Ценность семьи и рода в аристократическом мышлении 9 страница
[125] Это представление о свободе и деянии можно сравнить с рвением художника, стремящегося превзойти себя и достигающего таким образом вершин мастерства. [126] «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Сотворение по образу и подобию Божию по значимости для судьбы человека вполне можно сравнить с представлениями о священном происхождении от богов в язычестве. [127] Катехизис Католической Церкви. – Изд. 4-е. — М.: КЦ «Духовная библиотека», 2001. – § 357: «Сотворенный по образу Божию, человек обладает достоинством личности: он не только нечто, но и некто. Он способен познать себя, владеть собою, свободно дарить себя и вступать в общение с другими личностями, и по благодати он призван к союзу со своим Творцом, призван отвечать ему верой и любовью, которые никто другой не может дать вместо него. Бог все сотворил для человека, но человек сотворен, чтобы служить Богу, и любить Его, и приносить Ему в дар все сотворенное». [128] Слова латинского гимна «Exultet» («Провозглашение Пасхи»): «О, счастливая вина, заслужившая столь славного Искупителя. О, воистину необходимый грех Адама, который изглажен смертью Христа». См.: The Catholic Encyclopedia. – New York: Robert Appleton Company, 1905-1917. [Электронный ресурс]. URL: http://www.newadvent.org/cathen/05730b.htm ed. by K. Knight. (дата обращения: 27.10.2011). [129] «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). [130] Католическая энциклопедия. – М: Издательство францисканцев, 2002–2007. – Т. – С. 1724–1727; Гуревич А. Личность, призвание, богатство и спасение в проповеди Бертольда Регенсбургского // А.Я. Гуревич. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.– М.: Искусство, 1990. – С. 178–264. [131] «Свобода есть укорененная в разуме и воле способность действовать или бездействовать, делать то или иное, и совершать, таким образом, сознательные поступки по собственной инициативе. В силу свободы выбора каждый располагает собой. Свобода является в человеке силой роста и созревания в истине и добре. Свобода достигает совершенства, когда она подчинена Богу, нашему блаженству. Пока свобода еще не укоренена окончательно в своем конечном благе, которое есть Бог, она предполагает возможность выбора между добром и злом – то есть способность к совершенствованию либо к падению и греху. Ею характеризуются действия, присущие собственно человеку. Она становится источником хвалы или порицания, достоинств или недостатков. Чем больше мы делаем добра, тем более свободными становимся. Истинная свобода возможна лишь в служении добру и справедливости. Выбор непослушания и зла есть злоупотребление свободой и ведет в «рабство греху». Это может пониматься и как свобода от своего эго в пользу своей личности, которая больше и лучше эго в силу ее соприкосновения с божественным – так дух в трехчастном делении человеческой природы считается обителью Святого Духа». Катехизис Католической Церкви. – Изд. 4-е. — М.: КЦ «Духовная библиотека», 2001. – § 1731–1733. [132] «…И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанн. 8:32). [133] Компендиум социального учения Католической Церкви / Пер. В. Тимофеевой, ред. О. Карпова. – М.: Paoline, 2006. – С. 116–120. [134] Катехизис Католической Церкви. – Изд. 4-е. — М.: КЦ «Духовная библиотека», 2001. – § 1912. [135] Добиаш-Рождественская О.А. Эпоха крестовых походов (Запад в крестоносном движении). Общий очерк. — Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – C. 10–13. [136] Corrêa de Oliveira P. Nobility and Analogous Traditional Elites in the Allocutions of Pius XII: A Theme Illuminating American Social History – York, Penn.: The American Society for the Defense of Tradition, Family, and Property, 1993. – Documents V. – P. 488–489. [137] «Аристократия в эпоху Средневековья воплощала в себе идею свободы. В эпоху раздробленности, феодалы защищали себя и своих подданных от произвола и грабежа – их свобода была продолжением их ответственности. Королевская власть вынуждена была считаться с этой автономией и в конце концов «вписывать» личность аристократа в государство. Возник иерархический баланс между личной свободой и ответственностью перед государством. Сломан этот баланс был только буржуазными революциями, покончившими с аристократией. Демократия, лишенная ведущего слоя аристократов, вынуждена была подменять функцию ведущего аристократического слоя чисто коммуникативными средствами, навязывая публике кумиров и в плановом порядке сменяя их новыми. Фикция с этих пор становится условием легитимации власти». Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. – М.: Логос, 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://savelev.ru/book/?ch=65&mode=reply (дата обращения: 27.10.2011).
[138] Crouch D. The Birth of Nobility. Constracting Aristocracy in England and France 900-1300. – Harlow, UK: Pearson, Longman, 2005. – P. 175–177. [139] Бердяев Н. А. Философия неравенства // Н. Бердяев Собрание сочинений: в 4-х т. – Париж: YMCA-Press, 1990. – Т. 4. – C. 393–416. [140] Мы относим такой взгляд на счет различных либеральных течений в морали, философии и социологии, но необходимо также понимать, что люди, которые тяготятся любыми связями, встречаются во все времена. [141] Данное воззрение можно противопоставить современной концепции равенства, предполагающей наличие у всякого человека достоинства без каких-то оснований. [142] А.С. Данилов рассматривает интересный пример в «Речах Хамдира». Хамдир и Сёрли называют своего брата Эрпа «чернявый заморыш» (jarpskammr), данное слово является намеком на чужеродный генотип (на то, что Эрп – чужак) и через это выступает оскорблением. См.: Данилов А.С. Skörjarpr «темные волосы», jarpskammr «темный заморыш»: цветовые атрибуты инородцев в контексте эддических «Речей Хамдира» // Именослов: История языка, история культуры: Труды Центра славяно-германских исследований / Отв. ред. Ф.Б. Успенский. – СПб.: Алетейя, 2010. – С. 104–105. [143] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – С. 110–118. [144] «Вот и то, что они прикрывают стыд, есть показатель чувства достоинства; этого можно ожидать лишь от того, кто способен различать между позорным и достойным. Ибо никто не может гореть от позора, если у него нет понятия о достоинстве». Письмо Ратрамна Римберту о людях с песьими головами // Рыбаков В. В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии / Ин-т всеобщей истории РАН, Центр истории западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени. – М.: Языки славянских культур, 2008. – С. 238–239. [145] «Был у Скегги работник по имени Рэв. Так он велел Рэву сделать деревянные фигуры наподобие Гисли и Кольбьёрна. – И пусть один стоит позади другого, и пусть этот срам навсегда остается здесь им в поношение». Сага о Гисли // Исландские саги. Ирландский эпос. — М.: Художественная литература, 1973. – Ч. II. – С. 25–26. [146] «Бьёрн предлагал Ари на выбор: хочет, пусть бьется с ним на одном островке в Сурнадале – назывался островок Столбовым, – а не хочет, пусть отдает ему свою жену. Тот сразу же решил, что уж лучше биться, чем обоих, и себя и жену, позорить. Сойтись надлежало им через три ночи. Вот подходит время поединка, они сражаются, и вышло так, что Ари пал и лишился жизни. Бьёрн считает, что он завоевал и землю и жену. Гисли же говорит, покуда он жив, этому не бывать, и он намерен биться с Бьёрном. <…> Гисли снарядился для поединка, они бьются, и вышло так, что Бьёрн пал мертвым. Гисли почитает это за большую победу. Рассказывают, что он сватается к Ингибьёрг, не желая выпустить из рода такой доброй жены, и женится на ней. <…> Он велит убить всех сообщников Бьёрна». Сага о Гисли. C. 23–24. [147] Будур Н. В. Повседневная жизнь викингов. IX-XI века. – М.: Молодая гвардия, 2007. – C. 100. – Кстати, именно из скандинавской культуры пришел обычай класть меч между мужчиной и женщиной (не являющихся супругами), которым приходится ночевать в одной постели. См.: Будур. Повседневная жизнь викингов. С. 99. [148] Corrêa de Oliveira P. Nobility and Analogous Traditional Elites in the Allocutions of Pius XII: A Theme Illuminating American Social History – York, Penn.: The American Society for the Defense of Tradition, Family, and Property, 1993. – Documents V – P. 488–489; «Дары различны; но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» (1 Кор. 12:4); «…Неравенство в отношении греха, по Григорию [Великому], с необходимостью ведет к неравенству, которое мы бы назвали социальным. В чем оно выражается, мы уже отметили. Это следствие греха, проникшего в мир и утвердившегося в нем, из-за чего состояния людей сделались неравными. Все люди рождаются равными, но сословия имеют разные заслуги, так что одни из них правят, а другие подчиняются. С тех пор существуют правители и подданные. Поэтому необходимо, чтобы правители внушали страх. Тем самым оправдывается принуждение». Флори Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с фр. М. Ю. Некрасова. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 82. [149] См.: Иов.; Мф. 6:4; Лк. 1:3-8 и т.д. [150] Структурирующую, упорядочивающую общество роль играло разделение сословий с помощью знаков, указывающих на положение в обществе, таких как запрещение ношения одежды ярких цветов для тех, кто не принадлежал к аристократии и т.д. [151] Тацит, Публий Корнелий. Германия // Древние германцы. Сборник документов / Составители: Б.Н. Граков, С.П. Моравский, А.И. Неусыхин. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. – С. 59. [152] См., например: Беовульф, 2344; Песнь о Ѓиндле, 29. – Беовульф; Старшая Эдда // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 9., Ред. С. Шлапоберская. – М.: Художественная литература, 1975. – 751 с.; Снорри Стурлусон. Младшая Эдда / Пер. О.А.Смирницкой, ред. М.И.Стеблин-Каменского. – Л.: Наука, 1970. – 138 с. [153] Бирн Ф.Дж. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с англ. С.В. Иванова. – СПб.: Евразия, 2006. – С. 56. – См. также благословение, открывающее «Завещание Катайра Мара» (Тimna Cathair Mar): «… ибо он владеет даром щедрости, да не таит он богатства, он, наделяющий всех добрыми дарами, цвет кланов галеойн...». // Цит по.: Бирн. Короли. С. 163. [154] «... búendr þeir, er gildir eru at ættum ok réttum fullum». Snorri Sturluson. Edda. Skáldskaparmál // Ed. by A. Faulkers. – London: Viking Society For Nothern Research, University College London, 1998. – S. 80. [155] Можно провести параллели с боярами и дворянами России, придворными и самураями Японии и т.д. [156] В «Саге об Эйрике Рыжем» Торбьёрн говорит: «Я прожил здесь долгую жизнь и пользовался расположением людей и их дружбой. Можно сказать, что мы хорошо ладили. Но теперь стало у меня не хватать денег. Никогда мой дом не считался бедным, и я лучше уеду отсюда, чем потеряю свое достоинство, лучше покину страну, чем обесчещу свой род». // Цит. по: Сага об Эйрике Рыжем // Литература Средних веков. Хрестоматия / Сост. А. Хлевов. – СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2009. – С. 304. [157] Гуревич А.Я. Человеческое достоинство и социальная структура. Опыт прочтения двух исландских саг // Одиссей. Человек в истории – 1997 / Отв. ред. А.Я. Гуревич. – М. Наука, 1998. – С. 15–16. [158] «Купцы были довольны зимовкой у Эйрика. Но когда подошел праздник середины зимы, Эйрик стал невеселым. Однажды Карлсефни повел беседу с Эйриком и сказал: – Что с тобой, Эйрик? Мне кажется, ты стал молчаливее, чем обычно. Ты так щедро угощаешь нас, что наш долг отблагодарить тебя, как мы только сможем. Скажи же, что причина твоей печали? – Вы принимали мое гостеприимство, как подобает хорошим людям. Мне и в голову не приходит думать, что вы плохо поступили. Но вот в чем дело: меня беспокоит, как бы вы потом не говорили, что никогда не проводили праздника середины зимы хуже, чем у меня. – Об этом не может быть и речи, – говорит Карлсефни, – У нас на кораблях есть и солод, и мука, и зерно. Ты можешь взять, сколько тебе нужно, и устроить такой пир, какого требует твоя щедрость». // Цит. по: Сага об Эйрике Рыжем. С. 316. [159] См.: «Завещание Ниалла»: «Mo flaith do Chonall; mo ordan do Crimthann; mo gaisced do Eogan…» («Моя власть Коналлу, моя честь (или наследование) Кримтанну (т. е. Коналлу Кремтайнне), моя доблесть (букв, «оружие») Эогану…»). // Цит. по: Бирн Ф.Дж. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с англ. С.В. Иванова. – СПб.: Евразия, 2006. – С. 116. [160] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.– Л.: Наука, Лен. отд., 1972. – С. 40–41. [161] Ирландский трактат о статусах Uraiccecht Bec («Маленький Учебник») указывает цену чести (dire) для людей разного искусства и ремесла, выстраивая их иерархию в соответствии с иерархией «свободных людей». Поэты и музыканты здесь приравниваются к знатным. «Главный ученый крупного монастыря, «такого, как Эмли или Корк (Корках Мар Муман)», обладает такой же ценой чести, как и король». См.: Бирн Ф.Дж. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с англ. С.В. Иванова. – СПб.: Евразия, 2006. – С. 202–203. [162] Глубокое уважение и даже мистический трепет перед людьми искусства можно встретить на протяжении Средневековья. В мифологии поэты и музыканты занимают особое положение и часто выступают мудрецами и провидцами. Пример приравнивания мастеров искусств к аристократам весьма актуален для рубежа XX-XXI вв., когда остро стоит вопрос формирования элиты. В современном мире именно люди искусства во многом исполняют ту роль культурных лидеров и ориентиров, каковыми должны были быть аристократы и правители. [163] Бирн. Короли. С. 24. [164] Бирн. Короли. С. 203. [165] Филиды (поэты) Ирландии также являются ярким примером ценности образования для сохранения исконной традиции – именно они были хранителями устоев, судили о справедливости и несправедливости правления и выступали за независимость ирландской иерархии даже тогда, когда короли «прогибались» под английскую корону. См.: Бирн. Короли. С. 25. [166] Песнь о Нибелунгах // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 9. / Ред. С. Шлапоберская. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 344. – См. также: Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – C. 60–61. [167] Калевала / Cост. Э. Лённрот; пер с фин. А.И.Бельской. – М.: Худ. лит.,1956. – С. 254. [168] См.: Похищение быка из Куальнге / Пер. с ирл., подг. Т. Михайлова, С. Шкунаев. М.: Наука, 1985. – 150 с. О падении с коня как дурном предзнаменовании у Адама Бременского и Эйнхарда см.: Рыбаков В. В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии / Ин-т всеобщей истории РАН, Центр истории западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени. – М.: Языки славянских культур, 2008. – С. 213–214. [169] Речи Высокого // Старшая Эдда / Перевод А. И. Корсуна., ред., вступит. статья и комм. M. И. Стеблин-Каменского – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. – С. 21–22. [170] Этот культурный элемент также необходимо учитывать при оценке действий рыцарей и крестоносцев. [171] Речи Высокого. С. 21–22. [172] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.– Л.: Наука, Лен. отд., 1972. – С. 216. [173] Гуревич. Категории средневековой культуры. С. 215–216. [174] «Его [Хакона] потом прозвали Воспитанником Адальстейна. Он хорошо владел разными искусствами, был сильнее, статнее и красивее других людей, мудр и красноречив». Сага о Харальде Прекрасноволосом // Снорри Стурлусон. Круг Земной / Пер.; изд. подг. А.Я. Гуревичем, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкой, М.И. Стеблин-Каменским; отв. ред. М.И. Стеблин-Каменский. — М.: Наука, 1980. – С. 72–73. [175] См. историю Риго, который, будучи прекрасным воином и достойным человеком, не понимал придворных правил и не умел носить аристократические наряды. Этот рассказ содержится в романе о времени Людовика VII «Garin le Loherenc». См.: Crouch D. The Birth of Nobility. Constracting Aristocracy in England and France 900-1300. – Harlow, UK: Pearson, Longman, 2005. – P. 51. [176] См.: Литовских Е.В. Исландец между враждующими родами (на материале «Саги о Ньяле») // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. – Вып 64. – М.: Наука, 2003. – С. 207–219. [177] См.: Гуревич А.Я. Человеческое достоинство и социальная структура. Опыт прочтения двух исландских саг // Одиссей. Человек в истории – 1997 / Отв. ред. А.Я. Гуревич. – М. Наука, 1998. – С. 5–30. [178] «Исландец, не только могущественный, но и рядовой свободный, был склонен связывать себя с будущим, в котором он вполне мог сам сделаться героем саги. В «Саге о Боси» ее главному персонажу, оказавшемуся в сложном положении, предлагает помощь колдунья. Он отвергает ее услуги, заявив: «Я не желаю, чтобы в моей саге было написано, что я достиг чего-то благодаря колдовству, вместо того, чтобы полагаться на собственное мужество». Он не желает «испортить свою сагу». «Человек оценивает свое актуальное поведение, глядя на него как бы из будущего, с позиций автора саги, которая в дальнейшем должна быть о нем сложена. Его поведение ориентировано на сагу». См.: Гуревич. Человеческое достоинство. С. 22–23. [179] Гуревич А.Я. Человеческое достоинство. С. 11–12. [180] Зубец О.П. Об аристократизме // Этическая мысль: науч.-публицист. чтения / Редкол.: А.А. Гусейнов (отв. ред.) и др. – М.: Политиздат, 2001. – Вып. 2. – С. 167. [181] Зубец. Об аристократизме. С. 158. [182] Санников С. В. Образы королевской власти эпохи Великого переселения народов в раннесредневековой западноевропейской историографии: монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. – С. 14–17. [183] Римберт. Житие святого Ансгария, написанное Римбертом и еще одним учеником Ансгария. // Цит. по: Ковалевский С.Д. Образование классового общества и государства в Швеции. – М.: Наука, 1977. – С. 94. [184] Санников С.В. Структурно-компаративная типология древнегерманских обществ // Труды XL МНСК. – Новосибирск: НГУ, 2002. – С.60. [185] Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках // Пер. С.П. Кондратьева. – М.: Арктос, 1996. – С. 155. [186] Прокопий. О постройках. С. 158. [187] Хроника Фредегара III, 47–48 // Цит. по: Хроники длинноволосых королей / Пер. с лат., статьи и сост. Н. Горелова. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – С.190. [188] Снорри Стурлусон. Круг Земной / Пер.; издание подготовлено А.Я. Гуревичем, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкой, М.И. Стеблин-Каменским; отв. ред. М.И. Стеблин-Каменский. — М.: Наука, 1980. – С.195. [189] Санников С. В. Образы королевской власти эпохи Великого переселения народов в раннесредневековой западноевропейской историографии: монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. – С. 38. [190] Санников. Образы королевской власти. С. 57. [191] Санников. Образы королевской власти. С. 185. [192] У свеев, например, был обычай приписывать королю урожай и неурожай. См.: Ковалевский С.Д. Образование классового общества и государства в Швеции. – М.: Наука, 1977. – С. 103; Санников. Образы королевской власти. С. 38. [193] Audacht Morainn / Edited by F. Kelly. – Dublin: Dublin Institute for Advanced Studies, 1976. –. P. 18, § 143–155. [194] Audacht Morainn. § 12–21. [195] Имеются в виду заложники, взятые как поручительтво при заключении союзов. [196] Corpus Iuris Hibernici / Ed. D.A. Binchy. –Dublin, 1978. – 250.13–15. [197] Бирн Ф.Дж. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с англ. С.В. Иванова. – СПб.: Евразия, 2006. – С. 37. [198] Мудрость Кормака // Цит. по: Сказки ирландские и валлийские / Сост. и пер. с англ. Н. Шерешевской. – М.: Гендальф-Мет, 1993. – С. 32. [199] Рис А., Рис Д. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе / Пер. с англ. Т. Михайловой. – М.: Энигма, 1999. – С. 157–158. [200] Санников С. В. Образы королевской власти эпохи Великого переселения народов в раннесредневековой западноевропейской историографии: монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. – С. 143. [201] Сага о Харальде Прекрасноволосом // Снорри Стурлусон. Круг Земной / Пер.; изд. подг. А.Я. Гуревичем, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкой, М.И. Стеблин-Каменским; отв. ред. М.И. Стеблин-Каменский. – М.: Наука, 1980. – С. 37. [202] Сага об Олаве сыне Трюггви // Снорри Стурлусон. Круг Земной. С. 150. [203] Павел Диакон I, 23–27. См.: Павел Диакон. История лангобардов // Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек, М.Л. Гаспаров. – М.: Наука, 1970. [204] «…Гюда [девушка, к которой сватался Харальд – О.К.] обратилась к гонцам и просила передать Харальду конунгу, что она согласится стать его женой не раньше, чем он подчинит себе ради нее всю Норвегию и будет править ею так же единовластно, как Эйрик конунг – Шведской Державой или Горм конунг – Данией. – Потому что тогда, как мне кажется, он сможет называться большим конунгом». Сага о Харальде Прекрасноволосом. С. 38. [205] Блатмак. Поэма о Страстях Господних // Цит. по: Бирн Ф.Дж. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с англ. С.В. Иванова. – СПб.: Евразия, 2006. – С. 41. [206] Санников С. В. Произведение Иордана «О происхождении и деяниях гетов» (Getica) как источник для изучения процесса становления королевской власти у германских народов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 6. Вып. 1: История. – Новосибирск, 2007. – С. 5. [207] Иордан. О происхождении и деяниях гетов // Литература Средних веков. Хрестоматия / Сост. А. Хлевов. – СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2009. – С. 591. [208] Иордан. Гетика. С. 583. [209] Иордан. Гетика. С. 583. [210] Иона из Боббио. Житие святого Колумбана и его учеников.I. 61 // Цит. по: Хроники длинноволосых королей / Пер. с лат., статьи и сост. Н. Горелова. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – С. 85–86. [211] Иона из Боббио. Житие Колумбана. С. 85. [212] Иона из Боббио. Житие Колумбана. С.77–85. [213] О терминах, применяемых Иорданом для обозначения королевской власти см.: Санников С. В. Образы королевской власти эпохи Великого переселения народов в раннесредневековой западноевропейской историографии: монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. – C. 81–101. [214] Иордан. О происхождении и деяниях гетов // Цит. по: Санников. Образы королевской власти. – С. 43. [215] Снорри Стурлусон. Круг Земной / Пер.; издание подготовлено А.Я. Гуревичем, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкой, М.И. Стеблин-Каменским; отв. ред. М.И. Стеблин-Каменский. — М.: Наука, 1980. – С. 131. [216] Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. / Пер. с фр. В.А. Мильчиной, предисл. Ж. Ле Гоффа., науч. ред. и послесл. А. Я. Гуревича. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. – С. 127–128. [217] См.: Блок. Короли-чудотворцы. [218] Блок. Короли-чудотворцы. С. 143–144. [219] Crouch D. The Birth of Nobility. Constracting Aristocracy in England and France 900-1300. – Harlow, England: Pearson, Longman – 2005. – P. 71. [220] См. также у апостола Павла: «Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения» (1.Кор, 12:21-23); «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим.2:13). [221] Шкаренков П. П. Образ власти на рубеже античности и средневековья: от империи к варварским королевствам. Дисс.... доктора исторических наук: 07.00.03. – М., 2009. – С. 28. [222] Аноним Валуа. 58–79 // Цит. по: Хроники длинноволосых королей / Пер. с лат., статьи и сост. Н. Горелова. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – С. 174. [223] Шкаренков. Образ власти. С. 31–36. [224] «Он [Теодорих] приказал восстановить римскую милицию, которая существовала при принцепсах. Был щедр на подарки и хлеб, устраивал игры в цирках и амфитеатрах; если его интересовало какое-либо общественное дело, то он брал его в свои руки и не жалел сокровищ для его исполнения». Аноним Валуа 58–79 // Цит. по: Хроники длинноволосых королей. С. 174. [225] Эйнхард. Жизнь Карла Великого // Цит. по: Литература Средних веков. Хрестоматия / Сост. А. Хлевов. – СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2009. – С. 619. [226] Эйнхард. Жизнь Карла Великого. С. 620–627. [227] Глебов А. Г. «Мною цари царствуют»: политические идеи и практика управления в Англии в эпоху Альфреда Великого // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. Вып. 64. – М.: Наука, 2003. – С. 45. [228] King Alfred's Old English version of Saint Augustine's Soliloquies / Ed., with introduction, notes, and glossary by H. L. Hargrove. – New York: Holt, 1902. – P. 84. [229] King Alfred's West-Saxon version of Gregory's Pastoral Care. / Ed. by H. Sweet. – London: Trübner & Co., 1871. – P. 107–108. [230] Глебов. «Мною цари царствуют». С. 48. [231] PseudoCypnen. De duodecim abusivus saeculi. С 9, P L 4, col 877–878 // Цит. по: Флори Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с фр. М. Ю. Некрасова. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 148. [232] Подробнее об этом см.: Флори Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с фр. М. Ю. Некрасова. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 148–150. [233] Флори. Идеология меча. С. 151. [234] Подробнее см.: Флори. Идеология меча. С. 93–100, 113–124, 164–172. [235] Флори. Идеология меча. С. 198–201. [236] Жуанвиль Ж. де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика / Пер. со старофранц. Г.Ф. Цыбулько, под ред. А.Ю. Карачинского, науч. ред. перевода Ю.П. Малинин. – СПб.: Евразия, 2007. – § 306. [237] Жуанвиль. Книга благочестивых речений. – § 1-49. [238] Гуревич А. Индивид и социум на средневековом Западе. – СПб.: Александрия, 2009. – С. 82. [239] Св. Адомнан дружески предостерегал Аэда Слане, сына Диармайта, от убийства родича: «Сын мой, ты должен проявлять осторожность, иначе вследствие убийства родича ты потеряешь право на владычество над королевством всей Ирландии, предначертанное тебе Богом. Ибо если ты когда-нибудь совершишь такой грех, ты получишь не все королевство своего отца, но только часть его, в твоем племени и лишь на короткое время». Бирн Ф.Дж. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с англ. С.В. Иванова. – СПб.: Евразия, 2006. – С. 119. [240] Aneirin. Y Gododdin: Britain's oldest heroic poem / Ed. A. Owen, H. Jarman. – Llandysul, Dyfed, U.K.: Gomer Press, 1988. – 205 p. [241] Мэлори Т. Смерть Артура / Пер. с англ. И. М. Бернштейн. – М.: Вече, 2007. – 720 с. [242] По мнению А. Гуревича, средневековые люди связывали правителя и время: «Я решаюсь настаивать на том, что средневековый монарх, церковный или светский, в период своего правления воплощал время, царившее в пределах, на которые распространялась его сакральная власть. В изучаемую нами эпоху время отнюдь не представляло собой некую этически нейтральную протяженность и обладало качественными параметрами, мистическим образом сопряженными с особой монарха. В некотором смысле время не только насыщало особу властителя своеобразной силой, но, в свою очередь, определялось его “харизмой”. Не находились ли в зависимости от существа папы или императора благоденствие и мир? Мне кажется, в источниках было бы нетрудно найти прямые или хотя бы косвенные указания на то, что дело воспринималось именно таким образом. Но я не хотел бы быть голословным». Гуревич А.Я. «Время вывихнулось»: поругание умершего правителя // Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 2003. – № 1. – C. 228. [243] Бирн Ф.Дж. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с англ. С.В. Иванова. – СПб.: Евразия, 2006. – С. 40. [244] Мухаметсалимов П.Р. Англосаксонская дружина в IX-X веках // Вестник Воронежского университета. Серия: История. Политология. Социология. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2010. – № 2. – С. 137. [245] Кодекс Альфреда Великого. Цит. по: Санников С.В. Фрагменты кодекса короля Альфреда: перевод и комментарии // История государства и права. – М.: Издательская группа «Юрист», 2009. – № 20. – С.6. [246] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – C. 140–141. [247] Dhuoda. Manuel роum monfils. См.: Флори Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с фр. М. Ю. Некрасова. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 111–112.
|