Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Духовные предпосылки.





Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян. Так, по мере роста военного могущества князя, приносившего добычу племени, оборонявшего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от сво­бодных общинников. Он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем на­чинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отож­дествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации— обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

4. Внешнеполитические предпосылки. К внешним предпосыл­кам следует отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи — хазары и норманны.

• С одной стороны, их стремление взять под контроль торго­вые пути, связывавшие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складыва­ние княжеско-дружинных группировок, втягивавшихся во внешнюю торговлю.

• С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивили­зациями приводило к заимствованию некоторых общественно-поли­тических форм их жизни. Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская импе­рия.

• Не случайно также, что долгое время великие князья на Руси назы­вались по примеру мощного государственного образования Хазарско­го каганатахаканами (каганами). Следует учесть и то, что существование в низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточ­ных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV—V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мир­ному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государ­ства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современ­ные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних факторов при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества мог­ло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IX—X вв.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СКЛАДЫВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. На первом этапе образования Древнерусского государства (VIIIсередина IXв.) пpoиcxoдило вызревание пpeдпосылок, склады­вание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у во­сточных авторов. К IX в. восходит появление системы полюдья,т. е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

2. На втором этапе (вторая половинаIXсерединаXв.) процесс складывания государства ускорился во многом благодаря активному вмешательству внешних сил—: хазар и норманнов (варягов).ПВЛ со­общает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, выну­дивших ильменских славен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге хазары собирали дань с полян, северян, ра­димичей и вятичей.

Возникновение ядра восточнославянского государства. Дан­ные Повести временных лет. Норманнская теория. Летописец от­мечает (под 862 г.), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати, между которой шла «борьба престижей».) В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: «Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет, да пойдете княжить и володеть нами» ре­шили обратиться к соседям-варягам, называвшимся русью, и их кня­зю — Рюрику с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям — в Старой Ла­доге), Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Через два года по­сле смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 г. его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира — норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После это­го он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образова­ние Русского государства.

Норманнская теория происхождения Древнерусского государства. Эти летопис­ные данные легли в основу так называемой «норманнской теории», разработанной в XVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя — «Русь».

Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с раз­ных методологических позиций, оспаривали эту теорию.

Так, академик Б. А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее якобы в VI в.) уже сложилось и использо­вались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном «призвании варя­гов» он считал поздней вставкой, дописанной под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха. «Русь» же, по его мнению, — производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам:

— Процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма вла­сти была уже известна славянам.

— Рюрик — реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «замор­ских варягов», захватывает власть, подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства.

Существуют и другие точки зрения, отрицающие реальность Рюрика, но очевидно, что вопрос о происхождении Рюрика не связан с проблемой образования Древнерусского государства.

— Норманнская дружина, не обремененная местными традиция­ми, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объедине­ния славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происхо­дит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интег­рация с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов.

— Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя вое­дино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под склады­вающееся государство.

— Этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись от­носит его к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это соби­рательное имя (от финского ruotsi — гребцы), под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей и представляющих собой дружину князя. Тогда становится объяснимым быстрое распространение этого понятия, уже не связанного с какой-ли­бо этнической группой, среди восточных славян, чья племенная вер­хушка сливалась с пришлым элементом, а также — быстрая ассимиляция самих варягов, принимавших к тому же восточнославян­ские языческие культы и не державшихся за своих богов.

Объединение восточнославянских племен. В эпоху правления Олега (879912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников), совершает в 907 г. успеш­ный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли на территории империи. Новые уступки Русь получила по соглашению от 911г.

Игорь (912945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных ко­чевников — печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Визан­тию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор с империей. В 945 г. во время полюдья в древлянской земле Игорь был убит за требо­вание дани сверх обычной.

3. Третий,завершающий этап складывания государства начинает­ся с реформ княгини Ольги (945 —962 )

• Отомстив древлянам за смерть своего мужа, Ольга устанавила фиксированную норму дани, а для ее сбора устроила «погосты», где «сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Политика сына Ольги Святослава (962-972), став­шего князем в трехлетнем возрасте в 945 г., но фактически начавшем править в 957 г., добившегося победы над Хазарией и предпринявшего неудачные походы на Дунай (970—971), требовала мобилизации зна­чительных сил. Это несколько задержало внутреннее устроение Рус­ской земли.

• Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (9801015), сына Святослава и Малуши.

Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же она являлась второй женой Святослава. У восточных славян дохристианского перио­да было распространено многоженство.

Он хитростью победил своего брата Ярополка в борьбе за киевский стол. Его первые шаги не обещали каких-либо качественных измене­ний. Так, в 981 г., продолжив политику расширения территории меж­племенной федерации, он присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Пытался он укрепить языческую веру,а вместе с ней княжескую власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир произвел своеобразную «духовную революцию» сверху — ввел в 988 г. христианство, уста­новив обязательное отчисление десятой части полюдья в пользу право­славной церкви. Единобожная (монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно связанная со светской вла­стью, позволила вытеснить местные языческие культы и заложила ду­ховную основу для складывающейся единой русской народности и Древнерусского государства.

• Следующим решительным шагом, завершающим создание госу­дарства, стала замена Владимиром племенных князей своими сыновь­ями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность органи­зовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, криви­чей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин — защит­ник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К КОНЦУ X В.

1. Династическая (родовая) княжеская власть.

2. Простейший государственный аппарат в лице дружины и на­местников князя.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 504. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия