: Сретенский монастырь, 2007. – 592 с. [321] Наставления Людовика Святого дочери и сыну // Цит. по: 76. Гарро А. Людовик Святой и его королевство / Пер с фр. Г. Ф. Цыбулько. — СПб.: Евразия, 2002. – 256 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/garro/04.php (дата обращения: 29.10.2011). [322] Tomas Aquinas. Summa Theologiae. III, 31; 67. [323] Во времена позднего Средневековья ложные «христианские» доказательства недостойности женского пола опровергала Кристина Пизанская в своей книге «О граде женском». Утверждая, что образ Бога запечатлен прежде всего в душе, а не в теле, Кристина пишет: «Бог сотворил совершенно одинаковые, равно благие и благородные души для мужского и женского тела». См.: Бессмертный Ю. Брак, семья и любовь в средневековой Франции // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV— XV веков / Пер. Ю.Л. Бессмертного. – М.: Наука, 1991. – С. 306–307. [324] Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Пер. с фр.; общ. ред. С.К. Цатуровой. — М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. – С. 181. [325] Godfrey J. The Church in Anglo-Saxon England. – Cambridge: Cambridge University Press, 1962. – P. 338. [326] Мастерство в ремеслах и военном искусстве. [327] Горелов М.М. Датское и нормандское завоевание Англии в XI в.: итоги и последствия // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. Вып. 64. – М.: Наука, 2003. – С. 244. [328] Будюкин Д. А. Роль аристократии в становлении традиции свободы. Дис.... канд. филос. наук: 09.00.11. – Липецк, 2003. – С. 17. [329] В сравнение можно привести отношение аристократов к своим привилегиям на пороге Великой Французской революции: «В отличие от людей третьего сословия, представлявших себе сеньериальный режим как нечто целое, дворяне, как показал тематический контент-анализ их наказов, четко разделяли его символический и материальный аспекты. В дворянском дискурсе разграничивались два разных сеньериальных режима (в одном случае ключевым понятием является честь, в другом – доход) и почетные прерогативы сословия отделялись от материальных интересов. При этом дворяне, как уже отмечалось, открыто отстаивали свои почетные права; что же касается сеньериальных прав, приносивших доход, то о них составители наказов либо умалчивали, либо изъявляли готовность пойти на уступки, либо защищали их, объявляя почетными.». // Пименова Л.А. Почему французские крестьяне и законодатели решили уничтожить феодальный порядок? – рец. на кн.: Ж. Маркофф. Отмена феодализма: крестьяне, сеньеры и законодатели во Французской революции. Изд-во ун-та штата Пенсильвания, 1996 // Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А.Я. Гуревич.– М.: Наука, 2002. – № 1. – С. 396–397. [330] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – Л.: Наука, Лен. отд., 1972. – С. 164–166. [331] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – С. 209. [332] Battaglia O.F. de. The Nobility in the European Middle Ages // Comparative Studies in Society and History / Society for Comparative Study of Society and History. – Cambridge: Cambridge University Press, 1962. – Vol. 5. – No. 1 (Oct., 1962). – P. 65. [333] См.: Селунская Н.А. «Сеньория, община и вассалитет простолюдинов» или «презумпция невиновности Рейнольдс» // Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 2006. – № 1. – С. 114–133. [334] См.: Герро А. Фьеф, феодальность, феодализм. Социальный заказ и историческое мышление // Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 2006. – № 1. – С. 77–114 (и другие статьи выпуска журнала «Одиссей. Человек в истории» 2006 года); Гуревич А.Я. «Феодальное Средневековье»: что это такое? Размышления медиевиста на грани веков // Одиссей. Человек в истории. 2002. С. 261–294. [335] «Столь мучительно сложный и долгий путь должна была пройти феодальная собственность на землю, для того чтобы стать товаром и подчиниться законам товарного производства, противоречившим самой ее сущности в феодальном обществе земля – не “мертвая материя”, господствующая над людьми, – люди как бы срослись нею. Феодал состоит со своим наследственным феодом “почетном брачном союзе”. Он видит в нем отнюдь не источник богатства и тем более не объект торговых операций сеньора связывает с землей и с возделывающими ее зависимыми людьми не обнаженный материальный интерес, сложный комплекс отношений эксплуатации, политической власти, подданства, традиций, привычек, эмоций, покровительства и почитания (Маркс отмечает “эмоциональную сторону” позиции феодального землевладельца по отношению к крестьянам)». Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.– Л.: Наука, Лен. отд., 1972. – С. 235. [336] Бирн Ф.Дж. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с англ. С.В. Иванова. – СПб.: Евразия, 2006. – С. 25. [337] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – С. 197. [338] См.: Chisholm H. Baron. // Encyclopædia Britannica. – 11th ed. – Chicago: Encyclopædia Britannica, Inc. – 1910–1911. – Ed. 1911. [339] См.: Oxford English Dictionary (OED). – Oxford: Oxford University Press, 2003. – Third edition. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oed.com/ (дата обращения: 20.10.2011). [340] Coss P.R. The Lady in Medieval England, 1000–1500. – Thrupp; Stroud; Gloucestershire: Sutton Publishing Limited, 1998. – P. 6. [341] Яркий пример дает трактовка Жаном де Жуанвилем одной из битв: «Зато я назову Ги Мовуазена. Он прибыл из Мансуры с почетом. И тот путь, который мы с коннетаблем прошли вниз по течению реки, он проделал вверх. И турки с той же силой, с какой они бросились на графа Бретонского и его отряд, обрушились и на монсеньора Ги Мовуазена и его отряд; и он со своими людьми снискал великую честь в этот день. И это неудивительно, что он и его люди столь хорошо проявили себя тогда; ибо те, кто хорошо знал его приготовления, сказали мне, что весь его отряд без исключения состоял из рыцарей его рода и рыцарей, бывших его тесными вассалами [homes lige]». Цит. по: Жуанвиль Ж. де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика / Пер. со старофранц. Г.Ф. Цыбулько, под ред. А.Ю. Карачинского, науч. ред. перевода Ю.П. Малинин. – СПб.: Евразия, 2007. – § 247. [342] Древнеирл. «знатный». См.: Бирн Ф.Дж. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с англ. С.В. Иванова. – СПб.: Евразия, 2006. – C. 202. [343] См.: Loyn H. R. The Term Ealdorman in the Translations Prepared at the Time of King Alfred // English Historical Review. № 68. – Oxford: Oxford University Press, 1953. – P. 513–525. [344] Coss P.R. The Lady in Medieval England, 1000–1500. – Stroud, Gloucestershire, UK: Allan Sutton Publishing, 1998. – P. 13. [345] См.: Mendola L. Italian Titles of Nobility. Introduction // Nobiliary and Aristocratic History. – 1997. [Электронный ресурс]. URL: http://www.regalis.com/reg/titles.htm (дата обращения: 29.10.2011). [346] Crouch D. The Birth of Nobility. Constracting Aristocracy in England and France 900-1300. – Harlow, UK: Pearson, Longman, 2005. – P. 234. [347] Подробнее см.: Crouch. The Birth of Nobility. P. 232–252. [348] См.: Золотарев А.Ю. Жюри присяжных, судьи и судебный вердикт в раннесредневековой Англии: некоторые проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. – № 2. – С. 88. У Ратрамна: «…И никогда не бывало такого, чтобы закон вводили и следовали ему, не обладая понятием о нравственности» Письмо Ратрамна епископу Ритберту // Цит. по: Рыбаков В. В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии / Ин-т всеобщей истории РАН, Центр истории западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени. – М.: Языки славянских культур, 2008. – С. 238. [349] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.– Л.: Наука, Лен. отд., 1972. – С. 150. [350] Crouch D. The Birth of Nobility. Constracting Aristocracy in England and France 900-1300. – Harlow, UK: Pearson, Longman, 2005. – P. 233. [351] Сидоров А.И. Каролингская аристократия глазами современников // Французский ежегодник 2001. Антология. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – С. 45. [352] Гуревич А.Я. «Время вывихнулось»: поругание умершего правителя // Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 2003. – № 1. – С. 224. [353] Флори Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с фр. М. Ю. Некрасова. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 281. [354] См.: Людовик IX Французский. Собственноручное письмо о походе в Египет // История Средних веков / Cост. М. М. Стасюлевич. – СПб.: Полигон; М.: АСТ, 2001. – Т. 3 – С. 689–695. [355] Лучицкая С.И. Рыцарство – уникальный феномен западноевропейского средневековья // Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 2004. – № 1. – С. 10–11. [356] Лучицкая. Рыцарство. С. 16. [357] Лучицкая. Рыцарство. С. 16–17. [358] Мухаметсалимов П.Р. Англосаксонская дружина в IX-X веках // Вестник Воронежского университета. Серия: История. Политология. Социология. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2010 г. – № 2. – С. 137. [359] Coss P.R. The Lady in Medieval England, 1000–1500. – Stroud, Gloucestershire, UK: Allan Sutton Publishing, 1998. – P. 12. [360] «The excellence of great men has one laudable feature which perhaps more than any other recommends it; it inspires the affection even of those who are far off, so that men of lower degree adopt as their own the virtues of those above them, reverencing the footsteps of qualities (exempla) they cannot hope to follow». Gesta regum Anglorum, ed. by R.A.B. Mynors, R.M. Thompson and M. Winterbottom // Цит. по: Crouch D. The Birth of Nobility. Constracting Aristocracy in England and France 900-1300. – Harlow, UK: Pearson, Longman, 2005. – P. 235. [Пер.Б. Шапиро. – О.К.]. [361] Crosland J. Prou, Preux, Preux hom, Preud’ome // French Studies. – Oxford: Oxford University Press, 1947. – № 1(2). – P. 149. [362] См.: Vie de saint Alexis, 3 MS.; перевод Библии ‘Itala’ – I Cor. 15. 32; 1 Cor. 14. 6; Heb. 13.17 etc. // Crosland J. Prou, Preux, Preux hom, Preud’ome. P. 149–156. [363] Crouch D. The Birth of Nobility. Constracting Aristocracy in England and France 900-1300. – Harlow, UK: Pearson, Longman, 2005. – P. 31. [364] Данный термин используется в рамках концепции габитуса П. Бурдьё. См.: Бурдьё П. Начала: Сборник / Пер. с фр. Н.А. Шматко. – М.: Socio-Logos, 1994. – 288 с. [365] Andreas Capellanus. On love / Ed. with an English transl. by P.G. Walsh. – London: Duckworth, 1982. – Р.76–78. [Пер. – О.К.]. [366] Crouch. The Birth of Nobility. Р. 33–37. [367] Duby G. France in the Middle Ages, 987–1460 / Translated by Juliet Vale. – Paris: Basil Blackwell Ltd., 1987. – Р. 180. [Пер. – О.К.]. [368] Aldington R. French Studies and Reviews. – London: Allen & Unwin, 1926. – P. 60–62. [369] Gormond et Isembart. См: Crosland J. Prou, Preux, Preux hom, Preud’ome // French Studies. – Oxford: Oxford University Press, 1947. – № 1(2). – P. 150.
|