Ступени эманации:
ЭМАНАЦИЯ ЕДИНОГО
| ЕДИНОЕ (СУБСТАНЦИЯ)
| ВОСХОЖДЕНИЕ К ЕДИНОМУ
|
1) Единое – причина всего. Порождает все остальное, ничего не утрачивая в себе. Источник света, огня, неиссякающий родник.
2) Нус (Ум) – первое, что произошло от Единого. Если Единое – потенция всех вещей, то Нус – это мышление, жизнь, интеллигибельный космос, мир чистой красоты.
3) Мировая Душа. От Единого свет идет к Душе. Она существует уже во времени. Она – связующее звено сверхчувственным и чувственным (земным) мирами. Душа, оставаясь бестелесной, порождает телесное (природу), управляет всем чувственным.
4) Природа – порождена Мировой Душой. Природа двояка: с одной стороны, это низшая, затемненная часть Мировой Души, с другой – порождение материи. Материя – угасание света, нечто, которое почти ничто. Материя противостоит Единому. Материи дается форма, которая освещает материю и создает природу.
Человек – имеет душу (связан с Мировой Душой) и тело (материальное). Человеческое бытие возможно как преимущественно духовное или преимущественно материальное (телесное). Душа стремится вернуться к Единому. Путь - духовная добродетельная жизнь, диалектика, аскеза, «экстаз» - мистическое объединение с Единым, чистое духовное его созерцание (у Плотина это главный путь).
|
ПРИРОДА – ЧЕЛОВЕК
|
Единство мира – в творении и возврате.
Единство мира характеризует триада Прокла:
1) содержание сотворенного в творящем;
2) выделение сотворенного из творящего;
3) возврат сотворенного к творящему.
Неоплатонизм – предельно универсальная система, на основе которой возникли и ортодоксальный христианский теизм, и пантеизм, и мистическая традиция в западноевропейской философии.