Молитва - это не интервью с Богом, которое заканчивается словом "аминь". Это слово не значит "Пока, Господь!" Бог остается с вами как во время молитвы, так и после нее. "Не отступлю от тебя и не оставлю тебя" (Иис.Н.1:5). "Я с вами во все дни до скончания века" (Мат.28:20). Его присутствие не зависит от каких бы то ни было условий, и Он всегда пребывает с теми, кто любит Его.
Когда мы собираемся вместе, кто-нибудь, возможно, начинает молиться: "Господь, будь сегодня с нами! Яви Свое присутствие!" Но нужно ли это? Он сказал: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мат. 18:20). Наши просьбы - "Будь с нами, Господь", практически предполагают, что Он не будет с нами до тех пор, пока Его об этом не уведомить, как это делали поклонники Ваала на горе Кармил. Разве это вера? Вера доверяет Слову Христа. Вера не просит Христа выполнить Его безусловные обещания. Вера принимает обетования как уже выполненные, реализованные в нашей жизни. Он не говорит: "Я буду посреди них", но "там Я посреди них". Он не приходит в собрание Своих поклонников так, что мы в какой-то конкретный момент можем сказать, что к нам пришел Бог. Мы не в состоянии привлечь Его своим рвением либо тем, что создает "нужную атмосферу". На самом деле Он не приходит в наше присутствие. Это мы должны прийти в Его присутствие. "Ему покорность народов" (Быт.49:10). Этот смысл заключен в Его имени - Иегова-Шамма - "Господь присутствующий". Он есть Альфа, всегда Начало. Он не есть неуловимый и таинственный дух, которого трудно поймать который сегодня здесь, а завтра исчезает. Чтобы войти в Его присутствие, не нужно никакой техники, не нужно никаких заклинаний. Мы можем забыть факт Его присутствия своим затемненным и затуманенным сознанием точно так, как теряем вершину горы Эверест, когда она прячется за большую тучу. Это Его обетование понимается неверно. Оно не означает, что для Его присутствия обязательно собрание из двух или трех человек. Оно значит, что Его присутствие - это важный фактор для наших встреч. В этой главе говорится о людях, пытающихся выяснить свои взаимоотношения, - и тогда Иисус находится вместе с этими людьми так же, как и там, где царит совершенная гармония. Главное место всегда должно принадлежать Христу. Главой Церкви является Он, а не пастор. Он стоит во главе церковного комитета, а не председатель. Христос - глава каждой семьи.
Это обетование Христа быть среди нас также можно понять как предупреждение. Он есть Господь Церкви. И когда в Церкви начинаются споры, пререкания, интриги, зависть, погоня за положением, вражда и злоба, а то и открытые разногласия, Он по-прежнему находится там. Если христиане собираются как христиане, Он всегда находится посреди них, удобно им это или пет. От Него невозможно избавиться! И с этим ничего не поделаешь. Мы не просили Его приходить, и мы не сможем попросить Его покинуть нас. Мы можем только положиться на Его присутствие, воспользоваться им или иметь это в виду. "Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его" (Мал.3:16).
Этот отрывок из Писания касается наших взаимоотношений друг с другом, когда, например, мы обижаем ближнего или когда мы должны кого-то простить. И тогда то, что происходит, происходит в присутствии Самого Христа. Эти взаимоотношения касаются двух человек, которые встречаются, чтобы выяснить свои проблемы, возможно, вместе с третьим лицом в качестве арбитра. И опять Христа следует рассматривать как главное присутствующее Лицо. И тогда "что вы свяжете на земле, то будет связано на небе" (Мат.18:18). Этот стих не имеет ничего общего с изгнанием нечистой силы, ибо по всей главе и речи нет о демонах и нечистых духах. Речь идет о правильных взаимоотношениях и прощении. Далее говорится, что там, где вера зиждется на обетовании о присутствии Христа, там всякие неправильные взаимоотношения и вражда исчезают. Ключом к гармонии и миру является вера.