Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Расцвет классической культуры Китая в эпоху Тан и Сун.





 

1. Возникновение и характерные черты империи Тан.

Представления о Китае европейцы получили через римлян. Римская империя, благодаря торговле шелком, имела некоторые, хотя и не очень четкие представления о Китае. По названию династии Цин в латинском языке появилось название государства Sinae. Благодаря тому, что латынь долгое время служила в Западной Европе в качестве научного языка, науку, занимающуюся изучением истории Китая, называют синология.

Китай – это страна с древнейшей историей и культурой. С великой Китайской цивилизацией связаны многие народы и страны Дальнего Востока. В отличие от Западной Европы, в истории Китая сложно отделить период Средневековья от Древнего периода.

Принято считать, что последней древней империей в истории Китая было Ханьское государство, прекратившее свое существование в начале III в.

Первое средневековое государство в Китае – это империя Тан, сложившаяся в начале VII в. Ей предшествовала борьба северного Китая с нашествием кочевников. На севере Китая в 439 г. сложилось сяньбийское государство. В 589 г. в борьбе за объединение северного и южного Китая была создана империя, получившая название по правящей династии – Суй. За недолгий период правления были заложены основы для возрождения Китая, как сильного и влиятельного государства Дальнего Востока. За короткий период была воссоздана надельная система землепользования, начался рост народонаселения. Построен город Чанъань, ставший столицей империи Суй, а затем и империи Тан. Началась грандиозная стройка – Великий канал, соединивший реки Хуанхэ и Янцзы.

В результате государственного переворота к власти пришел военноначальник Ли Юань, сместивший последнего суйского императора и основавший новую династию – Тан (613 – 907). С момента своего возникновения империя Тан проводила активную внешнюю политику. Китай расширил свою территорию на севере – до внутренней Монголии; на востоке – до Кореи, а на юге – до Вьетнама. Расширяя владения на западе, танская империя столкнулась с Арабским халифатом, с которым установились дружественные отношения.

Наивысшая точки в развитии империи Тан – это правление 6-го императора династии Ли Лун-цзи. Сложившийся в этот период тип имперского управления оказывал большое влияние на политическую систему Китая в последующие эпохи. Власть императора была наследственной. Но официальная идеология допускала, что у неправедного императора, возможно, было волей народа изъять Небесный мандат на правление. При этом избранником мог оказаться любой человек независимо от его родословной, социального статуса и этнической принадлежности.

При императоре существовал совещательный орган – Государственный совет, в который входили высшие сановники и близкие родственники государя, императорский секретариат, где готовились указы. В VIII в. был издан свод законов «Законоустановления Шести Ведомств династии Тан», в котором изложены принципы организации и деятельности основных структур государственного управления. Работу аппарата власти, включая императора, контролировали цензоры, наделенными большими полномочиями.

В Китае издавна была разработана бюрократическая система управления. В период Тан вся империя делилась на провинции, области и уезды. Все чиновники, начиная с уездных, назначались из центра и подчинялись ему. Каждые три года происходило перемещение чиновника на новое место службы, но никогда в родной уезд не посылали.

В эпоху Тан была законодательно утверждена система государственных экзаменов на чиновничий чин. Это давало возможность использовать чиновника не по происхождению, а по его деловым качествам и знаниям. С X в. стала складываться система общегосударственных экзаменов, что окончательно оформилось только в эпоху Мин.

Высокий уровень городского развития. Только крупных городов в империи насчитывалось 200. Самый крупный - Чанъань насчитывал до 1 млн. жителей. Быстро и успешно развивалось товарно-денежное хозяйство. Показатель этого развития – реформа налогообложения. Был введен так называемый «двойной налог», который заменил трудовую повинность и натуральные платежи денежными, вносимыми 1 раз в пол года.

Разорение мелконадельного крестьянства в результате налоговой реформы привело к вытеснению государственной надельной системы частной земельной собственностью.

Децентрализация управления империей стала заметна с 753 г., когда были введены должности правителей пограничных областей. Им были предоставлены полномочия действовать самостоятельно по ряду вопросов, иметь собственные военные отряды. Цзедуши – правители областей пытались отложиться от центра. Так, в 755 г. произошел мятеж Ань Лу-шаня.

В условиях развала аппарата управления государством сложились крестьянские отряды самообороны. Они приняли участие в крупнгейшем восстании во главе с Хуан – Чао в 874 – 884 гг. Для Китая это восстание имело самые губительные последствия, как для экономики, так и для политической стабильности. Начав с избиения иностранных купцов в портовых городах Китая, Хуан – Чао в 881 г. захватил столицу, объявив себя императором. Его методы правления вынудили половину восставших во главе с Чжу Вэнем перейти на сторону законного императора. Чжу Вэнь, став главнокомандующим императорских войск, в 907 г. низложил последнего императора из дома Тан.

2. Империя Сун и особенности китайского города.

С 907 по 960 г. Китай сотрясали внутренние войны. Один из северных князей Чжао Куан-минь стал лидером в борьбе за власть и в 960 г. провозгласил себя императором. Он положил начало правления новой династии Сун (960 – 1279), избрав в качестве столицы г. Бянь (современный Кайфын).

В XI в. в ходе реформ Ван Ань-ши была предпринята попытска централизовать финансы, установить государственный контроль в условиях развивающихся товарно-денежных отношений. С 1069 по 1074 г. первый императорский министр Ван Ань-ши провел следующие реформы:

 

1). Ввел налогообложение служилой знати. 2). Заменил государственные барщины крестьян денежным налогом. При этом даже часть поземельного налога уплачивалась крестьянами тоже деньгами. 3). Создан государственный банк, где крестьяне могли получать ссуду под небольшие проценты. 4). Построены государственные зернохранилища – амбары для голодных лет. Зерно выдавалось из них в первую очередь крестьянам. 5). Министр пытался организовать государственную торговлю.

Все мероприятия были вызваны к жизни развитием китайского города. Китайский город, в отличие от европейского, возник не на частной земле, а в рамках надельной системы и государственной собственности на землю. В результате китайский город никогда не имел свобод сравнимых с европейским свободным городом. Городская торговля и ремесло также развивались не самостоятельно. Они подлежали государственному регулированию. В городах создавалось некое подобие цехов (ханы) с целью упорядочения государственного налогообложения.

При отсутствии городской саморегулирующей общины, государство через администрацию ведало повседневной жизнью города. Кроме государственных чиновников к контролю и организации городской жизни привлекались монахи буддийских монастырей.

Таким образом, в результате развития китайского общества и государства город в период Сун имел следующие особенности, которые сохранялись в течение всего Средневековья.

1). Город располагался на государственной земле. 2) Полностью отсутствовала городская община и принципы самоуправления города. 3) Города имели строгую планировку с делением на административные районы и кварталы во главе с правительственными чиновниками. 4). Контроль государства за торгово-ремесленной деятельностью. При этом государство использовало город как источник доходов по следующим статьям: аренда помещений; налоги по 10 ступеням населения; прокат вещей; торговля разрешениями на лов рыбы; монополия на добычу руды, соли, плавку и обработку металла.

Самый крупный город Сунской империи – г. Бянь, в котором насчитывалось около 260 тыс. дворов, т.е. около 1млн. 700 тыс. жителей.

3.Расцвет классической культуры Китая в эпоху Тан и Сун.

В период средневековых империй Тан и Сун в Китае сформировались лидирующие религиозно-филисофские системы, благодаря которым происходило формирование культуры Китая и происходили процессы культурной ассимиляции народов, вторгавшихся и даже завоевывавших Китай.

Конфуцианство – официальная идеология на протяжении существования императорского Китая. Начиная с 59 г. в Китае был учрежден культ самого создателя этой идеологии – Кун-цзы (Конфуция). Именно благодаря учению Конфуция в Китае сложилась традиция почитания знания и интеллектуалов. Стремление учиться было почетным и поощрялось в любом возрасте. Учили только мальчиков, основой обучения которых были гуманитарные науки.

Конфуцианство опиралось и поддерживало старые культы, верования китайцев, сделав их государственным установлением, обязательным ритуалом. Большинство этих культов восходило к глубокой древности. Наиболее значимыми были: культ Неба; культ предков; культ семьи.

Одновременно с конфуцианством еще в Древнем Китае возник даосизм. На период Тан и Сун приходится бурный расцвет даосизма. Даосы стали монополистами оккультных наук, особенно астрологии, геомантии.

Буддизм проник в Китай во II в., а с IV в. стал китаизироваться. В эпоху Тан буддизм проник во все слои населения. А также в Китае стала формироваться особая его форма – чань (в Японии – дзэн). Чань в познании и достижении истины отводил главную роль не книжному знанию, а интуиции, озарению.

Благодаря распространению буддизма в Китае впервые появились храмы в полном смысле этого слова. А также скульптура, рельеф, изображающие божество. Буддизм познакомил Китай с художественной прозой в виде новеллы, которая впоследствии привела к возникновению классического китайского романа.

Буддизм и даосизм дали китайской поэзии чистоту, ясность, простоту форм. Главное достижение – пейзажные стихи, в которых природа и люди составляют единое целое. Выдающиеся поэты: Ли Бо (701 – 762), сохранилось свыше 900 произведений. Ду Фу (712 – 770).

Чань особенно повлиял на живопись – развитие пейзажных картин. Буддийские монастыри долгие века были в Китае центрами культуры. Здесь хранились архивы и библиотеки, пристанище поэтов, философов и ученых.

Большое значение буддизм имел для развития медицины, благотворительности – строительство и содержание больниц, приютов, бесплатных аптек для бедноты.

 

Литература

Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998.

Каменарович И. Классический Китай. – М.: Вече, 2007.

Коновалова И.Е. Средневековый Восток: учеб. пособие для вузов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века. – М., 1984.

Конфуций. Я верю в древность. – М., 1998.

Ломбар Д. Императорский Китай. – М., 2004.

Малявин В.В. Китайская цивилизация М.,2000.

Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М., 1993.

 







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 3348. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия