Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Империя Великих Моголов.





4. Религии Индии, их влияние на развитие культуры Индии и народов Востока.

 

1.Доисламская Индия.

Наименование Индия у наших современников вызывает ассоциации с многонациональным государством, расположенном на п-ове Индостан в южной Азии. В Средние века на этой территории существовало три региона со своей историей и культурой. Северная Индия, Декан и Южная Индия. Эта территория с древней культурой с VII в. стала постепенно втягиваться в орбиту культурного и политического влияния исламского мира. В начале XIII в. на севере Индии образовалось мусульманское государство – Делийский султанат. В XVI в. его сменила Могольская империя.

Социальная структура средневековой Индии восходила к древнеиндийским сословиям «варнам» (букв. «цвет»). Четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (правители и воины), вайшьи (земледельцы, скотоводы и торговцы), шудры (слуги и ремесленники).

Позднее индийское общество разделилось на обособленные группы или касты (от порт. «род, поколение») – по индийски «джати» («рождение, происхождение»). Каста представляла собой замкнутую группу людей, объединенных общей профессией или занятием и придерживавшихся определенных правил в поведении и одежде. Кастовая система связана была с индуизмом и с общинной системой Индии.

В Индии сельская община объединяла лиц различного социального статуса. Формально крестьяне были лично свободны, но вне общины они лишались всех прав. В такой общине органично соединялись земледелие и ремесло. Такая организация общины зародилась в древности, но стала универсальной на всей территории в VIII – XIII вв.

В городах касты играли еще большую роль, чем в деревне. Городские общины состояли из членов только одной какой-либо касты.

Полноправные члены сельских и городских общин платили государственный налог в размере 1/6 доходов с их деятельности. И больше они никому и ничего не платили. Историки считают, что бюрократический аппарат в Индии был гораздо слабее, чем в Китае и мусульманских странах.

До формирования Делийского султаната Индия – это конгломерат разных княжеств, управляемых кланами. Наиболее влиятельными на севере Индии были Раджпутские княжества. Раджпут букв. «царский сын». Раджпуты – это клан, который противопоставлял себя другим сословиям и кастам. Они не занимались презренным земледелием. Достойным для себя они считали войну и охоту. В раджпутской среде культивировались качества сходные с куртуазностью западноевропейского рыцарства. А именно – верность своему князю и клану, милосердие к поверженному врагу, щедрость, изысканные манеры и высокая образованность.

Наиболее могущественный раджпутский клан – Гурджара-Пратихаров, который образовал государство в Малве и части Гуджарата. В X в. раджпутские государства пришли в упадок.

В Южной Индии проживало древнейшее население – дравидийские народы. Среди ряда государств наиболее длительное время существовало созданное на юге Индии в конце IX в. государство Чолов. Государство расширяло границы и наибольших успехов достигло в XII в., когда потеснило раджпутов из Гуджарата. После развала государства Чолов в конце XII в., на юге возобновилась междоусобная борьба князей.

 

2.Образование Делийского султаната (1206 - 1526 гг.)

В 712 г. арабская армия дошла до устья р. Инд. Арабы захватили столицу Синда г. Алор. Захваченная территория вошла в состав Халифата. Постепенно население Синда исламизировалось.

На рубеже X – XI вв. у границ Северной Индии (территория Восточного Ирана и Афганистана) образовался султанат Газневидов. Махмуд Газневи стал овершать регулярные набеги на Северную Индию. Часть земель Индии вошла в состав его государства. В 1173 г на смену Газневидам пришла новая династия Гуридов. Гуриды возобновили завоевательную политику в Индии. Раджпутские княжества не смогли дать отпор Гуридам. В 1186 г. войска Гуридов захватили г. Лахор (ныне в Пакистане), куда перенесли свою столицу. В 1192 г. они захватили Дели. К началу XIII в. под властью мусульманских правителей находилась практически вся Северная Индия.

Завоевательными походами Гуридов руководил военачальник, бывший тюркский раб Кутб ад-Дин Айбек. Он стал наместником индийских земель. В 1206 г. он провозгласил себя султаном значительной части земель Гуридов в Индии. Тем самым он положил начало новому государству – Делийскому султанату.

Трехсотлетняя политическая история Делийского султаната представляет собой монотонный ряд войн, переворотов, смену немногих сильных правителей в основном слабыми султанами пяти династий (Гулямов 1206 - 1290 гг., Хилджи 1296 - 1316 гг., Туглаков 1320-1414 гг., Сейидов и Лоди 1414-1526 гг.). Султанат подвергался нашествиям монголов при Хилджи и Тамерлана при Туглаках. Это было мусульманское государство с преимущественно индусским населением.

Весь властный аппарат и почти вся армия в султанате были мусульманскими. Сама система управления копировала принципы управления Халифата. Верховным собственником земли являлся султан. Часть земель из казны раздавалась чиновникам и духовенству. Военная элита почти целиком состояла из мусульман и получала икта – на условиях несения военной службы.

Необходимость обеспечения господства мусульманского меньшинства в иноконфессиональном обществе и традиционная для мусульманской государственности слитность религии и политики обусловили большую прочность и жесткость административно-политических структур султаната в сравнении с домусульманской Индией. Рентная ставка доходила до 50% урожая.

Эпоха Дели была первым опытом сосуществования аполитичного, терпимого, умеренного, аморфного индуизма и крайне политизированного, нетерпимого, фанатичного к покоренным иноверцам ислама. Инициирующие импульсы в рамках этого сосуществования шли от ислама.

Индусское большинство населения было обложено налогом на неверных джизьей, подвергалось разного рода ограничениям и стеснениям в отправлениях культовой практики, не допускалось, по возможности, даже в низовые звенья государственной бюрократии. Особую нетерпимость проявляло мусульманское духовенство.

Светские правители были в большей степени заинтересованы в сохранении социально-политической стабильности посредством поддержания религиозного мира. Один из них, Ала уд-Дин (1296-1316 гг.), вообще был сторонником синтеза двух религий. Благодаря религиозному миру в его правление держава была хорошо централизована и смогла отбиться от монголов, а сам султан завоевал репутацию "военного гения". Земледелием завоеватели заниматься не хотели, внутренней торговлей - не могли в связи со спецификой индийских торгово-денежных операций посредством переводного векселя хунди. Поэтому в султанате мусульманские купцы и чиновники монополизировали экспортную торговлю изделиями индийских ремесленников.

Двухслойная религиозно-культурная структура общества, при которой динамичный и более демократичный верхний слой посягал на фундаментальные философско-культурные основы нижнего индусского слоя, заставила последний напрячь свои духовные силы в обороне. В некоторых районах подальше от Дели, куда от мусульманского диктата и контроля переселились индусские ученые и поэты, расцвела санскритская литература. В большинстве районов султаната санскрит уступил первенство местным языкам, что сделало религиозную и светскую литературу доступной более широкому кругу читателей.

Значительную роль в сохранении и развитии санскрита и местных языков играло расположенное на Юге индусское государство Виджаянагар, имевшее возможность общаться с материком минуя Делийский султанат посредством разносторонних контактов через свои 300 морских портов.

В конце ХIV в. в результате действия традиционных центробежных сил под властью Дели оставался лишь район столицы и Пенджаб. Если в соседних с Дели мусульманских государствах Индии заметен, по крайней мере, в правящей верхушке, синтез двух культур, то в султанате мусульманская верхушка полностью сохранила свой инородный характер.

Последние правители Дели, Сикандар и Ибрахим Лоди, придерживались политики религиозной нетерпимости. К тому же, Ибрахим настроил против себя местную афганскую знать, полагая, что "у правителя не должно быть родственников". Жестокие расправы с заговорами афганской знати Ибрахимом побудили правителя Пенджаба Довлатхана просить помощи у кабульского властителя Бабура. В битве при Панипате 1526 г. проявилась внутренняя слабость династии Лоди. Децентрализация ослабила армию, раздоры привели к изменам. Бабур отмечал "скупость" Ибрахима, помешавшую ему набрать более мощную армию. С гибелью Делийского султаната закончился первый этап мусульманского господства в Индии.

3.Империя Великих Моголов.

В начале XVI в. на фоне распада Делийского султаната возникали новые государства – Гуджарат, Малва, Джанпур, Бенгалия, Мевар и Митхила.

Индийская знать пригласила правителя Кабула тимурида Захир ад-Дина Мухаммада Бабура помочь свергнуть последнего делийского султана Ибрахима.

Бабур в юности правил Ферганским княжеством и был вытеснен кочевыми узбеками. После нескольких экспедиций он овладел богатым Кабульским княжеством. Он откликнулся на соблазнительное предложение индийской знати.

В 1512 г. Бабур захватил г. Кандагар – важнейший торговый пункт на торговом пути из Индии в Европу. С 1519 по 1526 г. войска Бабура пять раз проникали в Индию. К началу 1526 г. он овладел Пенджабом и двинул свои войска вглубь Индии. При Панипате произошло сражение между войсками Ибрахим-шаха и войсками Бабура. Бабур выиграл сражение, а его противник потерпел поражение и погиб в бою. Бабур короновался в Дели как шахиншах Индии. Своей ставкой он сделал Агру - крепость на берегу р. Джамны, недалеко от Дели. Агра оставалась, с небольшими перерывами, главным городом Могольской империи вплоть до захвата ее англичанами в 1803 г.

Владения Бабура в Афганистане и Северной Индии образовали новое государство на карте мира – империю Моголов, или, как говорили европейцы, иперию Великих Моголов. Династия, заложенная Бабуром получила такое наименование, потому что Бабур возводил свой род по материнской линии к Чингисхану. Кроме того, большинство его воинов имели монгольское происхождение. Империя просуществовала с 1526 по 1858 год. Бабур рано ушел из жизни. Его сын Хумаюн (1530 – 1556) долгое время боролся с узурпатором – монгольским вассалом Фаридом, принявшим имя Шер-шаха.

После смерти Хумаюна его наследнику принцу Акбару (1556 – 1605) в возрасте 14 лет пришлось силой захватить власть. Правление Акбара было не только долговременным, но и очень успешным. Он увеличил территорию империи за счет ликвидации в северной Индии мусульманских султанатов.

В правление Акбара были проведены административные и экономические реформы. Он создал стройную систему административного управления, на основе табели о рангах. Каждый госслужащий (мансабдар) занимал определенную ступень по табели, в зависимости от того, сколько воинов находилось на его содержании (от 1 до 33). Усовершенствовал налоговую систему, переведя натуральные сборы в денежные платежи.

Период правления Акбара – время хозяйственного подъема. Основой экономики Могольской империи было сельское хозяйство, в котором было занято 80% населения. Были отменены тяжелые пошлины с купцов и ремесленником.

Акбар провозгласил принцип религиозной веротерпимости. Отменил подать с немусульманского населения, разрешил строительство индуистских храмов и отправление некоторых религиозных ритуалов. При дворе стали отмечать не только мусульманские, но и индуистские праздники.

В 1582 г. Акбар провозгласил установление нового религиозного порядка под названием «Божественная вера». Суть состояла в признании всех религий равно истинными и ведущими к познанию единого Бога. Новый религиозный закон объявил равноправие всех основных вероисповеданий Индии. Религиозные убеждения были провозглашены личным делом каждого человека. Государственным чиновникам запрещалось препятствовать иноверцам. Целью государственной политики был объявлен «мир для всех».

При внуке Акбара – Шах Джахане (1627 – 1658) империя достигла пика своего могущества. Изменение внутренней политики мперии и отказ от веротерпимости произошли только при сыне Шах Джахана – Аурангзебе (1658 – 1707). Вновь был введен налог на немусульман. С 1671 г. административные посты могли занимать лица только исламской конфессии. Повсеместно стали разрушать индуистские храмы, закрывать брахманские школы. Индусам (кроме раджпутов) запретили носить оружие, ездить на слонах и чистокровных лошадях.

 

4.Религии Индии, их влияние на развитие культуры Индии и народов Востока.

В домусульманской Индии господствовали два вида религиозных верований. Древнейшая религия – индуизм, истоки которого восходят ко времени появления на полуострове племен Ариев. Основы этой религии содержатся в 4 книгах «Веды». В I тысячелетии ведическая религия сменилась брахманизмом. К началу новой эры религия вед, впитав культы местных племен, обрела философскую глубину, и получила тот облик и содержание, которые по настоящее время называют индуизмом (европейский термин с начала Нового времени).

Индуизм не имеет основателя, он лишен какой-либо единой организационной структуры, церкви, единого духовенства, одной священной книги. Он целиком состоит из сект и направлений, которые, хотя и имеют ряд общих черт, но носят региональный характер.

Буддизм – самая древняя мировая религия. Согласно буддизму жизнь человека – это абсолютное страдание, которое продлевается вечными перерождениями. Причина страдания – это желания любого живого существа. Победа страдания возможна через ликвидацию желаний через состояние нирваны. Нирвана – это состояние полностью свободное от желания. Это ни жизнь и не смерть. В состоянии нирваны душа человека вырывается из цепи перерождений и ее обладатель становится «Буддой» («просветленным истиной»). Последним земным Буддой считается царевич Сиддтхартха Гаутама Шакьямуни, живший в Северной Индии в V в. до н.э. Индуисты считают Будду воплощением божества Вишну.

Сложилось три основных направления буддизма. Хинаяна («малая колесница») – наиболее сохранила представления раннего буддизма. Махаяна («большая колесница») – центральное место занимают представления о людях, достигших состояния Будды, так называемые бодхисатвы. Ваджраяна («алмазная колесница») – «тантризм», последователи которого считали, что состояния Будды можно достичь через общение с божествами с помощью магии. Буддизм в Индии не приобрел массового характера, по причине приверженности индийцев к индуизму.

Ислам в Индию принесли не культурные арабы, а отсталые тюрки и афганцы. Поэтому период Дели, по выражению Паниккара, стал периодом "общего бесплодия" в образовании, науке, искусстве, за исключением архитектуры (архитекторы - мусульмане, строители - индусы).

В период Делийского султаната официальной религией являлся ислам суннитского толка.

Поощрение добровольной исламизации индусов предоставлением им ряда льгот увеличило число мусульман преимущественно в городской торгово-ремесленной среде, неприкасаемых. Взаимное отчуждение двух религий осталось вопреки попыткам дальновидных светских правителей его преодолеть. Например, Уттар-Прадеше, после 600 лет мусульманского господства исламизировались только 14% населения.

Тем не менее, ислам способствовал прогрессу Индии. В эпоху Дели на основе взаимовлияния индийской и мусульманской культур начинает складываться индомусульманская культура - специфика будущей Индии. Благодаря исламу повысилась социальная мобильность в обществе. Ислам благодаря идеям равенства в рамках уммы привлекал низшие касты возможностью изменить неумолимо безжалостные к ним карму. Однако новообращенные последователи Аллаха, становясь мусульманами по вере, оставались в основном индусами по культуре. Индусское общество могло поучиться у мусульман гордости за исповедуемую религию. Завоеватели принесли с собой более совершенное законодательство.

С другой стороны, сгладились "острые углы" исламского фанатизма. Несоответствие реалий жизни исламскому эгалитаризму породило в ХIII-ХIV вв. мусульманский мистицизм - суфизм с его презрением к мирским благам, нестяжательством и добровольной бедностью. Последователи этой ереси в суфи (накидке из грубой ткани) полагали, что путь к спасению лежит в личном служении любому богу без обрядов и посредничества духовенства.

В условиях политического бесправия в султанате сложились индусские секты, отрицавшие кастовость, также выступили за непосредственное общение с богами и личное служение - движение бхакти как интерпретация индуизма в духе исламского монотеизма. Характерная черта движения - уход от реальной жизни, в которой нечего ценить, к Богу для утешения (религия "мировой скорби"). Позднее, в ХVI-ХVII вв. приверженцы бхакти дойдут до утверждения, что "Коран - последняя из вед".

На политически независимом индусском Юге, религия скорее была источником вдохновения, а не ухода в скорбь. Согласно учению о воплощениях (аватарах), когда требуется возродить человеческое общество, рождаются нужные для этого люди, наделенные той долей божественных сил, которые требуются для выполнения их миссии.

Сикхи. В XV в. на Севере Индии появились новые проповедники реформированного индуизма. Один из реформаторов гуру («учитель») Нанак (1469 – 1539) основал новую религию. Ее последователей называют «сикхами» (букв. «ученики»). Сикхи исповедовали строгий монотеизм, в общины верующих принимали всех вне зависимости от исповедания и этнической принадлежности. Сикхи обходились без священнослужителей, но гуру почитали как живого Бога. Сикхи придали своей общине вид строгой организации, обложив каждую семью десятиной. Эта община постепенно стала неким подобием государства с администрацией, армией и финансами. Главной святыней сикхов являлся Золотой храм в г. Амритсаре в Пенджабе.

Жестокие преследования сикхов начал Аурангзеб. По его распоряжению был схвачен девятый гуру Тегх Бахадур, привезен в Дели и обезглавлен за отказ перейти в ислам.

Его наследник, десятый гуру Говинд Сингх (1675 – 1708) реформировал сикхскую общину, подчинив ее задаче военного противостояния Моголам. В 1699 г. он отменил пост гуру и передал всю власть сикхской общине, которая была названа хальсой («община чистых»). По распоряжению Говинда Сингха сикхи изменили свой внешний вид и резко стали выделяться из остальных индусов. Мужчины стали носить длинные волосы, которые им было запрещено когда-либо стричь за всю свою жизнь, также запрещено было брить бороду. Волосы закалывались гребнем, на правой руке – стальной браслет, особого покроя штаны и кинжал. На языке хинди все названные предметы начинаются с буквы «к». Каждый сикх получал титул «Сингх» («Лев»). Ранее такое имя носили мужчины только из касты раджпутов.

Литература

Алаев Л.Б. Средневековая Индия. – СПб., 2003.

Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 2004.

Коновалова И.Г. Средневековый Восток: учеб. пособие для вузов/ РАН, ГУГН, Научно-образовательный центр по истории. – М., 2008.

Медведев Е.М. Очерки истории Индии до XIII в. – М., 1990.

Успенская Е.Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. – СПб., 2000

 







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 1647. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия