Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ценность семьи и рода в аристократическом мышлении 8 страница





[2] Corrêa de Oliveira P. Nobility and Analogous Traditional Elites In the Allocutions of Pius XII. – Hamilton, New Zealand: Hamilton Press, 1993. – 545 p.

[3] Нуралин В.М. Аристократизм как социальное явление: автореф. дис.... канд. филос. наук. – Тверь, 2010. – 17 с.; Бражников И. Аристократия неизбежна // Правая.ру – 24 октября 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravaya.ru/column/5334 (дата обращения: 25.10.2011); Материалы движения ARES. [Электронный ресурс]. URL: http://aristocratia-ru.livejournal.com (дата обращения: 25.10.2011).

[4] Ямбург Е. Аристократизм как критерий качества образования // Народное образование. – М.: Народное образование, 2006. – № 8. – С. 195–200.

[5] Британский суд отказал христианской паре в праве усыновлять детей за ее неприятие гомосексуализма // Интерфакс Религия – 1 марта 2011 года [Электронный ресурс] URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=39705 (дата обращения: 25.10.2011)

[6] Гуревич А.Я. «Феодальное Средневековье»: что это такое? Размышления медиевиста на грани веков // Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А.Я. Гуревич.– М.: Наука, 2002. – №1 – С. 277. – Культурология, история, психология и другие науки рассматривают мышление с различных точек зрения: «Реальные законы человеческого мышления изучаются и моделируются в социологии, биологии, медицине, кибернетике. Так, социология занимается списанием наличных общественных представлений, способов осмысления реальности и их связей с конкретными культурно-историческими условиями жизни и деятельности людей. Для биологических наук мышление выступает как свойство высокоорганизованной материи, функция человеческого мозга, а изучение мыслительных процессов означает поиск их объективно-телесных коррелятов, а также соответствующих им морфологических и физиологических систем, В кибернетике мышление определяется как один из процессов обработки информации, объяснение основных механизмов которого связано с возможностью моделировать их в программах ЭВМ». См.: Петухов В. В. Психология мышления. Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1987 – С.6.

[7] Ашин Г. К. История элитологии. – М.: Издатель Соловьев А.В., 2003. – 313 с.

[8] См., например: Crouch D. The Birth of Nobility. Constracting Aristocracy in England and France 900-1300. – Harlow, UK: Pearson, Longman, 2005. – P. 29-30; Coss P.R. The Lady in Medieval England, 1000–1500. – Stroud, Gloucestershire, UK: Allan Sutton Publishing, 1998. – P. 6-35; Сидоров А.И. Каролингская аристократия глазами современников // Французский ежегодник 2001. Антология. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – С. 36–53.

[9] Гуревич А.Я. «Феодальное Средневековье»: что это такое? Размышления медиевиста на грани веков // Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А.Я. Гуревич.– М.: Наука, 2002. – № 1. – С. 261–293.

[10] См.: Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. – СПб.: Александрия, 2009. – 492 с.; Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.– Л.: Наука, Лен. отд., 1972.– 239 с. и др. работы. Эта проблематика затрагивается также в следующих исследованиях: Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – 360 с.

[11] Смирнов А.Г. Культура европейского рыцарства: христианский идеал и реальность. Дис… канд. культ.: 24.00.01. – М., 2010. – 225 с.

[12] The Ideals and practice of medieval knighthood II: papers from the Third Strawberry Hill Conference / Eds. C. Harper-Hill and R. Harvey. – Woodbridge: Boydell & Brewer, 1986–1995.

[13] Crouch D. The Birth of Nobility. Constracting Aristocracy in England and France 900–1300. – Harlow, England: Pearson, Longman, 2005. – 361 p.; Crouch D. William Marshal: court, career, and chivalry in the Angevin Empire, 1147–1219. – London; New York: Longman, 1990. – xi, 233 p. и др. работы.

[14] Coss P.R. The Knight in Medieval England, 1000–1400. – Stroud, Gloucestershire, UK: Allan Sutton Publishing, 1996. – xiv, 191 p.; Coss P.R. The Lady in Medieval England, 1000–1500. – Mechanicsburg, PA: Stackpole Books, 1998. – ix, 214p.

[15] Bush M. L. The English Aristocracy: a Comparative Synthesis. – Manchester, Dover, N.H., USA: Manchester University Press, 1984. – vii, 248 p.

[16] Bush M. Noble Privilege. – Manchester: Manchester University Press 1983, – ix + 294 p.

[17] Clarke P. A. The English Nobility under Edward the Confessor. – Oxford: Clarendon Press, 1994. – xi, 386 p.

[18] Bouchard C.B. The Origins of the French Nobility: A Reassessment // The American Historical Review. – Chicago: The University of Chicago Press; American Historical Association. – Vol. 86. – No. 3 (Jun., 1981). – P. 501–532.

[19] Goetz, s. Mary Paul. The Concept of Nobility in German Didactic Literature of the Thirteenth Century. – Washington, D.C.: The Catholic University of America, 1935. – viii, 138 p.

[20] Nobles and Nobility in Medieval Europe: Concepts, Origins, Transformations / Ed. A.J. Duggan. – Rochester, NY: Boydell Press, 2000. – x, 285 p.

[21] The Medieval Nobility: Studies on the Ruling Classes of France and Germany from the Sixth to the Twelfth Century // Europe in the Middle Ages, Selected Studies / Ed. Reuter T. – Vol. 14. – Amsterdam: North-Holland Publishing Co; NY: Elsevier, 1978. – x, 376 p.

[22] Jones G. F. Honor in German Literature. [Электронный ресурс]. URL: http://www.northvegr.org/secondary%20sources/germanic%20studies/honor%20in%20german%20literature/000.html (дата обращения: 21.07.2011).

[23] Kohler E. Les aventures chevaleresque: Ideal et realite dans le romane courtois. – Paris: Gallimard, 1974. – 318 p.

[24] Cohen G. Histoire de la chevalerie en France du Moyen Age. – Paris: Richard-Massé éditeurs,, 1949. – 203 p.

[25] Kiernan V. G. The Duel in European History: Honour and the Reign of Aristocracy. – Oxford, New York: Oxford University Press, 1988. – viii, 348 p.

[26] O`Neill B. Honor, Symbols and War. – Michigan: The University of Michigan Press, 1999. – 360 p.

[27] Stewart F.H. Honor. – Chicago, London: University of Chicago Press. – 1994. – 175 p.

[28] Abels R. Alfred the Great: War, Culture and Kingship in Anglo-Saxon England. – Harlow, UK: Longman, 1998. – 392 p.

[29] Barthélemy D. Kingship // History of Private Life. Vol. II: Revelations of the Medieval World / Ed. by P. Ariès, G. Duby. – Cambridge, Massachusetts: Belknap Press of Harvard University Press, 1993. – P. 85–157.

[30] Gillingham J. Richard Coeur de Lion: kingship, chivalry and war in the twelfth century. – London.: Hambledon Press, 1994. – xix, 266 p.; и др.

[31] Шкаренков П. П. Образ власти на рубеже античности и средневековья: от империи к варварским королевствам. Дисс.... доктора исторических наук: 07.00.03. – М., 2009. – 857 с.: ил.

[32] Сидоров А.И. Каролингская аристократия глазами современников // Французский ежегодник 2001. Антология. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – С. 36–53; Сидоров А. И. Организация власти во Франкском королевстве // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. Вып 64. – М.: Наука, 2003. – С. 3–34.

[33] Николаева И.Ю. Харизма Меровингов в фокусе методологий исследователя бессознательного // Проблема методологического синтеза и верификации в истории в свете современных концепций бессознательного. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2007. – С. 85–143.; и др.

[34] См.: Власть, общество, индивид в средневековой Европе / Отв. ред. Н.А. Хачатурян; сост. О.С. Воскобойников. – М.: Наука, 2008. – 342 с.; Королевский двор в политической культуре средневековья Европы: Теория, символика, церемониал / Отв.ред. Н.А. Хачатурян. – М.: Наука, 2004. – 540 с.; Образы власти на Западе, в Византии и на Руси: Средние века. Новое время / ред. М.А. Бойцов, О.Г. Эксле. – М.: Наука, 2008. – 443 с.; Священное тело короля: Ритуалы и мифология власти / Отв. ред. Н.А. Хачатурян. Ин-т всеобщ. истории РАН; МГУ. – М.: Наука, 2006. – 484 с.; Хачатурян Н.А. Власть и общество в Западной Европе в Средние века / Отв. ред. Л.П. Репина. Ин-т всеобщ. истории РАН. — М.: Наука, 2008. — 313 с.

[35] Глебов А. Г. «Мною цари царствуют»: политические идеи и практика управления в Англии в эпоху Альфреда Великого // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. Вып. 64. – М.: Наука, 2003. – С. 35–49.; и др. работы.

[36] Санников С. В. Образы королевской власти эпохи Великого переселения народов в раннесредневековой западноевропейской историографии: монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009.– 214 с.

[37] Лучицкая С.И. Рыцарство – уникальный феномен западноевропейского средневековья // Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 2004. – № 1. – С. 7–35.

[38] Карповский А. С. Субкультура рыцарства в контексте политической и правовой культуры Средневековой Европы. Дис.... канд. культ-их. наук: 24.00.01. – М., 2003. – 175 с.

[39] Басов И. И. Западноевропейское рыцарство XII-XV вв. в евразийском историко-культурном контексте: этика противоборства (Опыт сравнительно-исторического исследования). Дис. … канд. ист. наук: 07.00.03. – Армавир, 2005. – 259 с.

[40] Crosland J. Prou, Preux, Preux hom, Preud’ome // French Studies – Oxford: Oxford University Press, 1947. – № 1 (2). – P. 149–156.

[41] Aldington R. French Studies and Reviews. – London: Allen and Unwin, 1926. – 246 p.

[42] Powis J. Aristocracy / New Perspectives on the Past. Vol. 2. – Oxford: Basil Blackwell, 1984. – viii, 110 p.

[43] Будюкин Д. А. Роль аристократии в становлении традиции свободы. Дис.... канд. филос. наук: 09.00.11. – Липецк, 2003. – 149 c.

[44] Нуралин В.М. Аристократизм как социальное явление. Автореф. дис.... канд. филос. наук. – Тверь, 2010. – 17 с.

[45] Corrêa de Oliveira P. Nobility and Analogous Traditional Elites In the Allocutions of Pius XII. – Hamilton, New Zealand: Hamilton Press, 1993. – 545 p.

[46] См.: Доусон К. Религия и культура / Пер. с англ., вступ. ст., ком-мент. Кожурина К. Я. — СПб.: Алетейя, 2000. — 281 с.; Доусон К.Г. – Боги революции. СПб.: Алетейя, 2002. – С.7.

[47] Католическая церковь до Тридентского собора // История церкви. Лекционный курс для студентов II курса Исторического факультета МГУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/Departments/Church/Course/Trident.pdf (дата обращения: 26.10.2011).

[48] Катехизис Католической Церкви. – Изд. 4-е. — М.: КЦ «Духовная библиотека», 2001. – § 2070–2071.

[49] Соборные утверждения о данном учении см.: Догматическая конституция о Церкви «Lumen Gentium». – I. 16. // Документы II Ватиканского Собора / Пер. А. Коваль. – М.: Paoline, 1998. – С. 78–79.

[50] Crouch D. The Birth of Nobility. Constracting Aristocracy in England and France 900–1300. – Harlow, England: Pearson, Longman, 2005. – P. 9.

[51] См., например: Сага об Эйрике Рыжем // Литература Средних веков. Хрестоматия / Сост. А. Хлевов. – СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2009. – С. 299–328.

[52] См., например: Деян. 8: 27-39.

[53] Деян. 17:23.

[54] Бургундия в поисках самоидентификации (1363–1477 годы). [Электронный ресурс].

URL: http://www.osh.ru/pedia/history/west/light_ages/burg10.shtml (дата обращения: 25.10.2011).

[55] См.: Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. – СПб.: Александрия, 2009. – С. 52–102; Зубец О.П. Об аристократизме // Этическая мысль: науч.-публицист. чтения / Редкол.: А.А. Гусейнов (отв. ред.) и др. – М.: Политиздат, 2001. – Вып. 2 – С. 151–168.

[56]Басов И. И. Западноевропейское рыцарство XII–XV вв. в евразийском историко-культурном контексте: этика противоборства (Опыт сравнительно-исторического исследования). Дис. … канд. ист. наук: 07.00.03. – Армавир, 2005. – С.3.

[57] Катехизис Католической Церкви. – Изд. 4-е. — М.: КЦ «Духовная библиотека», 2001. – § 270–271, 1720–1723.

[58] Пастыри Церкви также не стремились запрещать обычаи, отмена которых грозила выживанию или привела бы к разрушительным последствиям, например, обычай оставления новорожденных в Исландии. См.: Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Сокр. пер. с ит. В. П. Гайдука; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. – С. 187.

[59] См.: Кретьен де Труа. Персеваль / Пер. с фр. – М.: Эксмо, 2006. – 432 с. – Подробнее о «внеэтичности» поступков скандинавского героя см.: Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. – СПб.: Александрия, 2009. – С. 52–102.

[60] Эйнхарт. Жизнь Карла Великого. // Литература Средних веков. Хрестоматия. / Сост. А. Хлевов. – СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2009. – C. 601–640.

[61] Рыбаков В.В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии / Ин-т всеобщей истории РАН, Центр истории западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени. – М.: Языки славянских культур, 2008. – С. 15–16.

[62] «Для Римберта терпимость, даже щедрость короля к христианам являлась главным шагом к обращению, папа же требовал крещения…». Цит. по: Рыбаков. Хроника Адама Бременского. С. 19.

[63] Снорри Стурлуссон. Круг Земной. – М.: Ладомир, 1995. – С. 119–120.

[64] Об этом подробнее см. главу II даного исследования. Наиболее полное собрание кратких житий католических святых см. в: The Catholic Encyclopedia. – New York: Robert Appleton Company, 1905–1917. [Электронный ресурс]. URL: http://www.newadvent.org/ ed. by K. Knight. (дата обращения: 25.10.2011).

[65] King Alfred's West-Saxon Version of Gregory's Pastoral Care // Цит. по: Глебов А. Г. «Мною цари царствуют»: политические идеи и практика управления в Англии в эпоху Альфреда Великого // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. Вып. 64. – М.: Наука, 2003. – С. 44: «Альфред <…> делает любопытную вставку: Давид воздержался от убийства Саула (переводчик характеризует царя, как его "старого глафорда" [ealdhlaford]) не только из страха перед Господом, но и из-за укоренившейся "преданности" (treowum) своему господину».

[66] Глебов А. Г. «Мною цари царствуют»: политические идеи и практика управления в Англии в эпоху Альфреда Великого // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. Вып. 64. – М.: Наука, 2003. – С.45.

[67] Житие св. Сигфрида // Цит. по: Рыбаков В.В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии. / Ин-т всеобщей истории РАН, Центр истории западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени. – М.: Языки славянских культур, 2008. – С. 288.

[68] Мельникова Е.А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. – М.: Мысль, 1987. – С. 168–173.

[69] The Heliand. The Saxon Gospel / A trans. and. commentary by G. R. Murphy, S.J. – New York, Oxford: Oxford University Press, 1992. – 238 p.

[70] Щит св. Патрика (Lureach Phadraig) / Пер. с ирл. и англ. [Электронный ресурс]. URL: http://orthodoxclub.narod.ru/data/St.Patrick/St.Patricks_creativ.html (дата обращения: 25.10.2011).

[71] Кораблев Л. Графическая магия исландцев. — М.: Велигор, 2002. — С. 32–34.

[72] Роскилльская хроника // Цит. по: Рыбаков В.В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии. / Ин-т всеобщей истории РАН, Центр истории западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени. – М.: Языки славянских культур, 2008. – С. 265.

[73] Гуревич А.Я. Средневековый героический эпос германских народов. // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 11.

[74] Лосев Л.Ф. Диалектика мифа. – М.: Правда, 1990. – 559 с. – См. также: Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. Большакова. — М.: Академический проект, 2000. — 222 с.

[75] Даже в тех случаях, когда существует почитание святого, доказательств достоверности историй о нем, казалось бы, не требовалось, поэтому о некоторых почитаемых святых мы вовсе не имеем точных исторических данных (например, о широко почитаемом св. Георгии). При этом нормы процесса канонизации, включающие в себя тщательное исследование жизни кандидата, начали складываться именно в Средние века. См.: Католическая энциклопедия. – М: Издательство францисканцев – Т.2. – 2005. – С. 751-754.

[76] См., например, аллегорические средневековые драмы и рассказы. Об этом: Иллюстрированная история мирового театра/ Под редакцией Джона Рассела Брауна. Перевод с англ. - М.: БММ АО, 1999. – С. 68-69.; Чосер Дж. Кентерберийские рассказы / И. Кашкина, О. Румера, Т. Поповой. – М.: ЭКСМО, 2007. – 768 с.: ил.

[77] Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. – СПб.: Александрия, 2009. – С. 51.

[78] 50 религиозных идей, которые никогда не понравятся Богу / Г.Г. Ястребов и др. – М.: Эксмо, 2009. – С. 101–265.

[79] «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». (Гал.2:19-21)

[80] «И вы - тело Христово, а порознь – члены». (1Кор.12:27)

[81] Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 105-108.

[82] Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Пер. с фр.; общ. ред. С.К. Цатуровой. — М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. – С. 181.

[83] Учение св. Иоанна Златоуста о христианском браке и об обязанностях мужа и жены. – Калининград: Янтар. сказ, 2001. – 173 с.

[84] Смирнов А.Г. Культура европейского рыцарства: христианский идеал и реальность. Автореф. дисс. … канд. культ.: 24.00.01. – М., 2008. – С. 30.

[85] О мифах, связанных с захватом крестоносцами Константинополя см.: Парфентьев П., Безруков П. Четвертый Крестовый поход. Миф и реальность. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.globalfolio.net/monsalvat/frmanifest/statiibookmanifest/war/krestpohod_4_parfentev.pdf

(дата обращения: 25.10.2011).

[86] В Учительство входят неоспоримые истины веры, утвержденные согласно установлениям Католической Церкви.

[87] Катехизис Католической Церкви. – Изд. 4-е. — М.: КЦ «Духовная библиотека», 2001. – § 827.

[88] Антоний Сурожский. Беседы о веpе и Цеpкви. – М.: СП Интербук, 1991. – С. 115.

[89] Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Пер. с фр.; общ. ред. С.К. Цатуровой. — М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. – С. 182.

[90] См. например: Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. – М.: МДА, 1999. – 176 с.

[91] Малинин Ю.П. Общественно-политическая мысль позднесредневековой Франции XIV-XV вв. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2000. – C. 51.

[92] Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию / Пер. англ. под ред. Панченко А. А. — СПб.: Евразия, 1998. — С. 53: «Ни один носитель какой-либо культуры не знает всех подробностей «культурной карты». Часто повторяемое утверждение, что св. Фома Аквинский был последним человеком, овладевшим всеми знаниями своего общества, абсурдно по существу. Св. Фома вряд ли смог бы изготовить стекло для соборного витража или подвизаться в качестве акушерки. В каждой культуре существует то, что Ральф Линтон назвал «универсалиями, альтернативами и специальностями». Любой христианин тринадцатого столетия знал, что нужно ходить к мессе и на исповедь, что нужно просить Богоматерь о заступничестве перед своим Сыном. Существовало и много других «универсалий» в христианской культуре Западной Европы. Однако были также и альтернативные культурные модели - даже в религиозной сфере. Каждый человек имел своего собственного небесного патрона, и в разных городах развивались культы разных святых. Антрополог тринадцатого века мог бы обнаружить элементы христианской практики, спрашивая и наблюдая любого обитателя Германии, Франции, Италии или Англии. Но для обнаружения деталей церемониалов в честь св. Хьюберта или св. Бригитты ему бы пришлось заняться поиском определенных людей или местностей, практиковавших почитание этих святых. Точно так же он не смог бы узнать о ткачестве от профессионального солдата или о каноническом праве от фермера. Культурное знание этого рода относится к области специальностей, свободно выбираемых или наследуемых людьми. Таким образом, часть культуры должна быть изучена всеми, часть дает возможность выбора альтернативных моделей, часть относится только к конкретным социальным ролям, для которых созданы соответствующие модели».

[93] Boethius. Liber De Persona et Duabus Naturis Contra Eutychen Et Nestorium, 3 // Цит. по: Католическая энциклопедия. – М: Издательство францисканцев, 2002-2007. – Т.2. – С. 1724–1725.

[94] «Индивидуализм» в христианской философии нашего времени стал выступать противопоставлением «личности» в ее традиционном католическом понимании. См.: Доусон К. Религия и культура / Пер. с англ., вступ. ст., ком-мент. Кожурина К. Я. — СПб.: Алетейя, 2000. — 281 с.

[95] Лат. dignitas, означающее как «достоинство», так и «благородство (великолепие)», «заслугу», см.: Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. — М.: Русский язык-Медиа, 2008. — 848 с.

[96] «Et quia magnae dignitatis est, in rationali natura subsistere, ideo omne individuum rationalis naturae dicitur persona» («И поскольку велико достоинство пребывать в разумной природе, постольку всякий индивид разумной природы называется личностью»). Tomas Aquinas. Summa Theologiae I, q. 29, a. 3, co. [Пер. Е. Розенблюм]

[97] Summa Theologiae I, 29, 1; II—II, 64, 5 ad 3.

[98] Христианская терминология опирается на латинский язык. Латинское libera интересно для нас тем, что в поле его значений входят помимо «независимости» и связанных с ним также «благородство» и «прямота», что делает его весьма подходящим для христианской антропологии. Производное от libera понятие liberallitas означает образ мыслей и действий, подобающий свободному гражданину, благородство (мыслей и поступков); милосердие, доброту; радушие и приветливость; щедрость; дар, даяние, подношение. Эти значения перешли в европейские языки. В отличие от него, латинское persona, связанное с античным отношением к личности, приобрело совершенно иное звучание в христианстве. См.: Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. — М.: Русский язык-Медиа, 2008. — 848 с.

[99] Summa Theologiae I, 29, 1; II—II, 64, 5 ad 3.

[100] Гуревич А.Я. Человеческое достоинство и социальная структура. Опыт прочтения двух исландских саг // Одиссей. Человек в истории – 1997 / Отв. ред. А.Я. Гуревич. – М. Наука, 1998. – С. 23.

[101] Так в «Пряди о Торстейне Побитом Палкой» главный герой Торстейн перестает упоминаться после того, как согласился быть «верным человеком» годи Бьярни, т.е. теряет ту степень личной свободы, которая у него была на протяжении большей части повествования. А.Я. Гуревич особенно подчеркивает важность этой черты саги. См. Гуревич. Человеческое достоинство. С. 12.

[102] Данное высказывание не является определением понятия «социальная свобода», поскольку современные термины с трудом можно приложить к реалиям древней или средневековой Европы, разве что искусственно, и это приложение не даст нам понимания свободы. Мы подходим к социальной свободе через призму религии и мировоззрения.

[103] См.: Будур Н. В. Повседневная жизнь викингов. IX-XI века. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 47–55.

[104] Различные трактовки «внутренней свободы» встречаются в культурологи, философии, антропологии. См., например: «Свобода состоит во внутренней самостоятельности субъекта в смысле способности к самостоятельности». Тихомиров Л. А. О свободе. О недостатках Конституции 1906 года. О смысле войны. – М.: Директ-Медиа, 2010. – С. 14.

[105] Поступок здесь – не любое действие, а действие значимое, престижное, заслуживающее уважение или соответствующее высокому статусу, деяние. См.: Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. – СПб.: Александрия, 2009. – С. 52–102.

[106] Ср. с выводом Л. Тихомирова: «Стоит нам только отрешиться от привычного отрицательного понятия о свободе, стоит вспомнить, что свобода состоит в возможности действия, – и мы поймем источник ошибки XVIII века. В самом деле, свобода, возможность действия, зависит вовсе не от одного отсутствия стеснения, а гораздо больше от обладания средствами действия. Для нашей свободы совершенно безразлично, чем стесняется возможность действия: людьми, зверями, условиями общества, или природы внешней, или даже нашей внутренней природы. Поэтому мы никак не можем резко разграничивать вопросы о гражданской свободе и свободе вообще, причем в вопросе о свободе нельзя ни на минуту упускать из виду положительного ее элемента, то есть средств действия. Там, где есть способы, средства действия, свобода имеется, там, где их нет, нет и свободы.». Тихомиров Л. А. О свободе. О недостатках Конституции 1906 года. О смысле войны – М.: Директ-Медиа, 2010. – С. 14.

[107] Гуревич А.. пишет: «Поскольку статус считался не каким-то внешним несущественным признаком, а фактором, определяющим его внешние и внутренние качества, то само поведение индивида служило лучшим доказательством обоснованности его заявления о своей сословной принадлежности. Отсюда – отсутствие требований документального подтверждения заявленного статуса в разбирательствах». Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.– Л.: Наука, Лен. отд., 1972.– С. 157.

[108] См. раздел данного исследования, посвященный королевской власти.

[109] Карповский А. С. Субкультура рыцарства в контексте политической и правовой культуры Средневековой Европы. Дис.... канд. культур.: 24.00.01. – М., 2003. – С. 139.

[110] Так потомки ирландского вождя Бриана Борома вынуждены были, по всеобщей традиции, создавать для него генеалогию, поскольку без великих предков его деяния казались недостаточно благородными и выдающимися. См.: Бирн Ф.Дж. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с англ. С.В. Иванова. – СПб.: Евразия, 2006. – С. 21.

[111] Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Пер. Е. Ч. Скржинской. – Спб. Алетейя. 1997 – С. 106.

[112] Summa Theologiae. I, 16.

[113] «Кто раздумывает, тот уже бесчестен» по высказыванию О. Шпенгера. См.: Зубец О.П. Аристократизм как основание поступания // Философия и этика: сб. науч. тр.: к 70-летию акад. А. А. Гусейнова / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. и сост. Р.Г. Апресян. – М.: Альфа-М, 2009. – С. 446.

[114] Такое отношение можно встретить в любое время, вопрос лишь в этической и философской оценке – считается ли это положение дел естественным и правильным или ограничивающим естественность и терпимым злом.

[115] Санников С. В. Образы королевской власти эпохи Великого переселения народов в раннесредневековой западноевропейской историографии: монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. – С. 32.

[116] Санников. Образы королевской власти. С. 32; Контамин Ф. Война в Средние века / Пер. с фр. – СПб.: Ювента, 2001. – С. 61-62.

[117] Это основано на учении о том, что всякий человек – образ и подобие Божие, а социальное положение преходяще, как и земная жизнь.

[118] Гуревич А. Я. «Круг земной» и история Норвегии // Снорри Стурлусон. Круг Земной / Издание подготовлено А. Я. Гуревичем, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкой, М. И. Стеблин-Каменским. — М.: Наука, 1980. – С. 630.

[119] Зубец О.П. Об аристократизме // Этическая мысль: науч.-публицист. чтения / Редкол.: А.А. Гусейнов (отв. ред.) и др. – М.: Политиздат, 2001. – Вып. 2. – С. 162.

[120] Согласно некоторым культурологическим теориям повседневности праздник и будни противостоят друг другу как необходимость и свобода. «Ежедневный и еженедельный досуг содержит элементы праздника, праздничное начало, является воплощением свободы как антитезы будничной необходимости». См.: Теория культуры [Учебное пособие] / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – СПб..: Питер, 2008 — С. 319–320. Праздничность аристократической культуры в философском плане связана и с противостоянием всякой пошлости, как обыденности, рутинности, низкому быту (хотя в реальности пошлость бывала частой гостьей в замках).

[121] Audacht Morainn. // Ed. by F. Kelly. – Dublin, Dublin: Dublin Institute for Advanced Studies, 1976. – § 12–21.

[122] «…Со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.» (Быт. 3:17-19).

[123] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.– Л.: Наука, Лен. отд., 1972. – С. 213–214.

[124] Санников С. В. Образы королевской власти эпохи Великого переселения народов в раннесредневековой западноевропейской историографии: монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. – С. 132.







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 474. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия