Пока на землю не пришел Христос, было непонятно, что значит "быть в Боге". Ветхозаветные святые, такие, как Авраам, Иосиф, Иов, даже подумать не могли о возможности пребывания человека В БОГЕ. Это была степень близости, о которой Израиль не осмеливался и мечтать. Господь был Превознесенным Богом, обитавшим в вечности, перед Которым трепетало все творение. Как сказал один из библейских авторов: "Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен" (Пр. 18:10), однако такое утверждение по тем понятиям было просто образной речью. Тогда не было доктрины, согласно которой жизнь человека могла быть сокрыта со Христом в Боге.И... никто не молился: "Мы просим во имя Твое" или "Да будет так во имя твое!" Вот, кстати, знаменитый пример того, как люди молились в те времена. В конце великого ходатайства и молитвы Даниила за Израиль в Книге пророка Даниила (19:19) сказано так: "Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем".
Даниил не молился ВО ИМЯ Господа. Он молился только РАДИ Его имени. Его предстояние перед Богом было возможно, потому что он был праведным человеком, благодаря своей вере, но он не был оправдан праведностью Искупителя. Он был услышан благодаря милости и любви Божьей, поскольку был "мужем желаний" (Дан.10:11).
В Книге Деяния (10:4) посланник от Бога сказал римскому сотнику Корнилию следующее: "Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом". Когда Корнилий услышал Евангелие, на него и всех собравшихся у него людей излился Дух Святой. Они немедленно были вознесены в совершенно другие отношения, крещены Духом Божьим. Он был в них, а они были в Нем. Это было действенное положение, а не образное выражение, Ветхозаветные люди утверждали свою невиновность и благость, то есть они приходили к Богу от собственного имени, полагаясь на собственные добродетели как основание надежды быть услышанными. Например, в Псалме (16:1,3) псалмопевец говорит: "Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых...Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня, и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои". И в другом Псалме (25:1,6) автор утверждает: "Рассуди меня. Господи, ибо я ходил в непорочности моей... буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи".
Христос научил нас молиться новой молитвой. Очевидно. ученики молились и раньше, но затем они услышали, как молится Иисус молитвой, которую они никогда раньше не слышали. Они просили Его научить их молиться - молиться, как Иисус. Они знали, что Его молитвы сильно отличались от обычных. Христос молился, и был услышал благодаря тому, что Он есть. Поэтому Он показал нам, что благодаря Его "сложению и мы будем услышаны - во имя Его, не так, как Даниил или Давид, которые молились от собственного имени. Это был "новый и живой путь". Когда начинаешь размышлять над историей, над величием и трудом Христа, тогда особым образом начинаешь ценить то, что представляет собой имя Иисуса. И становится ясным, почему молитва во имя Его дает нам огромные возможности. Христос Иисус стал нашим представителем на суде и понес за нас отречение. Он сделал нас победителями, хотя мы сами пребывали в порочности и стыде. "Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим.5:8), "праведник за неправедных" (1Пет.З:18). И каждый человек приходит к Нему как один из тех, за кого Он умер.