Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Внутреннее устройство и социальная структура Османской империи.





 

1. Тюрки в эпоху Великого переселения народов. Ранние тюркские каганаты.

Во второй половине I тысячелетия н.э. в евразийских степях и горных районах Центральной Азии преобладающее положение заняли племена тюрок. История тюркских народов известна главным образом по рассказам их оседлых соседей. Собственная историческая литература появилась у тюрок в Туркестане только в XVI в. Из всех турецких государств только историю Османской империи можно изучать по турецким источникам (на староосманском языке).

Первоначальное употребление слова «тюрк» служило обозначением племени во главе с родом Ашина, т.е. было этнонимом. После образования Тюркского каганата слово «тюрк» политизировалось. Оно стало одновременно обозначать и государство. Более широкий смысл ему придали соседи каганата – византийцы и арабы. Они распространили это наименование на зависимые от тюрок и родственные им кочевые народы евразийских степей. В настоящее время название «тюрк» - это исключительно лингвистическое понятие, без учета этнографии и даже происхождения.

Род Ашина является создателем первого тюркского государства. Оно возникло на Алтае в VI в. Здесь сформировался обширный племенной союз из 12 племен, который принял самоназвание «тюрк». Согласно древнему преданию, это наименование являлось местным названием Алтайских гор.

Первое историческое лицо из рода Ашин, возглавлявшее союз, был вождь тюрок Бумын. В 551 г., после победы над жужанями (граничили с северным Китаем) Бумын стал главой многоплеменного государства. Оно включало не только тюрок, но и подвластные им другие кочевые племена. За нирм закрепилось название Тюркский каганат (Тюрк эль, эль у тюрок – племя и государство в Средние века).

Бумын принял жужаньский титул «каган» (более поздняя форма – хан). Этот титул у кочевых народов обозначал верховного владыку, под началом которого находились другие правители более низкого ранга. Этот титул приравнивался к титулу китайского императора. Такой титул носили владыки многих народов – гунны, авары, хазары, болгары.

Тюркский каганат при ближайших преемниках Бумына за короткий период расширил свои границы от Тихого океана до Черного моря. В 576 г. в период наибольшей территориальной экспансии тюрки вышли на границы с Византией и Ираном.

По внутреннему устройству каганат представлял собой жесткую иерархию племен и родов. Первенство принадлежало 12-племенному союзу тюрок. Вторым по значению был племенной союз токуз-огузов во главе с уйгурами.

Верховная власть принадлежала представителям Каганского рода Ашина. Каган олицетворял в одном лице рули вождя, верховного судьи, верховного жреца. Престол передавался по старшинству братьев и племянников. Каждый из принцев крови получал в управление удел. Они получали титул «шад» (средн. Перс. Шах). Это так называемая удельно-лествичная система правления.

Тюркские каганы, подчинив древние земледельческие области, сами продолжали кочевать в степях. Они мало вмешивались в политическую, экономическую и культурную жизнь захваченных территорий. Местные их правители платили тюркам дань.

В течение 582-603 гг. шла междоусобная война, которая привела к распаду каганата на враждующие части: Восточнотюркский каганат в Монголии; Западнотюркский в Средней Азии и Джунгарии. История их существования продлилась недолго. До конца VII в. они находились под властью китайской империи Тан.

На короткий период времени возник второй Тюркский каганат (687 – 745), у истоков которого вновь стоял род Ашина, объединивший восточных тюрок. Также было восстановлено государство западных тюрок с господствующим положением племени Тюргешей. Отсюда название каганата – Тюргешский.

После крушения Второго Тюркского каганата важной политической силой в Центральной Азии стал Уйгурский каганат со столицей в г. Орубалыке на р. Орхон. Во главе государства с 647 г. стоял род Яглакар. Уйгуры исповедовали буддизм и Несторианство. Они считались непримиримыми врагами ислама. В 840 г. уйгуры были разгромлены енисейскими кыргызами.

Важной вехой в истории ранних тюркских государств и народов Центральной и Средней Азии стало завоевание арабов и процессы исламизации, которые здесь происходили. В начале VIII в. арабами был покорен весь Среднеазиатский регион. Начиная с 713 – 714 гг. арабы столкнулись с тюрками в боях под Самаркандом. Тюргешский каган отказался от добровольного подчинения халифату и поддерживал борьбу самаркандцев против арабского присутствия. В результате арабы в 30-х гг. VIII в. нанесли решительный удар по тюркским войскам, и Тюргешский каганат распался.

С присоединением Средней Азии к Халифату были ликвидированы дробные внутренние границы, и разные народы этого региона были объединены одним языком (арабским) и общей религией – исламом. Средняя Азия с этого времени стала органичной частью исламского мира.

 

2. Сельджукиды и формирование государства Великих Сельджуков.

В конце X в. племена принявших ислам тюрок стали играть активную политическую роль в Средней Азии. С этого времени в регионе стали править исламизированные тюркские династии – Караханидов, Газневидов и Сельджукидов.

Караханиды происходили из верхушки племени карлуков. Они были связаны с родом Ашина. После разгрома Уйгурского каганата енисейскими кыргызами к ним перешел верховный авторитет среди тюркских племен. В 840 г. образовалось государство Караханидов, занимавшее первоначально территорию Семиречья и Туркестана. В 960 г. карлуки массово приняли ислам. По данным источников в ислам перешло сразу 200 тыс. шатров. Государство Караханидов просуществовало до начала XIII в. Его падение было ускорено ударами сельджуков.

Газневиды – тюркская суннитская династия, которая правила в Центральной Азии с 977 по 1186 г. Основателем государства является тюркский гулям Алп - Тѐ́гин. Уйдя со службы у Саманидов в Хорасане, он возглавил полунезависимое княжество в Газне (Афганистан). Наибольшего могущества государство Газневидов достигло при султане Махмуде Газневи (998 – 1030). Он значительно расширил территорию своего государства, совершая успешные походы в Среднюю Азию, Индию. Его походы сыграли большую роль в распространении ислама суннитского толка на севере Индии. Также он прославился широким меценатством, предоставляя широкие возможности для работы при дворе известным ученым. При его дворе трудился знаменитый энциклопедист Абк Райхан Бируни (973-1048). Великий персидский поэт Фирдоуси, автор эпической поэмы «Шах-наме». Сын Махмуда Масуд (1031 – 1041) недооценил опасности седьджукидов. В 1040 г. огромная армия Масуда потерпела поражение от сельджуков под Мервом. В результате они утратили Хорасан и Хорезм. К середине XI в. Газневиды потеряли все иранские владения, а в 1186 г. после долгой борьбы за выживание, после многочисленных территориальных потерь, государство Газневидов прекратило существование.

В IX – X вв. кочевники Огузы жили на Сырдарье и в Приаралье. Глава огузского племенного союза с тюркским титулом «йабгу» возглавлял союз из 24 племен. Столкновение Огузов с культурой Средней Азии способствовало их исламизации. Среди огузских племен выделились сельджуки. Они носили такое название по имени полулегендарного предводителя Сельджука ибн Тугака.

История возвышения сельджуков связана с именами двух известных вождей, которых традиция считает внуками Сельджука – Чагрил-бек и Тогрул-бек. Тогрул-бек наголову разгромил газневидов и стал хозяином Хорасана. Затем он совершил походы в Ирак, сверг династию Бувайхидов. За это от Багдадского халифа он получил титул «султан и царь Востока и Запада». Политику завоевания продолжил его сын Алп Арслан (1063 – 1072). В 1071 г. он одержал знаменитую победу над византийцами при Манцикерте. Эта победа открыла сельджукам дорогу в Малую Азию. К концу XI в. сельджуки захватили Сирию, Палестину, а на востоке – владения Караханидов.

В результате военных походов сельджуков было создано огромное государство, простиравшееся от Амударьи и границ Индии до Средиземноморья. Правление султанов XI – XII вв. принято называть династией Великих Сельджукидов.

Расцвета держава Сельджукидов достигла в правление султана Малик-шаха I (1072 – 1092). В его правление завершилось складывание государственных структур, начатое еще при Тогрул-беке. В отличие от своих предшественников, носивших тюркские имена, Малик-шах взял себе имя, составленное из араб. Малик и перс. Шах (оба слова означают – царь). Столицей государства стал город Исфахан. Его везирем был Низам ал-Мулк (1064 – 1092), автор персоязычного трактата «Сийасат-наме» («Книга о правлении»). В нем образцом правления был объявлен халифат Аббасидов. Для воплощения в жизнь этого идеала была введена новая система подготовки чиновников и суннитских богословов.

В период правления Малик-шаха государство Сельджукидов было относительно централизованным. Султан, как глава государства, был верховным собственником всей земли империи. Его власть передавалась по наследству сыну. Вторая фигура в государстве – везир, который руководил центральным аппаратом управления и ведомствами – диванами. Провинциальная администрация четко делилась на военную и гражданскую.

Было сформировано постоянное войско из рабов-мамлюков. Их привозили из Средней Азии, обращали в ислам и обучали военному делу. Став профессиональными военными, они получали свободу и иногда делали успешную карьеру.

При Сельджукидах получила распространение система икта, возникшая еще при Аббасидах. Сельджукские султаны разрешили передавать икта по наследству. В результате появились крупные земельные владения, не контролируемые центральной властью.

В государстве Сельджуков сохранялись некоторые элементы управления, восходящие к родовым принципам. 1). Империя рассматривалась, как семейная собственность, поэтому функции управления могли принадлежать нескольким братьям одновременно. 2). Институт Атабеков (букально – отец-опекун) или наставников и воспитателей малолетних принцев. Атабеки имели огромное влияние на молодых царевичей, иногда даже правили за них.

В 1092 г. был убит Низам ал-Мульк, а через месяц скончался Малик-шах. Его смерть положила начало распаду империи Сельджукидов. Сыновья Малик-шаха в течение ряда лет боролись за власть. В начале XII в. Сельджукский султанат окончательно раскололся на несколько независимых и полузависимых владений: Хорасанский (Восточносельджукский), Иракский (Западносельджукский) и Румский султанаты.

Хорасанский и Иракский султанаты просуществовали до конца XII в. Румский султанат был разрушен монголами. В течение XI – XIII вв. шел процесс тюркизации Малой Азии. С XI по XII в. сюда переселилось от 200 до 300 тыс. сельджуков. Освоение тюрками византийского мира принимало различные формы. Во-первых, вытеснение греков с их земель, что приводило к депопуляции территорий бывших византийских провинций. Во-вторых, исламизация греков. Монгольские завоевания привели к новой волне тюркизации. В Малую Азию, особенно Анатолию, хлынули тюркские племена из Восточного Туркестана, Средней Азии и Ирана.

 

3. Образование Османского государства.

Во второй половине XIII - первой половине XIV в. на территории Западной и Центральной Анатолии (византийское название Малой Азии, что с гереческого означает «восток») возникло около 20 тюркских бейликов или эмиратов.

Самым сильным из возникших эмиратов было Османское государство в Вифинии (северо-запад Малой Азии). Такое название государство получило по имени Османа – предка правившего там эмира. Около 1300 г. Османский бейлик освободился от подчинения Сельджукидам. Его правитель бей Осман (1288 – 1324) стал проводить самостоятельную политику.

В правление сына Османа – Орхана (1324 – 1359) турки-османы покорили почти все мусульманские эмираты в Малой Азии. Они приступили к завоеванию византийских владений в Малой Азии. Вначале столицей Османского государства был г. Бруса. К середине XIV в. османы вышли к черноморским проливам, но захватить их не смогли. Свою завоевательную активность они перенесли на Балканы, принадлежавшие Византии.

Османы столкнулись на Балканах не с могучим государством, а с немощной Византией и несколькими враждующими государствами Балкан. Турецкий султан Мурад I (1362 – 1389) захватил Фракию, куда перенес столицу, избрав для нее г. Адрианополь. Византия признала свою вассальную зависимость от султана.

Решающее сражение, определившее исторические судьбы народов Балкан произошло в 1389 г. на Косовом поле. Султан Баязид I Молниеносный (1389 – 1402) разгромил сербов, а затем захватил Болгарское царство, Валахию и Македонию. Захватив Фессалоники, он вышел на подступы к Константинополю. В 1394 г. он блокировал византийскую столицу с суши, что продолжалось долгих 7 лет.

Европейские страны попытались остановить турецкое завоевание. Во главе с венгерским королем Сигизмундом крестоносное рыцарское войско в 1396 г. дало турецкой армии Баязида генеральное сражение. В результате под Никополем на Дунае блестящие рыцари из Венгрии, Чехии, Германии, Франции и Польши потерпели сокрушительное поражение.

Константинополь на время был спасен не Западом, а Востоком. На державу Баязида надвигались войска среднеазиатского правителя Тимура. 20 (28) июля 1402 г. при Ангоре (совр. Анкара) в Малой Азии встретились армии двух прославленных полководцев Тимура и Баязида. Исход сражения решила измена малоазийских беев и тактические просчеты Баязида. Его армия потерпела сокрушительное поражение, а султан был пленен. Не вынеся унижения, Баязид скончался.

После долгой борьбы за власть сыновей Баязида, к власти пришел Мурад II (1421 – 1451). Он сделал попытку захватить Константинополь, который в 1422 г. дал отпор его войскам. Мурад снял осаду, но византийский император признал себя данником султана.

Дважды неудачно западноевропейские монархи пытались отстоять Балканы и Константинополь. В 1444 г. объединенные войска под командованием короля Польши и Венгрии Владислава III Ягеллона были разбиты армией Мурада. В 1448 г. такая же судьба ожидала на Косовом поле и венгерского полководца Яноша Хуньяди.

Константинополь был взят после долгой подготовки молодым султаном Мехмедом II (1451 – 1481), получившим за многочисленные завоевания прозвище «Фатих» - «Завоеватель». 29 мая 1453г. Константинополь пал. Последним символом Византийской империи оставался Трапезунд, василевс которого Давид Великой Комнин (1458 – 1461) принадлежал к потомкам старинного императорского рода Комниных. После завоевания Трапезунда все султаны, начиная с Мехмеда включали в свою титулатуру наименование кайсер-и Рум, т.е. «император Романии».

После взятия Константинополя Османское государство превратилось в мировую державу, которая долгое время играла важнейшую геополитическую роль на Востоке и Западе Евразии.

Османы полностью подчинили своей власти народы Балканского полуострова, фактически вытеснили с торговых путей на Средиземноморье европейских купцов и бывших лидеров Геную и Венецию. Генуя потеряла свою самую крупную колонию в Крыму (1475). С этого времени Крымское ханство превратилось в вассала Османской империи.

К началу XVI в. турки захватили всю восточную Анатолию и стали контролировать важнейшие международные торговые пути. В правление Селима I (1512 – 1520) Османская империя получила выход к Арабскому Востоку, захватив северную Месопотамию с крупными городами, как Мосул, Мардин.

Османы способствовали разрушению гегемонии арабского мира на Ближнем Востоке. В 1516 – 1520 гг. под руководством Селима I они сокрушили мамлюкское государство Египта. В результате к Османскому государству была Присоединена Сирия и Хиджаз с Меккой и Мединой. В 1516 г. Селим I принял титул падишах-и-ислам («Султан ислама») и стал исполнять халифские прерогативы, как, например, организация хаджа. В 1517 г. в состав Османского государства вошел Египет.

После победы над мамлюкским Египтом единственным врагом на Востоке для османов осталась держава Сефевидов. В течение XVI в. османские правители стремились изолировать Сефевидское государство, захватив восточное побережье Черного моря и часть территорий Кавказа (Восточная Армения, Азербайджан, Ширван, Дагестан). В 1592 г. османы закрыли Черное море для входа всех иностранных кораблей.

С начала XVI в. Османская империя оказалась вовлеченной в европейскую политику. Основными ее соперниками выступали португальцы и испанцы. Зато складывался союз Османской империи с протестантскими странами, а также с Францией, боровшейся против Габсбургов.

 

Османская угроза преследовала Европу и с моря, и с суши: в Средиземном море и с территории Балкан. После даже сокрушительных побед, когда в битве при Лепанто (1571) был уничтожен Священной лигой османский флот, турки захватили Тунис. По результатам этих кампаний великий везир Мехмед Соколу сказал венецианскому послу: «Вы нам отрезали бороду у Лепанто, мы же вам – руку в Тунисе; борода отрастет, рука – никогда».

До середины XVI в. турки реально были опасны соседям их балканских территорий: Венгрии, Чехии, Австрии. Они трижды брали в осаду Вену, но не смогли ее одолеть. Несомненным их успехом был контроль над Венгрией. В дальнейшем османские войны в западной Европе носили локальный характер и не меняли политическую карту этого региона.

4. Внутреннее устройство и социальная структура Османской империи.

Основные социально-политические и экономические институты Османской империи сложились во второй половине XV в., при Мехмеде II (1451 – 1481) и Баязиде II (1481 – 1512). Правление Сулеймана I Кануни («Законодателя»), или Сулеймана Великолепного (1520 – 1566), как его называли в Европе, считается «золотым веком» Османской империи. К этому времени она достигла апогея своего военного могущества и максимальных размеров территории.

Обычно еще при жизни султан назначал своего преемника, которым мог стать сын любой из султанских жен. Такое прямое наследование от отца к сыну сохранялось в Османской империи до 1617 г., когда верховную власть стало возможным передавать по старшинству. Такой порядок наследования был постоянной угрозой жизни членов семьи. Смертоносная династийная борьба продолжалась до начала XIX в. Так, Мехмед III (1595 – 1603), придя к власти, казнил 19 своих братьев и приказал утопить в Босфоре 7 беременных жен османских принцев.

В XVI в. в султанской семье было принято, согласно сельджукскому обычаю, посылать сыновей, достигших 12 лет, в отдаленные провинции. Здесь они организовывали управление по столичному образцу. Мехмед III положил начало другой практике. Он держал своих сыновей в изоляции в специальном помещении дворца. Эти условия не способствовали подготовке правителей огромной империи.

Заметную роль при дворе султана имел гарем. В нем царила султанша-мать. Она обсуждала с великим везиром и главным муфтием государственные дела.

Великий везир назначался султаном. Он вел от имени султана административные, финансовые и военные дела. Ведомство великого везира называлось Баб-и али («Великие врата»), по-французски La Sublime Porte («Блистательные врата»). У российских дипломатов - «Блистательная Порта».

Шейх-уль-ислам – высшее мусульманское духовное лицо, которому султан перепоручал свою духовную власть. Он имел право выносить «фетву», т.е. специальное заключение о соответствии правительственного акта Корану и шариату. В качестве совещательного органа функционировал имперский совет – диван-и хумайюн.

Османская империя имела административное деление на эйалеты (провинции), которыет возглавляли губернаторы – бейлербеи (с 1590 г. – вали). Бейелбеи имели звание везира и титул паши, поэтому эйялеты часто называли пашалыками. Губернатора назначали из Стамбула и подчинялся великому везиру. В каждой провинции располагались янычарские корпуса, командующие которыми (ага) также назначались из Станбула.

Более мелкие административные единицы назывались «санджаками» во главе с военачальниками – санджакбеями. При Мураде III в империя состояла из 21 эйялета и около 2500 санджаков. Санджаки делились на уезды (каза), уезды – на волости (нахийе).

Основу социально-политической структуры Османской империи составляли самоуправляющиеся общины (таифа), сложившиеся во всех сферах профессиональной деятельности, в городе и в деревне. Во главе общины стоял шейх. Города не имели ни самоуправления, ни муниципального устройства. Они входили в систему государственного управления. Фактическим главой города был кади, которому подчинялись шейхи торгово-ремесленных корпораций. Кади регулировал и устанавливал нормы производства и продажи на все товары.

Все подданные султана делились на два разряда: военные (аскери) – профессиональные воины, мусульманское духовенство, госчиновники; и податные (райя) – крестьяне, ремесленники, купцы всех вероисповеданий. Первый разряд был освобожден от налогообложения. Второй разряд – платили подати, согласно арабо-мусульманской традиции.

Во всех частях империи не существовало крепостной зависимости. Крестьяне могли свободно менять местожительство, если у них не было недоимок. Статус элитарных групп общества поддерживался исключительно традицией и не был закреплен законом.

В Османской империи XV – XVI вв. не было господствующей национальности. Османское государство и общество имели космополитический характер. Турки как этническая общность составляли меньшинство и ничем не выделялись среди других народов империи. Турецкий язык как средство межнационального общения еще не сложился. Арабский был языком Священного Писания, науки и судопроизводства. Славянский служил разговорным языком двора и янычарского войска. По-гречески говорили станбульцы и жители бывших византийских городов.

Правящая элита, армия, администрация были многонациональны. Большинство везиров и других администраторов происходили из греков, славян или албанцев. Из славяноязычных мусульман состоял костяк османской армии. Таким образом, единство османского общества как целостной системы поддерживалось исключительно исламом.

Миллеты – религиозно-политические автономии иноверческого населения. К XVI в. сложилось три миллета: рум (православные); яхуди (иудеи); эрмени (армяно-грегориане и др.). Все миллеты признавали верховную власть султана, платили подушную подать. При этом они пользовались полной свободой культа и самостоятельностью в решении своих общинных дел. Во главе миллета стоял миллет-баши.. Он утверждался султаном и являлся членом имперского совета.

Однако фактически немусульманские подданные султана были неполноправны. Они платили больше налогов, не принимались на военную службу и не занимали административных должностей, а их свидетельства в суде не принимались во внимание.

Тимарная система сложилась в условиях особой формы землевладения, согласно которой все земельные и водные ресурсы считались собственностью «уммы», т. е. всех мусульман. Очень незначительной была частная собственность или «мюльк». Основным видом собственности на землю была государственная.

Государственные служащие, военные получали тимары - неотчуждаемые земельные держания, вначале с правом передачи по наследству. Жаловалась не сама земля, а право на часть дохода с нее.

Тимары различались по величине доходов. Раз в 30-40 лет в империи производилась перепись всех держателей земельных участков. Эта перепись составляла кадастр (дефтер) по каждому санджаку. Дефтер и канун-наме жестко фиксировали налоговые ставки, свыше которых запрещалось брать с крестьян платежи.

В XVI в. раздача тимаров приобрела строго централизованный порядок. На основе раздачи тимаров содержались воины сипахи. С конца XV в. эту армию стали вытеснять воины рабского состояния (капыкулу), которых содержали на казенный счет. Воинов – рабов набирали в славянских регионах в возрасте 9-14 лет. Их обращали в ислам и специально готовили к военной и гражданской службе. Такая пехота в османской армии называлась янычары (от тур. ени чери – «новое войско»). Они жили по уставу дервишского ордена «бекташи». Со временем они стали замкнутой военной корпорацией – гвардией султана.

 

Литература

Васильев Л.С. История религий Востока: 7-е изд. испр. и доп. – М., 2004.

Гаспарян Ю.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. – М., 1983.

Еремеев Д.Е. На стыке Азии и Европы: Очерки о Турции и турках. – М.: Наука, 1980.

Коновалова И.Г. Средневековый Восток: учеб. пособие для вузов/ РАН, ГУГН, Научно-образовательный центр по истории. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

Памук Э. Стамбул город воспоминаний. – М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2006.

Смирнов В.Е. Мамлюкские институты как элемент военно-административной и политической структуры османского Египта//Одиссей. – М., 2004.

 







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 1403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия