Государство Омейядов - на пути к централизации
1. Сасанидский Иран после падения Римской империи. С середины III в. историю Ближнего Востока определял конфликт между Римской империей, после ее падения – ее восточной половиной – Византией, с одной стороны и Сасанидским Ираном – с другой стороны. Сфера влияния персов распространялась на Аравию в связи с тем, что торговые пути аравийских торговцев проходили в Византию через территорию Персии. Византия постоянно пыталась получить свободный доступ к тразнтной торговле с Индией, как по суше, так и по морю. В своей политике она столкнулась с Сасанидским Ираном, в котором происходили очень заметные изменения в идеологии, организации государственности. В Сасанидский период зороастризм становится государственной религией. Свидетельством этому является принятый Арташиром I после коронации новый, зороастрийский, царский титул - “Поклоняющийся (Ахура-)Мазде...” - и основание им “царского” (коронационного) храма огня, ставшего общегосударственным святилищем. В то время Арташир сосредоточил в своих руках не только гражданскую и военную, но и религиозную власть. Картир был не только создателем первого канона государственой религии, но еще более политиком. В своих надписях он пишет об основных итогах своей деятельности по созданию государственной религии. При дворе Шапура I был принят еще один пророк и создатель собственной религии – Мани (217-277), пропаганда учения которого была разрешена по всему Ирану. Это было вызвано, прежде всего, тем, что завоевания Сасанидов открыли для Ирана новые идейные горизонты: христианство, гностические учения, неоплатонизм, различные толки зороастризма, иудаизм. Принцип учения Мани заключался в том, что вера должна быть понятной “в любой стране, на любом языке”. В нем содержалась идея Страшного суда, идея прихода мессии, поэтому последователи Мани признавали Христа, Будду, Заратуштру. По учению Мани, основное в человеке - даже не душа, которая, как и весь мир, порождена злом, а “искра божьего света”, и задача истинного праведника - способствовать ее освобождению. Этого можно достичь лишь крайней степенью аскетизма. Основной акцент учения Мани - крайний пессимизм, отрицание любых активных действий (кроме проповеди учения), замкнутость и обособленность (последователь учения, например, не должен делать добра никому, кто “против священного долга”). На востоке Ирана при жизни Мани действовали двенадцать проповедников его идей; в Мерве, тоже при жизни Мани, существовала большая манихейская община, многочисленные общины были в Месопотамии. Стройная замкнутая структура общин последователей учения Мани, таинственность мистических обрядов, изучение “гороскопа, судьбы и звезд”, слава манихеев как превосходных врачей, знающих самые сильные заклинания, - все это привлекало к ним. Судьба “пророка” Мани была трагична. Он был казнен через несколько лет после смерти своего царственного покровителя; его учение было объявлено вреднейшей ересью, и, несмотря на отдельные благоприятные для манихее обстоятельства, члены этой секты вынуждены были действовать тайно. В 484 г. сирийская христианская церковь в Иране официально приняла несторианское вероисповедание, в византийском православии считавшееся ересью, и порвала с византийской церковью. Кроме того, в Иране и, особенно в Закавказье был распространен монофизитский толк христианства, который в Византии также считался еретическим. В конце V в. несториане и монофизиты были легализированы иранским правительством. В V в. в Иране завершается установление раннефеодальных социально-экономических отношений и возрастает политическое могущество земельных магнатов. После поражения шаханшаха Пероза в борьбе с эфталитами (484 г.) его сын Кавад остался у них заложником. Когда же преемник Пероза был ослеплен, низложен знатью, заговорщики возвели на престол Кавада, прибывшего с эфталитскими отрядами. Умный и тонкий политик, Кавад ясно сознавал опасность оказаться марионеткой в руках сильных вельмож. Чтобы ослабить их, он, с одной стороны, организовал придворные интриги, а с другой - пожелал воспользоваться демагогическими лозунгами жреца одного из зороастрийских храмов, Маздака, который в то время начал проповедовать свое учение. Религия, к исповеданию которой призывал Маздак, была зороастризмом, с добавлением некоторых идей из проповедей Мани и неортодоксальных школ зороастризма. В отличие от манихейства, Маздак призвал к активным действиям верующих для окончательной победы “царства света” (порождением “царства света” признавалась, в частности, и “сильная и разумная” царская власть). Подлинное царство “силы и разума”, по этому учению, должно быть построено на всеобщем равенстве уравнительном распределении жизненных благ и должно наступить в ближайшее время. Размах движения низов под лозунгами идей Маздака потребовал консолидации сил знати. Широкие реформы налогообложения, объявленные Кавадом (их провел в жизнь его сын Хосров I), откололи от крайних маздакитов мелких землевладельцев. За прошедшее десятилетие мелкопоместная аристократия заняла ключевые позиции и в армии, и в администрации и могла стать сильной опорой центрального правительства. В 528 г. после диспута между зороастрийскими жрецами и Маздаком последний был признан “отступником от праведной веры”, схвачен и казнен. Его последователей ждала жестокая кара. С подавлением движения маздакитов процесс феодализации Ирана можно считать законченным. Закреплению нового социально-экономческого порядка, прежде всего в интересах мелкой феодальной знати, служила сильная централизованная царская власть, установившаяся при последних Сасанидах и направленная на подавление сепаратизма крупных феодалов. Буквально через сто лет после движения Маздака, казалось, сильное Персидское государство было покорено в войне с кочевниками – арабами. Год гибели последнего Сасанидского «царя царей» (651 г.) означал окончательное политическое подчинение Ирана арабам. Существует ряд причин, ускоривших крушение Сасанидского Ирана. К главным можно отнести неудачи в длительной ирано-византийской войне; пятилетний период междоусобиц, упадок экономики страны. 2. Доисламская Аравия: период «джахилийя». Период арабской истории, непосредственно предшествующий возникновению ислама, получил название «джахилийя», что буквально означает «незнание», «невежество». В этот период на территории Аравийского полуострова сложились и существовали две этнические группы, которые отличались также еще и способами жизнеобеспечения и общественной организации. На юге Аравии население занималось преимущественно земледелием и общалось на языке южносемитской группы. Они носили собирательное название «химйариты». Подавляющее большинство Аравийского населения занималось кочевничеством на территории северной и центральной части полуострова. Они говорили на языке северосемитской группы и назывались «бедуинами» (буквально «степняки»). Основной формой социальной организации в Северной и Центральной Аравии были кровнородственные коллективы – «бану» («сыновья одного отца»), имевшие разный статус в племенной системе аравийского населения. Каждое племя было самостоятельной единицей, во главе которой стоял «шейх» (араб. «старейшина»). Среди кочевников выделялись две группы: овцеводы и верблюдоводы. Более высокий статус был у последних. Большую роль в жизни Аравии играли оазисы и городские центры, связанные с международной торговлей между Ближним Востоком, Византией и Индией. Такими крупными центрами в период джахилийя были оазис Яйсриб с центром – г. Медина и г. Мекка. Мекка выступала в роли лидера в северо-западной части Аравии. В Мекке располагалось древнее святилище – Кааба, которое было местом поклонении многих бедуинских родов и племен. Положение Мекки как общеарабского комплекса святынь привлекало в город множество паломников и купцов. В Мекке с середины V в. проживало племя курайш, состоявшее из 10 родов. Преимущественным занятием курайшитов была торговля и ростовщичество. Накануне выступления Мухаммеда в Мекке происходили быстрые социальные изменения, которые вели к разложению старой родоплеменной организации. 3. Возникновение ислама, его роль в образовании государства у арабов. До возникновения ислама основная часть населения Аравии были язычники. Среди бедуинов был распространен культ небесных светил, а также скал, камней и деревьев. Также в период джахилийя получили распространение монотеистические культы: иудаизм и христианство. Иудаизм привился у земледельческого населения оазисов и в Йемене. Христианство было распространено на севере полуострова, ближе к Византии. Христиане здесь принадлежали к еретическим сектам монофизитов и несториан, гонимых в Византии. Также историки говорят о появлении накануне рождения ислама собственно аравийского монотеизма в лице пророческого движения – ханифизма. Основоположником ислама традиция считает Мухаммеда, принадлежавшего к роду Хашим из племени курайшитов. В 610 г. он впервые выступил с проповедями новой религии. Лишь через 10 лет он убедился в тщетности своей проповеднической деятельности в Мекке. Вместе со своими родственниками и сторонниками он принял решение о переселении в Медину. Это переселение – «хиджра» было совершено 20 сентября 622 г. Мухаммед и 70 его сторонников поселились в Медине на правах самостоятельной общины верующих. Переселенцев стали называть «мухаджиры», т.е. совершившие хиджру. Созданная Мухаммедом община была открыта всем желающим, так как основой ее организации была принадлежность к единому вероисповеданию. Так в Медине возникла надродовая и надплеменная организация, основанная на принципах единобожия – ислам. Именно благодаря этой общине в Мединский период были заложены основы общеарабского исламского государства. Именно здесь ислам стал не только религиозным течением, но и политическим фактором. В ходе военных столкновений мединской общины с Меккой в 628 г. было подписано соглашение (на 10 лет), по которому мединцы получали право совершать в Мекку паломничество – Хадж для поклонения к объявленной святыне ислама - Каабе. В январе 630 г. Мекка признала лидерство Мухаммеда и торжество ислама. Город подчинился пророку, и его жители приняли ислам. Мекканцы были включены в состав общины верующих – уммы. Кааба стала заповедной мечетью – главной святыней ислама. Пророк стал фактическим главой государства, столицей которого он объявил Медину. В течение двух лет с 630 по 631 г. большая часть Аравии подчинилась Мухаммеду. 4. Арабские завоевания. Первая гражданская война и раскол в исламе (шииты, хариджиты). Арабские завоевания, в результате которых сложилось обширное государство, раскинувшееся на части территорий Азии, Африки и Европы, охватывают время с 633 по 751 г. Наиболее обширные завоевания были совершены на первом их этапе – в правление четырех праведных халифов, т.е. в целом за 30 лет (633 по 661 г.). Абу Бекр (632 – 634); Омар ибн ал Хаттаб (634 – 644); Осман ибн Аффан (644 – 656); Али ибн Аби Талиб (656 – 661). Успеху завоеваний, начатых в правление Абу Бекра, способствовали следующие факторы- 1). С 602 по 628 год длилась война между двумя великими державами Ближнего Востока – Византией и Ираном. Война истощила их силы и ослабила сопротивление арабам. 2). К VII в. в Византии заметно ослабились экономические связи с восточными провинциями. 3). Оторванность восточных провинций усугублялась религиозной политикой императоров – гонения на секты монофизитов и ариан. Уже за 10 лет правления Омара арабы одержали победу над Византией. К 640 г. они отторгли у империи Палестину и Сирию. К концу 642 г. завоевали Египет, захватив важнейший стратегический пункт – город Александрию. В эти же годы был нанесен смертельный удар по Ирану. В 637 г. арабы взяли и разрушили его столицу – г. Ктесифон. К 651 г. они завершили завоевание Ирана и Ирака. Дальнейшее продвижение и захваты территорий арабы продолжили в следующих трех направлениях. Первое – на северо-восток, вдоль «шелкового пути» на Самарканд и далее. Второе – на юго-восток, в долину Инда. Третье – по северному побережью Африки вплоть до Пиренейского полуострова, с которого в течение 711-716 гг. далеко на север Испании были вытеснены вестготы. Последствия завоеваний. Арабы захватили обширную территорию и столкнулись с такими социально-экономическими и политическими отношениями, которые им были в Аравии не известны, а, следовательно, и не понятны. Поэтому на первых порах они не пытались вмешиваться в привычное течение жизни завоеванных народов. Сами они были поглощены захватом добычи и взиманием дани. В годы правления 4-ех праведных халифов оставались нетронутыми и социальные отношения и фискально-административный аппарат завоеванных стран. Арабы заняли положение верхнего господствующего слоя. Земледельческое и городское население завоеванных территорий платило подушную (джизья) и поземельную (харадж) подать. Главным следствием арабских завоеваний было то, что установление власти арабов в странах с развитой государственностью ускорило и усложнило процесс экономического и социального развития в самом арабском обществе. Особенно интенсивно эти процессы развивались в Омейядском халифате. Омейяды пришли к власти в кризисный период, получивший название Первой гражданской войны. Она была развязана в правление третьего праведного халифа Османа. Его аристократическим курсом правления были не довольны многие арабы. Особую активность проявляла группировка сторонников Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Эту группировку стали называть «шиат Али», т.е. «партия Али», а позднее – шииты. Первоначально группировка преследовала политические цели. Главная ее идея – это установление наследственной власти в Халифате по роду Али. В 656 г. экстремистские сторонники Али организовали убийство халифа Османа. Поставленный ими новый халиф Али встретил сопротивление. Вначале против него выступил наместник Сирии Муавия, из рода Омейядов. А в 657 г. его лагерь покинули недовольные воины. 12 тыс. воинов выбрали своего предводителя – халифа и отказались подчиняться Али. Так сформировалось демократическое направление в исламе – хариджизм, от слова «хариджиты», что означает «ушедшие», «покинувшие», имеется в виду ушедшие от Али воины. Они настаивали на передачи власти халифу, избранному в результате народного голосования. В 658 г. войска Али разгромили отряд хариджитов, убили их халифа. Мстя за убитого халифа, хариджиты организовали покушение на Али. В результате в январе 661 г. он был ранен отравленным мечом хариджита, в результате чего скончался. Власть в халифате захватил Муавия, создавший первую династию – Омейядов. 5. Государство Омейядов - на пути к централизации В правление династии Омейядов (661 – 750) территория халифата достигла наибольшей величины. Столицей халифата стал сирийский г. Дамаск. В период правления Омейядов складываются характерные черты общественного устройства арабо-мусульманского мира. Для него характерна многоукладность: патриархальное устройство у самих арабов сочеталось с рабовладением и элементами феодализма. В период правления Омейядов были унифицированы формы земельной собственности, а также система налогообложения Халифата. В период правления Омейядов складывается система государственного аппарата, во многом позаимствованная у Сасанидского Ирана. С целью укрепления централизации государства Омейядами были проведены реформы. 1). Восстановлена почтовая служба, прерванная во время первых завоевания. 2). В г. Дамаске был создан государственный архив и центральная казна. 3). Местные языки в государственных учреждениях везде были заменены арабским языком, которому был придан государственный статус. 4) Начата реформа по введению единой денежной системы. 5) Создана система наместничеств. К концу Халифата их стало 5. Военная, административная и судебная власть в наместничествах принадлежала эмирам.
Литература Мухаммад ибн Абд ал-Карим аш-Щахрастани. Книга о религиях и сектах. Часть 1. Ислам/ Пер. с араб., введ и коммент. С.М. Прозорова. – М., 1984. Усама ибн Мункыз. Книга назидания/ Пер. С араб. М.А. Салье. – М., 1958. Хилал ас-Саби. Установления и обычаи двора халифов/ Пер. С араб., предисл. И примеч. И.Б. Михайловой. – М., 1983. Большаков О.Г. История Халифата. – М., 1998. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. – М., 1986. Мец А. Мусульманский Ренессанс. – М., 1966. Очерки истории арабской культуры. – М., 1982. Шумовский Т.А. У моря арабистики. – М., 1975.
|