Во всех народах есть люди, всегда готовые ухватить самый большой кусок, воспользоваться шансом, растолкать других локтями и занять передние места. В противоположность им есть такие, которыми можно восхищаться, как, например, Иосиф, называемый Варсавой, или Иустом, из Книги Деяния (1). Он, должно быть, обладал замечательной кротостью и благочестием. Варсава был одним из двух избранных кандидатов на освободившееся место двенадцатого апостола после самоубийства Иуды Искариота. Поэтому случаю ученики бросили жребий - мы бы сказали, они бросили монетку. Жребий выпал в пользу Матфия. Больше об Иусте в Писании нигде не сказано. Какая горечь могла наполнить его душу на всю оставшуюся жизнь! По-видимому, он был учеником Иоанна Крестителя, а затем, с самого начала, следовал за Христом. И теперь его отодвинули в сторону. Ему отказывали в членстве в самой блестящей группе на земле во все времена!
Однако нет ни единого намека на то, что он обиделся или же терзал Церковь своими обидами. Существуют легенды о его дальнейшем служении, и в них рассказывается только о его великих деяниях. Полагают, что этот Иуст был одним из тех семи десятков учеников, которых Иисус отправил на служение, и он также был тем, кто понес Евангелие народам Эфиопии. Как? Он был человеком веры и знал, что Господь всегда с ним рядом. Когда человек имеет веру в Бога, то одобрение и почести других людей для него не имеют никакого значения. Такие люди все вопросы отдают на волю Господа. Папий рассказывает, что язычники пытались отравить этого благородного человека, но он выжил чудесным образом. Человек, имеющий настолько глубокое доверие к Богу, что его дух не принял никакого яда, вряд ли станет жертвой кубка, отравленного завистью и обидами.
Лот никогда не понимал Авраама, который принципы веры в Бога ставил выше своих деловых интересов, а потому не воспользовался имевшимися возможностями и отказался жить в городе. Лот, вероятно, считал своего дядю глупцом. Кому-то приходится быть в первых рядах, и в связи с этим возникает вопрос, чего мы хотим - веры или почестей. Иисус спросил: "Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу?" (Иоан.5:44) Авраам выбрал веру, а к ней была приложена и слава. Лот никогда и ничего не делал для тех городов. Но Авраам, муж веры, сделал. Он сражался за них, спасал их плененных граждан и молил Бога не разрушать их. Содом все же был разрушен. В Книге Бытие 19:29 мы читаем замечательный комментарий к этому эпизоду: "Вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления". Лот был избавлен ради Авраама! Авраам спас Лота дважды. Но Лот закончил тем, что стал жить в пещере со своими двумя дочерьми, решившимися на кровосмешение и родившими от своего отца сыновей. Моральный облик дочерей подвергся разложению тем злом, что господствовал в Содоме. А несколько раньше Лот по своей доброй воле сам предложил их одержимой похотью толпе развращенных мужчин вместо двух посетителей мужского пола, которых содомляне "захотели" - "мы познаем их", - было сказано Лоту (Быт.19:5). "Вспоминайте жену Лотову", - говорил Иисус о его жене (Лук.17:32). Она не могла оторваться от города точно так, как не смогли мужья ее дочерей, в противоположность Аврааму, который покинул города со всем их образом жизни ради видения Божьего города. Они все цинично проигнорировали даже предупреждение ангелов и погибли. Само основание города Содома взорвалось, осыпавшись па землю серной солью с небес. Жена Лота была застигнута удушливыми парами взрыва, а соли сверху осыпались на нее, превратив в соляной столп. Таковы библейские примеры веры и неверия.