Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Характер и проблемы средневековой философии. Ее периодизация.





Имеет 2 источника формирования:

1) древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях;

2) Священное Писание.

Характерные черты философии средневековья:

· Средневековая философия была служанкой богословия, теологии. Исходит из идеи существования единственного личного Бога.

 

· Средневековая философия является синтезом двух традиций: христианского учения и античной философии.

 

 

· Особенностью средневековой философии была борьба номинализма и реализма (как проявление борьбы материализма и идеализма).

 

· специфической формой философии в средние века была схоластика. Сочетание иррациональности и рациональности.

Мировоззренческой основой средневековой философии стали:

теоцентризм, креационизм, провиденциализм

 

Теоцентризм - мировоззренческая позиция, согласно которой высшей реальностью признается не природа, а Бог как беспредельное, всемогущее, определяющее и творящее начало.

Креационизм - (сreatio – творение) – принцип сотворения мира Богом из ничего. Бог и его творение – две реальности с разным статусом, абсолютно не переходящие друг в друга.

Провиденциализм - (providentia – провидение) – принцип понимания мира и его истории как управляемого божественным провидением.

Основные темы и проблемы средневековой философии:

1) проблема сущности Бога и его троичности (тринитарная проблема);

2) проблема соотношения веры и разума: откровения Христа и мудрости язычников (Античности); теологии и философии, теологии и науки.

3) проблема понимания истории как движения к определенной конечной цели и определения этой цели («Град Божий»);

4) проблема свободы воли человека и возможности спасения души;

5) проблема происхождения зла в мире и оправдания Бога (теодицея) и др.

В средневековой философии выделяется 2 периода:

патристика (IV–VIII в.в.) и схоластика (VI - XV в.в.).

Схематизация проблемы Античности (По принципу преобладания): Патристика – на традиции Платона. Схоластика – на традиции Аристотеля..

2. Патристика. Философия Августина

В истории патристики выделяют 2 этапа –

апологетика (II-III вв.) и классическая патристика (IV-VI вв).

Представители патристикиКлимент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Тертуллиан, Ориген.

 

Вершина патристики – философия Августина Блаженного.

 

В патристике осуществлен синтез платонизма (неоплатонизма) с христианством (Ориген, Григорий Нисский).

 

В патристике получили обоснование:

1) Идея нематериальности, вечности и бесконечности Бога.

2) Христологическая проблема – проблема сочетания в личности Иисуса Христа божественной и человеческой природы

По этому вопросу возникли ереси:

- гностицизм – утверждал только божественность Христа, вынужденность его телесного облика. Это обесценивало страдания, смерть и идею воскресения;

- монофизитство – Монофизиты видели в Христе только символический смысл, разрушая образ Христа как «модели общечеловеческого значения»;

- арианство – Христос понимался не как «единосущный», а лишь «подобносущный», и тем самым терял часть божественного авторитета.

 

3) Тринитарная проблема (проблема троичности Бога). Наиболее весомо учение Григория Нисского по обоснованию догмата троицы. Предложил различать сущность и ипостась.

Методы философской теологии:

1) Экзегетический метод (экзегетику). Основа его – в вычленении 2-х основных смыслов Священного Писания – буквального и духовного.

2) Апофатический метод. Апофатическое (букв. – негативное) богословие стремилось адекватно выразить абсолютную трансцендентность Бога путем последовательного отрицания всех его атрибутов и обозначений, устранения всех относящихся к нему понятий. Разработан Псевдо-Дионисием Ареопагитом.

3) Катафатический метод – описание Бога посредством позитивных утверждений, атрибутов и обозначений. Употребление их в силу абсолютной трансцендентности Бога мыслится метафорически.







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 1346. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия